5 лучших фильмов об аферах и аферистах
«Афера» (The Sting), 1973
Основополагающий фильм для поджанра, поставленный Джорджем Роем Хиллом («Батч Кэссиди и Сандэнс Кид») и получивший 7 «Оскаров», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучший сценарий.
Это история двух профессиональных аферистов — Роберт Редфорд и Пол Ньюман, — которые после смерти товарища решают «кинуть» не очередного мирного горожанина, а крупного, безжалостного преступника (Роберт Шоу). Весь фильм — безупречно выстроенная комбинация, не только в плане механизма «развода», но и по режиссуре, сценарию, актерским работами и стилизации музыки и картинки под 30-е годы прошлого века.
«Афере» подражали столько раз — и в фильмах, и в сериалах, — что в наше время основная интрига кажется прозрачной, а финальный твист и вовсе трудно назвать таковым. Но ничего подобного по уровню актеров и размаху с тех пор так и не было снято. Все нижеперечисленные фильмы великолепны, кое-какие превосходят «Аферу» по качеству сценария, но ни в одном из них вы не увидите Редфорда или Ньюмана (даже по отдельности) и настолько достоверно и художественно воссозданной жизни ушедшей эпохи.
«Ва-банк» (Vabank), 1981
Польский ответ американской «Афере», ставший культовым в СССР и практически неизвестный на Западе. Ничего плохого в этом фильме нет — остроумный сценарий, хорошие актеры, непритязательная, но очень энергичная режиссура главного польского комедиографа Юлиуша Махульского («Кингсайз», «Дежавю»). Пожалуй, его единственный недостаток, — то, что каждый сюжетный поворот там рассчитан на людей, не смотревших западных аналогов.
Это опять-таки история отряда профессиональных жуликов, решивших развести крупную фигуру из мира организованной преступности. В полную кальку The Sting «Ва-банку» не дают превратиться антураж (Варшава 1934-го вместо Чикаго 1936-го) и национальный колорит тех психологических механизмов, которые мошенники используют в своих целях. Скажем, в самой запоминающийся сцене фильма фигурирует темнокожий гражданин, что в фильме об аферистах другой страны и эпохи не было бы такой экзотикой.
От стран советского и пост-советского блока на место в этой подборке претендовал целый ряд картин, — от «Золотого теленка» до «Классика». Но я все-таки решил остановиться на «Ва-банке», как на жанровом фильме с определенным уровнем класса, нетипичным для восточновропейского кино.
«Девять королев» (Nueve Reinas), 2000
Блистательный дебют Фабиана Белински, с которого официально начинается современное аргентинское кино. Режиссер написал и снял всего две картины — «Королевы» и очень любопытный фильм-ограбление «Аура», — прежде чем умереть от сердечного приступа. Но «Девять королев» прокатывали по всем миру (за исключением, насколько я знаю, России) с огромным успехом. Есть американский ремейк (абсолютно бездарный Criminal 2004 года), да и критика с отзывами зрителей у фильма такая, что из-за него трудно не обратить внимание на мощнейший аргентинский кинематограф, который сейчас ничем не уступает южнокорейскому.
Двое случайно встретившихся мелких аферистов решают… ну да, кинуть крупного и опасного бизнесмена из Испании, продав ему серию фальшивых марок. Одного играет главное лицо аргентинского кино Рикардо Дарин, второго — не снявшийся больше ни в одном значимом фильме Гастон Паульс, удивительно точно и тонко вошедший в образ наивного новичка, терзающегося угрызениями совести по поводу своей новой «профессии».
В отличие от предыдущих картин, в «Королевах» не игнорируется тот факт, какие все-таки подонки и ублюдки эти мошенники, разводящие беспомощных старушек и в целом наживающиеся на наивных и беззащитных людях.
Им противопоставляется буквально набитый большими и мелкими преступниками Буэнос-Айрес: в лучшей сцене фильма Дарин объясняет напарнику, почему их работа еще сравнительно безобидная, пока камера выхватывает из толпы готовящихся «к делам» уголовников. Да и происходит все на фоне экономического кризиса, который одновременно толкает юного героя на путь преступления, делает возможным проворачиваемую аферу и служит инструментом воздаяния по заслугам всем, кто тут этого действительно заслужил.
«Кидалы» (The Grifters), 1990
Самый мрачный и реалистичный фильм о мелких мошенниках, показывающий, на что действительно похожа жизнь людей, зарабатывающих на жизнь подменой купюр в грязных барах. Роман классика американской криминальной литературы Джима Томпсона сам по себе достаточно депрессивный, но фильм Стивена Фрирза по сценарию еще одного классика криминального жанра, — Дональда Уэстлейка — вообще выходит за рамки развлекательного кино.
Это драма с блестящими актерскими работами Джона Кьюсака и Анджелики Хьюстон, в которой нет особого острого сюжета. Просто пара дней из жизни мелкого мошенника, который получил удар бейсбольной битой в живот и едва может перемещаться с места на место, но при этом все равно пытается добыть какие-то деньги привычным способом — это рефлекс, посмертные судороги, метания цыпленка с отрубленной головой.
В центре событий — не деньги, но отношения между героем Кьюсака и его матерью, тот минимальный уровень доверия, который только и может существовать между такими людьми. Из всех фильмов в этой подборке The Grifters наименее приятны при просмотре — но это, пожалуй, единственный тут фильм, который действительно стоит посмотреть всем и каждому.
«Игорный дом» (House of Games), 1987
Большой американский драматург Дэвид Мамет сделал целую карьеру на фильмах о мошенниках, аферистах и прочих крупных и мелких «каталах»: от «Испанского узника» со Стивом Мартином до «Грабежа» с Джином Хэкменом. House of Games — его режиссерский дебют, его лучший фильм и его лучший сценарий на чисто криминальную тему.
Пусть по глубине фильм и не дотягивает до лучших работ Мамета-драматурга (это «Гленгарри Глен Росс» и «Американский буффало» — как пьесы, так и фильмы), перед нами еще один ювелирно выстроенный механизм, на сей раз — c оригинальным сюжетом. Нашей точкой входа в мир профессиональных аферистов становится не один из них, а посторонний — женщина-психиатр со своим набором проблем, которую привлекает то ли извращенная психология, то ли мужская красота одного из преступников (постоянный актер Мамета Джо Мантенья).
Едва не пострадав от действий аферистов, героиня увлекается теми механизмами, с помощью которых ее чуть не развели, и просит героя Мантеньи показать ей как можно больше вариантов. Понятно, что ничем хорошим это не кончится. Вопрос только в том, кто в итоге окажется последней жертвой и что при этом потеряет — деньги или саму жизнь.