5 игр про «злых русских», которые созданы за пределами России
Тем не менее уже сейчас известно, что «злые русские» в игре будут — по крайней мере, на первой демонстрации журналистам показывали нападение армии генерала Баркова на выдуманную ближневосточную страну и применение химического оружия. И раз уж эту тему с русскими в Call of Duty сейчас все обсуждают, мы решили вспомнить другие игры, где наши соотечественники играют роли плохих парней.
Трилогия Call of Duty: Modern Warfare
Удивительно, как сильно за последние 12 лет изменился мир. В 2019-м новую Modern Warfare, про которую толком еще ничего непонятно, критикуют на федеральном телеканале за то, чего в самой игре может не быть (или оно может быть совсем не таким, каким видится в трейлерах). Что стало бы с ведущими таких передач в 2007-м, когда вышла первая Call of Duty 4: Modern Warfare, сложно представить.
В ней российский ультранационалист Имран Захаев в попытке захватить власть в России и возродить СССР развязал гражданскую войну. И чтобы отвлечь внимание Запада от этих событий, он профинансировал военный переворот на Ближнем Востоке, куда, разумеется, отправились войска США. В итоге, впрочем, все для Имрана закончилось плохо: сперва английский спецназ убил его сына, а потом и его самого.
В Call of Duty: Modern Warfare 2 мир, который, казалось бы, спасли в первой части, снова погрузился в хаос, и причиной этого хаоса стал один из последователей Захаева — еще один ультранационалист, Владимир Макаров. Именно он организовал теракты по всему миру, в том числе и в России, где лично возглавил операцию по расстрелу мирных жителей в аэропорту. Об этой миссии, той самой «Ни слова по-русски», много писали в СМИ, но еще до релиза эпизод подвергся самоцензуре со стороны Activision — из российских версий игры для ПК его удалили. Это, правда, не помешало депутату Валерию Селезневу обвинить MW2 примерно во всем. Ни к чему особенному это не привело.
Еще о Call of Duty: Modern Warfare 2:
Сама миссия для общего сюжета трилогии Modern Warfare важна. Дело в том, что в числе террористов был и американский двойной агент. Макаров узнал о нем до расстрела, но решил использовать в качестве «послания»: в конце «Ни слова по-русски» он убил американца и оставил тело в аэропорту, тем самым «подсказав» ФСБ, кто стоит за терактом. Это стало поводом для России напасть на США и устроить в Вашингтоне ад.
Нападению российской армии на Америку и Европу посвящена Call of Duty: Modern Warfare 3, в которой тоже хватает очень жестких сцен. Так, по указке Макарова террористы взорвали в Лондоне грузовик с химическим оружием. Эпизод показали в катсцене от лица гражданского, на глазах у которого в результате взрыва погибли его ребенок и жена.
В 1989 году СССР вторгается в Сиэтл и в то же время ведет несколько военных конфликтов в Европе. Такие события, конечно, сложно было бы представить в реальности, да еще и в таких масштабах, но у Massive, которая через много лет после World in Conflict сделает две части The Division, фантазии хватило.
Армия СССР в этой стратегии — огромная и несокрушимая. Ее нападение на Америку сценаристы подают с очень серьезным лицом, без драматических событий не обходится, кажется, ни одна миссия. У одного из героев в Сиэтле живет семья — и, понятно, рано или поздно высшие военные чины решают уничтожить город с помощью ядерного оружия, чтобы тот не достался врагу. Американские офицеры и полковники совершают одну ошибку за другой, в результате чего гибнут рядовые солдаты. Слишком уверенная в себе разведка раньше времени объявляет о победе на силами Союза, за что вскоре расплачивается — армия СССР еще раз нападает на США, но уже при поддержке Китая.
Сама World in Conflict — отличная RTS, вызывающая в памяти серию Ground Control. В одиночном режиме акцент в ней смещен со строительства и обороны базы в сторону планирования, ведения войны с ограниченными ресурсами. Никакой клюквы в стиле Red Alert, все очень серьезно.
Freedom Fighters — первая неформатная игра датского разработчика IO Interactive, известного, конечно же, сериями Hitman и Kane & Lynch. Над сюжетом долго думать не стали, позаимствовав его целиком из гениального фильма Red Dawn режиссера и сценариста Джона Милиуса. Альтернативная история, Советский Союз захватывает США, и над Нью-Йорком начинают реять алые флаги с серпом и молотом. Всю игру мы мочим гнусных коммунистических захватчиков из трофейного автомата Калашникова и меняем флаги обратно на американские под изумительную электронно-церковную музыку Йеcпера Кюда.
Картинка в наше время смотрится крайне сомнительно, это уровень ранних «Хитманов». Но вот что касается геймплея… На первый взгляд это Hitman, которому ампутировали весь стелс и оставили лишь стрельбу и использование укрытий (оно и понятно — тот же движок, те же разработчики, да и ассеты из игр про приключения Сорок седьмого явно задействованы в дизайне уровней и противников). Но игра очень активно использует элементы того, что в поздних 1990-х и ранних 2000-х называли «тактическим шутером»: у вас могут быть до 12 (!!!) напарников, которыми можно командовать для того, чтобы, например, обойти укрепившихся в здании американского почтамта советских захватчиков с фланга.
В результате получается единственный в мире кооперативный шутер на одного. Мультиплеер во Freedom Fighters есть, по схеме «два на два» и со сплит-скрином, но главная ценность игры как раз в том, как она позволяет маневрировать AI-напарниками. А еще в том, как это интегрировано в геймплей традиционного «шутана» с использованием укрытий.
Freedom Fighters — это когда ты сжимаешься в комок под градом вражеских пуль за хлипким заборчиком и с затаенным злорадством ждешь, когда к русским в тыл ворвется десяток патриотов с автоматами.
Автор текста — Александр Башкиров. Фрагмент впервые опубликован в топе 20 шутеров от третьего лица.
Злые русские в японском футуристическом шутере, созданном при участии Синдзи Миками (автор Resident Evil)? Без проблем!
В будущем, когда людей на Земле стало много, а ресурсов — мало, США построили орбитальную станцию «Провиденс», собирающую солнечную энергию и передающую ее на планету микроволновым лучом. И все было бы отлично, если бы экстремистская организация «Русская звезда» не решила захватить станцию и не поджарить Сан-Франциско тем самым лучом.
После этого группировка во главе с Виктором Зайцевым потребовала от Америки капитулировать — вот так вот просто, да. Чтобы спасти страну, на станцию отправили агента Сэма Гидеона. Он с помощью особого костюма ловко носился по уровням на заднице и дико стрелял. Большего для спасения Штатов и победы над врагами ему, в общем-то, и не надо было.
В первой части Макс Пейн на фоне своей вендетты познакомился с главой русской мафии в Нью-Йорке — Владимиром Лемом. Тот помог главному герою выйти на членов загадочного Внутреннего круга, а после этого — на Николь Хорн, которая и была виновна в гибели дочери и жены Макса.
Правда, в Max Payne 2: The Fall of Max Payne дружба полицейского и мафиози закончилась. Оказалось, что Лем — еще один член Внутреннего круга: он хотел стать его руководителем и потому решил разобраться со всеми конкурентами, втянув в это дело Макса Пейна. Вышло так себе — в конце игры Макс уронил на Лема огромный тяжеленный шпиль.
В первой части, кстати, Владимира Лема сыграл Марко Сааресто, вокалист группы Poets of the Fall и друг Сэма Лэйка, сценариста игр Remedy. Музыка финских рок-музыкантов была и в Max Payne 2, и в Alan Wake, и в недавней Control, которая, как и все игры студии, получилась отличным шутером от третьего лица.
Еще про игры Remedy:
А какие игры со «злыми русскими» знаете вы?
- Россию не всегда выставляют в невыгодном свете в играх. Вот здесь мы собрали хорошие игры про нашу страну, созданные за ее пределами.
- А это десятка лучших российских игр — просто, вдруг вы пропустили.