5 худших выпусков Final Fantasy
Самую первую часть, которая дала начало серии, за эту ее единственную заслугу многие перехваливают – и зря, потому что в ней почти ничего хорошего нет. Кроме, пожалуй, саундтрека Нобуо Уэмацу.
Начнем с того, что в Final Fantasy 1 неимоверное количество багов, многие из которых мешают игре. Стихийный эффект оружия, побег из боя, многие заклинания просто не работают как надо (а один спелл вообще имеет противоположный эффект от заявленного). И даже если брать не оригинал, а более поздние версии, где баги исправлены, это все равно не спасает первую Final Fantasy.
Тут фактически нет сюжета: четверо безликих героев шляются по миру в поисках четырех артефактов, а потом побеждают босса. Все, что встречается им на пути – шаблонные фэнтезийные истории в духе тех, что лишенные фантазии гейммастеры по какой-нибудь D&D предложили бы отыграть настольщикам.
Final Fantasy 1 выглядит жалкой попыткой японцев доказать, что они тоже могут сделать свою D&D с эльфами и гномами. Тут нет ничего из того, что впоследствии стало ассоциироваться с серией Final Fantasy, нет собственной идентичности. И это не спишешь на слабое «железо»: всего через год после оригинала Square выпустила на той же NES Final Fantasy II с насыщенным сценарием, яркими персонажами и ставшими лицом серии птицами чокобо.
Первая Final Fantasy бестолкова и в геймплее. Cохраняться тут очень неудобно, воскрешать павших в бою – тоже, надо или иметь в команде белого мага с заклинанием, открывающимся к середине игры, или тащить павшего товарища через рандомные бои в город. Четырем бойцам можно назначить любой из шести классов, но сменить профессию во время игры нельзя. Никаких умений у классов нет и в помине (кроме магии у волшебников): тут вор не умеет воровать. Нет, разумеется, и никакой тактики. Почти вся игра проходит в длинных и утомительных подземельях за одинаковыми рандомными боями, где враги запросто могут убить любого героя с одного заклинания.
Если бы оригинальная Final Fantasy не носила имя, которое впоследствии прославили другие выпуски, ее никто бы сегодня не вспомнил.
В соседнем топе я рассказывал о крайне удобной и дружелюбной к игроку Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Так вот, Final Fantasy XI – полная ее противоположность. Я не знаю ни одной игры, которая ставила бы столько преград на пути желающего в нее поиграть. Тут даже процесс регистрации настолько раздут и запутан, что многие не пройдут и его. Почитайте, например, вот этот пост или посмотрите видео, которое на протяжении 25 минут объясняет, как осилить регистрацию всех необходимых аккаунтов и где активировать каждый из необходимых ключей.
Еще до начала непосредственно игры Final Fantasy XI пропускает вас через унизительную бюрократическую процедуру, заставляя слоняться по запутанному бестолковому интерфейсу.
Затем оказывается, что в Final Fantasy XI нет никаких вменяемых настроек. Чтобы заставить игру запуститься в оконном режиме и в нужном разрешении, необходимо ставить сторонние утилиты, которые правилами пользования запрещены. Но без них играть невозможно. Настроек графики в игре нет. Регулятор громкости прячется в параметрах игрового процесса. Управление под PC не оптимизировано.
Что же до геймплея, то там игроку просто ничего не объясняется. Как в Final Fantasy 1.
Одиннадцатая часть просто выбрасывает вас в свой мир и предлагает до всего дойти самому. Однако дойти хоть куда-то со столь неудобной картой почти невозможно. Поиск NPC, которые дают квесты, и тех, кого надо для их выполнения обойти, это мучительное рутинное и очень долгое занятие. Журнал квестов не помогает вообще, а сами задания невероятно скучные.
Равно как и бои. Умений крайне мало, откат у них огромный. У одной из самых полезных способностей кулдаун, к примеру, два часа. Два. Часа. Управление неудобное. Прокачка нудная. Все тлен.
Чтобы объяснить это на примере, вот простая зарисовка. Сюжетный квест в одном из городов требует собрать полный комплект брони из четырех предметов, которые падают с врагов в подземелье. Враги сложные. Они респаунятся из воздуха где угодно, иногда прямо у вас за спиной, и сразу атакуют. Два врага вас, скорее всего, убьют. Партии на таком низком уровне никто не собирает. После смерти вы теряете опыт и возвращаетесь в город, из которого до подземелья надо бежать минут 15. Шанс дропа нужного предмета с врага около – 2%. Предметов, напоминаю, нужно четыре штуки. Я не могу представить, зачем кто-то будет этим заниматься.
Мое знакомство с Final Fantasy XI состоялось пять лет назад – игре тогда стукнуло уже девять лет. Говорят, с тех пор она поменялась к лучшему, но мне кажется, что ничего не стоит тех мучений, что несет с собой Final Fantasy XI.
До Final Fantasy X ни одна часть серии не получала сиквела. Все выпуски FF были отдельными историями, и в этом была важная часть идентичности цикла. Final Fantasy X-2 нарушила это правило, вытерла ноги о свою предшественницу и стала первым предвестником будущего краха Final Fantasy.
Final Fantasy X была отличной игрой практически во всем. FF X-2 во всем была ужасна, став и отвратительным сиквелом, и никуда не годной игрой. Кошмарные мини-игры из одного сайд-квеста переселились прямо в сюжетку. Во многих миссиях надо заниматься слепым перебором действий в надежде, что какое-то сработает. Впервые в истории серии камера стала мешать игровому процессу. Боевая система вернулась к псевдореальному времени, добавив задержку перед выполнением каждой введенной команды – что, в свою очередь, на корню уничтожило всю тактику. В рандомных боях повсеместно встречаются враги, убивающие с одной атаки. Баланса не существует. Зато посмотрите, какие переодевашечки!
Героиня оригинальной «десятки», бывшая прилежной послушницей, здесь превратилась в пустоголовую поп-певичку. Сеттинг с мрачной безнадеги переключился на праздное веселье. Распри между разными социальными группами разрешились при помощи… песни героини.
Зная, о какую историю и о какой мир эта игра вытирает ноги, становится совсем плохо. Даже музыка, главное достоинство и первой части, и одиннадцатой, тут «не та».
Говоря о Final Fantasy X-2, хочется провести аналогию с одним известным фильмом. Это была история о спасении мира, о самопожертвовании, о новой надежде. А после выхода этой ленты ее создатели взяли тех же персонажей и засунули их в новый фильм про позитивчик и песенки. Final Fantasy X-2 – это Star Wars Holiday Special.
Продолжая аналогии с фильмами, хочется вспомнить Silent Night, Deadly Night Part 2: там режиссеру дали бюджет только на то, чтобы он перемонтировал снятое для оригинала и выдал это за сиквел, но он взял и снял новый фильм (очень плохой и смешной).
В случае с Final Fantasy IV: The After Years режиссеру Такаси Токите дали денег на сиквел, а он просто перемонтировал оригинал.
Казалось бы, что может быть хуже сиквела, который извращает оригинал до неузнаваемости, плюет на его посыл, на его сеттинг, на все хорошее, что в нем было? Разве что сиквел, который просто копирует своего предшественника. В музыке, подземельях, боях, происходящих событиях – во всем. Оказываясь при этом закономерно хуже – хотя The After Years вышла на целых 17 лет позже Final Fantasy IV.
В геймплейном плане The After Years особенно плоха. Вся игра поделена на 8 эпизодов – в каждом свои герои. Никакого контроля за составом партии или прокачкой там нет, игра фактически идет по рельсам с начала до конца, а бои в ней настолько простые, что за прохождение The After Years я прочел половину «Песни льда и пламени», благо на экран во время сражений можно было не смотреть. В финале, когда все герои собрались вместе, оказалось, что из них к последнему подземелью готов только один. Все остальные (прошедшие свои сюжетные линии без проблем) местным рядовым монстрам и в подметки не годятся. Отличной игре – отличный баланс!
С каждым пробитым дном вопрос «куда же еще хуже» звучит все острее. Final Fantasy: All the Bravest на него отвечает максимально лаконично: хуже – это когда перед нами вообще не игра.
В All the Bravest нет ни сюжета, ни нормальной боевой системы, ни, если уж напрямую, геймплея вообще.
Тут есть только экран боя, где непомерно живучим врагам противостоят сразу несколько десятков персонажей, атакующие по вашему прикосновению. Почесали экран – герои сделали ход. А потом их сдувает своей (любой) атакой босс. Нужно призывать героев заново, а для этого вскоре придется платить.
Final Fantasy: ATB – это просто наглая выжималка денег из игроков. Без цели, без контента и без совести. Square Enix потом исправилась, выпустив на мобильных устройствах Final Fantasy Record Keeper – тоже free-to-play без сюжета и про битвы из популярных частей серии, зато с настоящей боевкой, тактикой и без вымогательства. А вот FF: ATB – это стыд и позор, до сих пор доступный в App Store и Google Play. Своим существованием игра напоминает, насколько Square Enix наплевать на ценность бренда Final Fantasy.