09 мая 2017
Обновлено 09.05.2021

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну

Чем тяжелее пришлось стране в мясорубке Второй мировой, тем ярче у нее послевоенный кинематограф. В этом плане с отечественным кино не способно конкурировать даже британское: в Советском Союзе картины снимали воевавшие режиссеры, роли играли актёры-ветераны по сценариям и прозе фронтовиков. В честь Дня Победы вспоминаем пять культовых советских фильмов про Великую Отечественную войну
Чем тяжелее пришлось стране в мясорубке Второй мировой, тем ярче у нее послевоенный кинематограф. В этом плане с отечественным кино не способно конкурировать даже британское: в Советском Союзе картины снимали воевавшие режиссеры, роли играли актёры-ветераны по сценариям и прозе фронтовиков. В честь Дня Победы вспоминаем пять культовых советских фильмов про Великую Отечественную войну
Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 1

«Двадцать дней без войны», 1976 год

В 70-х и 80-х годах прошлого века ленинградский режиссер и сценарист Алексей Герман снимал безупречное кино: и «Проверку на дорогах», и «Моего друга Ивана Лапшина» можно выдвигать в самые значительные русскоязычные фильмы всех времен. К сожалению, «Проверка» 15 лет пролежала на полке «Ленфильма», а «Лапшина» из-за очень мрачной и специфической тематики смотрело не так много зрителей.

Но «Двадцать дней без войны» Германа существует за пределами культа и артхауса: это просто очень качественный военный фильм мирового уровня. О потрясающей концовке «Проверки на дорогах» я рассказывал в другом материале: круче, казалось бы, не снять, не сыграть и не написать… но в «Двадцати днях без войны» Герман сумел сделать еще лучше. Речь, конечно же, о незабываемом десятиминутном монологе Алексея Петренко:

Фильм интересен еще и тем, что война там почти не показана — но при этом о Великой Отечественной сказано вообще все, что можно сказать. Действие происходит в глубоком тылу, в Ташкенте, куда военный корреспондент Лопатин (Юрий Никулин) приезжает на съемки фильма по мотивам своих фронтовых очерков. Сценарий написал классик советской военной прозы и реальный военный корреспондент Константин Симонов по мотивам своих автобиографических повестей о Лопатине.

Это лучшая роль Юрия Никулина. Как и в случае с Андреем Мироновым в «Лапшине», Герман сумел раскрыть очень глубокий драматический потенциал комедийного актера. Никулин тут — пришелец из мира мертвых, бродящий по миру живых с лицом призрака-утопленника. На просьбы рассказать правду о происходящем на фронте он отвечает неловким молчанием. Никулин (сам бывший фронтовик) излучает посттравматическое стрессовое расстройство психики каждой клеткой лица. Какое-то подобие связи с реальностью у него появляется лишь во время короткого, но очень убедительного романа с Ниной, героиней Людмилы Гурченко, типичной представительницей театральной интеллигенции в эвакуации.

Обрамляющие основной сюжет сцены с авианалетом на пляж (привет, Кристофер Нолан!) и артобстрелом в окопах только подчеркивают общую гениальность замысла: в них Лопатин ведет себя как живой человек, чувствует себя как дома… Чтобы показать всю правду о войне, нужно было сначала показать всю правду о мире.

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 2

«Иваново детство», 1962 год

Бескомпромиссная повесть Владимира Богомолова «Иван» — одно из лучших русскоязычных произведений на военную тему. Речь там идет о 12-летнем советском разведчике, который мстит фашистам за гибель матери и сестры, снова и снова отправляясь в немецкий тыл, несмотря на все попытки советских офицеров отправить его в школу и обеспечить нормальную жизнь.

По мотивам этой повести молодой Андрей Тарковский (будущий гений и величайший российский режиссер) снял дебютный полнометражный фильм. В отличие от Германа, снимающего все в подчеркнуто-документальной манере, Тарковского интересует художественность, плавные движения камеры, ракурсы, общие планы с театрально расставленными актерами. От запускающих действие кукушки и видений безоблачного детства до сцены ночной переправы (одной из самых известных в мировом кино) и постапокалиптической концовки в завоеванном Берлине, перед нами эксперимент на тему того, насколько хорошо вообще можно снять военный фильм.

«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и популярность фильма в 2000-х (это самая известная не-фантастическая картина Тарковского) доказывают, что эксперимент удался. Работает треугольник актеров: 14-летнего Николая Бурляева, Валентина Зубкова в роли капитана Холина и Евгения Жарикова в роли лейтенанта Гальцева. Особенно получилась линия отношений Ивана с лейтенантом: от их первой встречи и до сцены, в которой покрытый шрамами Гальцев вытаскивает из пепла досье с фотографией Ивана.

Напряжение от выходов за линию фронта (местной версии Зоны из «Сталкера») только подчеркивается сценами бесконечных разговоров в землянке и выяснения отношений в березовому лесу. Диалоги, как всегда у Тарковского, это мощнейший инструмент для создания гипнотического киноритма. Главное не то, что говорят герои, важны их голоса, интонации, паузы. Остается только гордиться тем, что мы можем смотреть этот фильм в оригинале и понимать без субтитров.

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 3

«А зори здесь тихие», 1972 год

О фильмах вида men on a mission я рассказывал в моем разборе «Отряда самоубийц». Это поджанр военного кино, представители которого встречаются и в советском кинематографе. Скажем, великолепный «Белый взрыв» Станислава Говорухина — это русские «Пушки острова Наварон».

«А зори здесь тихие» — это русская «Грязная дюжина», отличный жанровый фильм с качественным сценарием, экшеном и актерскими работами (речь, разумеется, об оригинальной версии 1972 года). Фильм режиссера и сценариста Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева рассказывает о старшине Федоте Васкове (Андрей Мартынов, русский Ли Марвин) и пятерке девушек из зенитного расчета, вступающих в бой с отрядом немецких диверсантов.

В фильме все исполнено на высочайшем уровне: и отличный образ бывалого фронтовика во главе отряда, и яркие и хлесткие диалоги (которые украсили бы и современный блокбастер по комиксам Marvel). Галя:

Глубоко там?

Васков:

Местами по… в общем, по это самое. Вам по пояс будет. Оружие берегите.

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 4

Наш «отряд самоубийц» из девушек-добровольцев уничтожает полтора десятка немецких агентов-парашютистов, планирующих взорвать Кировскую железную дорогу. Смертельная схватка разворачивается в лесах и болотах Карелии (как и в лучших представителях жанра, большая часть фильма снята на натуре). Члены отряда гибнут, проявляя героизм, взаимовыручку и самопожертвование, пока не остается только главный герой-ветеран, неубиваемый сверхчеловек, берущий в плен уцелевших немцев. Васкова ждут другие «бои местного значения», Женю, Риту, Лизу, Галю и Соню — мемориальная доска.

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 5

«Баллада о солдате», 1959 год

Сюжет фильма режиссера и сценариста Григория Чухрая вызывающе прост. Связист Алексей Скворцов (Владимир Ивашов), «с испугу» подбивший два «Тигра» из противотанкового ружья, вместо ордена просит отпуск на неделю — съездить домой, повидаться с матерью.

«Баллада о солдате» — это одиссея Скворцова через воюющую Россию, страну распутицы и переполненных эшелонов. Герой добирается домой поездом, на попутках и даже на плоту — только для того, чтобы обнять мать и снова уйти в бесконечность дороги. Сильнее всего из фильма запоминаются улыбка и взгляд Ивашова, придающего глубину и неоднозначность образу «мальчишечки-фронтовичка», сдержанная любовная линия, таящая в дыму из трубы локомотива, и искренний, человечный юмор, мало напоминающий армейский.

Но я бы хотел обратить ваше внимание на невероятную экспрессию черно-белой картинки Чухрая: эта женщина в черном платке посреди упирающейся в горизонт дороги, этот снятый под безумным углом репродуктор на фоне удивительно высокого и яркого неба… Перед нами русский Стэнли Кубрик времен «Троп славы», русский Сэм Фуллер времен «Стального шлема».

Пять культовых фильмов про Великую Отечественную войну - фото 6

«Торпедоносцы», 1983 год

В начале 80-х с киностудии «Ленфильм» взлетел небольшой сдержанный фильм про быт и боевые операции пилотов и экипажей торпедоносцев морской авиации Северного флота. Если вы его смотрели, то никогда не забудете Родиона Нахапетова в роли старшего лейтенанта Белоброва:

Будем карать гадов. Всех на дно. Всех на дно. Атака. Атака. Атака!

Фильм Семена Арановича по сценарию Алексея Германа (сочиненного по мотивам рассказов его отца, Юрия Германа) относится к поджанру военного кино «люди и техника», обычно рассказывающего о жизни летчиков или танкистов. Двухмоторный бомбардировщик «Ил-4» тут — один из героев фильма, наряду с персонажами Нахапетова, Жаркова, Болтнева и Садальского.

Как всегда у Германа, перед нами скорее набор тончайших психологических зарисовок, нежели традиционно выстроенное повествование. В фильме много сцен подготовки к полетам и предельно реалистичных переговоров по радио: режиссер действительно служил в военно-морской авиации, поведение летчиков и работа с техникой показаны без упрощения и приукрашивания. Воздушные бои разбавлены документальными и псевдо-документальными черно-белыми вставками. В общем, перед нами русская «Мемфисская красотка» — холодная заполярная правда о советских военных летчиках, которую в массовой культуре, к сожалению, затмил фильм «В бой идут одни “старики”».

Комментарии 197
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Artdeni333
Artdeni333
Неожиданный список. Я думал, сейчас Канобу нам предложит всякие буржуйские фильмы про подвиги американских солдат. Приятно удивлен, что еще осталось чуство Патриотизма и любви к Родине. Но лучший фильм о войне - это, безусловно - "Белорусский Вокзал".