4 часа в Total War Saga: Troy — Парис и Менелай, влияние богов на геймплей и тактика в сражениях
За прошедшие с анонса месяцы авторы, кажется, только и делали, что доводили до ума анонсированные еще в сентябре 2019 года механики. А еще вводили в игру разные фракции, придумывали, как сбалансировать пять видов ресурсов, а также додумывали историю Трои. Совсем уж без мифологии, конечно, не обошлось — сама Троянская война стала больше походить на правдоподобный исторический конфликт, но вот наличие в игре богов все равно придает «Трое» легкий налет фэнтезийности.
Если вы вдруг боялись, что из-за принадлежности к ответвлению Saga игра будет слишком маленькой, то спешу вас успокоить — нет, не будет. Да, карта в игре относительно небольшая, но на ней все еще пытаются уживаться более двадцати различных фракций, да и плотность событий в «Трое» весьма высокая. Сам размер карты несколько меньше, чем у Total War: Rome 2 (и плюс-минус равен карте из Wrath of Sparta), хотя поначалу этого и не замечаешь, ведь перед глазами не половина Европы и кусок Африки, а «всего лишь» материковая Греция, часть современной Турции и Эгейское море. Ну, и россыпь островов.
В предварительной версии авторы позволили сыграть за Менелая, царя Спарты, и Париса Троянского, а вот в релизной версии ограничивать вас никто не будет — вы сможете выбрать себе одну из восьми кампаний. Четыре из них — за данайцев, и еще четыре — за троянцев. От выбора кампании, как и положено, зависит ваше стартовое положение, цели, доступные герои, а также возможности.
Вот, скажем, Менелай. Он начинает с одной Спартой, к которой присоединены два небольших поселения. Земли Менелая не отличаются размером, плюс ко всему на его территориях в самом начале кампании вспыхивает бунт, и царь-конкурент пытается устранить героя. Впрочем, тут есть и плюс — соседей у Спарты немного, поэтому на ранних этапах игры можно особо не беспокоиться о вражеских нападениях. В моем случае поползновения начались ходу на двадцатом, когда я уже отстроил свои поселения и набрал хоть какую-то армию.
Особенность игры за Менелая в том, что он умеет нанимать отряды, принадлежащие другим фракциям. Разумеется, сначала нужно заключить с нужной фракцией соглашение — к примеру, военный альянс. Зато потом можно усиливать свою армию недоступными ранее юнитами. Причем рекрутов набирать Менелай может даже на чужих территориях.
Парис же — полная противоположность Менелая. Он полагается на отряды дальнего боя, в то время как царь Спарты предпочитает войска ближнего боя (иногда позволяя себе разбавить их пращниками). Он не волк-одиночка, его повсюду и всегда сопровождает возлюбленная Елена — та самая, которую он и украл у Менелая согласно «Илиаде». И чем ближе Елена находится к Парису, тем больше бонусов получает фракция. А еще Парис должен заслужить благосклонность своего отца, царя Приама, чтобы получить власть над Троей.
Свои особенности есть и у других фракций, однако опробовать их в этой версии, не вышло — предстоит ждать релиза.
Изменений по сравнению с предыдущими выпусками в «Трое» хватает. Скажем, система ресурсов. С целью сделать все максимально реалистично авторы решили ввести в игру сразу пять видов ресурсов, а также позволили этими ресурсами активно обмениваться, имитируя бартерную систему Бронзового века.
На словах все звучит страшно, но на деле же соориентироваться выходит моментально. Еда нужна для армии, камень и дерево — для большинства построек, бронза требуется для некоторых юнитов и высокоуровневых зданий. Золото же идет на самых мощных юнитов, на действия агентов, а также годится для торговли. Причем все это добывается в разных местах. Для еды, дерева и камня нужны лишь соответствующие «главные» здания в малых городах (и апгрейды на них же, соответственно), бронзу можно делать в кузницах, а вот золото нужно искать, после чего беречь как зеницу ока. Золото — единственный ресурс в игре, поставки которого могут истощиться, что может привести к серьезным проблемам.
Бартер оказался штукой полезной, однако из-за того, что игра еще не закончена, встречаются и проблемы. Основная из них — каждый ход две-три соседние фракции требовали у меня отдать буквально половину своей казны каждому из них, как бы говоря «не упускай хорошую сделку, брат!». Причем именно что отдать, компенсации мне никакой не предлагали. Авторы заверили, что об ошибке известно и к релизу ее постараются поправить.
Случаются и другие казусы. Захотели набрать армию? Внимательно следите за своими запасами пищи, иначе придется бежать к соседям и обменивать излишки камня, например, на обозы с едой. Провизия вообще разлетается в мгновение ока, ведь она нужна не только армии, но и в качестве жертвоприношения богам.
Система с богами — еще одно довольно любопытное нововведение, базирующееся на греческой мифологии. Так как авторы, по сути, предлагают свою версию «Илиады» Гомера, то и боги здесь быть тоже должны — особенно с учетом того, какую роль они играли в повседневной жизни древних греков.
Всего богов семеро, каждый из них дарит определенные бонусы в том случае, если вы им поклоняетесь. Зевс, Гера и Афродита помогают с менеджментом провинций, Арес и Афина дают бонусы любителям военного дела, а Аполлон и Посейдон улучшают различные аспекты игры, — например, ускоряют перемещение по карте и исследования. Чего в «Трое» нет, так это «разбивки» богов на тех, кто помогает троянцам, и на тех, кто помогает данайцам, как это было у Гомера. Единственный бог, который тут открыто кому-то противостоит — это Посейдон. Как и в первоисточнике, бог морей недолюбливает Трою и регулярно насылает на город различные неприятности. Например, может с помощью сильного землетрясения разрушить стены города, чем могут воспользоваться противостоящие троянцам фракции.
Бороться за благосклонность богов нужно с помощью даров, в качестве которых здесь обычно выступает провизия. Совершили подношение — получили прибавку к очкам почитания. Еще улучшать свои отношения с богами можно с помощью жриц, которые своими молитвами в соответствующих храмах даруют вам дополнительные очки благосклонности богов.
Не стоит забывать и про молитвы и жертвоприношения — если вы будете ими пренебрегать, то боги могут от вас отвернуться.
Что касается агентов, то они в Troy разбиты на два класса — обычные и эпические. Обычные — стандартные шпионы, посланники и жрицы, которые занимаются понятно чем. Шпионы шпионят и устраивают диверсии, посланники улучшают производство в городах и распространяют влияние вашей фракции, а жрицы молятся богам, давая различные бонусы городам или войскам, к которым приписаны.
Эпических же агентов можно назвать улучшенными версиями обычных. Они весьма могущественны, их навыки могут существенно усилить вашу страну — или нанести немалый ущерб вражеским войскам. Но есть и минусы.
Такие агенты «живут» весьма ограниченное время, за одну «жизнь» вы можете использовать их особый навык всего один раз, да и набирать их сложно — нужно довести отношения с определенным богом до максимального уровня. Всего таких агентов тоже три вида, горгоны, сатиры и оракулы. Горгоны могут буквально «выкашивать» вражеские армии с помощью устрашения, сатиры увеличивают мораль ваших войск и позволяют моментально возводить постройки, а оракулы или ублажают богов, или дают бонусы вашим основным героям (вроде Париса или Менелая).
Сражения в «Трое» также претерпели ряд изменений. Скажем, основная ставка здесь сделана на битвы пеших отрядов — что логично, ведь это отражает реалии той эпохи. Войска разбиты не только на классы, но и на весовые категории. Чем солдат тяжелее, тем он лучше бронирован, но тем медленнее он перемещается, что дает определенные преимущества и недостатки. Скажем, хорошо бронированный отряд будет отличным выбором для атаки «в лоб», в то время как маневренных и быстрых юнитов лучше всего направить врагу во фланг или вообще послать за стрелками.
У некоторых отрядов есть бонусы против определенных вражеских единиц (скажем, против мечников или копейщиков), какие-то могут менять «на лету» свою стойку, переключаясь между оборонительным и наступательным стилями игры.
Самое важное нововведение — это новые типы местностей. В «Трое» авторы добавили на поля сражений грязь и высокую траву, которые позволяют использовать различные тактические приемы. Скажем, в грязи тяжелые юниты перемещаются медленно — идеальная возможность для удара с фланга или тыла. А высокая трава позволяет некоторым отрядам прятаться там, позволяя создавать засады и наносить противникам внезапные удары оттуда, откуда они не ожидают. Впрочем, не забывайте, что все это могут использовать и против вас, поэтому опрометчиво кидаться в схватку все-таки не стоит.
A Total War Saga: Troy играется привычно, несмотря на ряд экспериментальных особенностей. Режим игры здесь один — классический, — но при этом основные герои здесь ведут себя практически так же, как и в «романтизированном» режиме Three Kingdoms, а победу можно получить как разгромив всех соперников, так и выполнив цепочку заданий, вдохновленных «Илиадой». Своего рода эксперимент, да, но эксперимент любопытный и внимания заслуживающий.
Пока что опасение вызывает одна вещь — техническая часть вопроса. Понятно, что Total War — не киберспортивный шутер с видом от первого лица, но постоянные просадки частоты кадров, мелкие лаги и иногда всплывающие рассинхроны со звуком картину не красят. А еще вместе с ключом для беты шел список известных багов, два из которых могли бы серьезно испортить всю партию, если бы речь шла о релизной версии игры. Впрочем, время для окончательной полировки еще есть — им необходимо воспользоваться.
«Троя» выйдет 13 августа на PC и станет годовым эксклюзивом Epic Games Store. Сразу после выхода, в течение суток, игра будет бесплатна, поэтому не забудьте забрать свою копию, если она вам интересна.