3 часа с Humankind — пошаговой стратегией студии Amplitude, авторов Endless Space и Endless Legend
Одно из главных отличий Humankind от Civilization заключается в том, что в игре Amplitude нельзя выбрать государство и его лидера перед началом партии. Играть вы начинаете условными поселенцами, но затем, достигая новых исторических периодов, выбираете культуры, формирующие вашу уникальную цивилизацию и придающие ей особые характеристики.
Первой для вас может стать, скажем, культура вавилонян, которые получают плюс две единицы науки за каждую постройку, расширяющую территорию города. И вот после этого вы вольны повернуть историю в другую сторону и взять, к примеру, культуру кельтов (ключевая особенность — плюс три единицы еды на определенных клетках) или готов (плюс 5 единиц силы для боевых юнитов за грабеж особых объектов).
Еще каждая культура открывает вам доступ к уникальным постройкам (в том числе и некоторым чудесам света) и юнитам. Всего таких культур в Humankind — 60 штук, по десять на каждый исторический период. При этом, если очень хочется, можно в какой-то момент отказаться от выбора новой культуры и дальше развиваться уже в рамках старой (старых). Верно, даже если вы берете новую культуру, предыдущие никуда не исчезнут. В этом и смысл Humankind: вы «накладываете» особенности одних культур на другие, создавая таким образом уникальную цивилизацию. Это центральная идея игры, и, по словам разработчиков, она делает геймплей гораздо более гибким — в любой момент, если нужно, вы можете переориентироваться с государства, которое вкладывалось в развитие науки, в империю с мощнейшей армией.
Еще одно заметное отличие Humankind от серии Firaxis — одно единственное условие для победы. Чтобы завершить партию победителем, нужно накопить очков славы больше соперников. Слава «капает» к вам на счет за любое значимое действие — строительство чудес света, победы в битвах, изобретение религий, технологические достижения, принятие важных для мировой истории решений и прочие великие свершения. Все, что позволит вам оставить свой след в истории (это формулировка, которую очень любят разработчики), прибавит вам славы — тем самым, иными словами, приблизит вас к победе.
И возможность комбинировать культуры, и единственное условие для победы и впрямь делают Humankind непохожей на Civilization игрой — уже с первых ходов подмечаешь различия и осознаешь, что старые тактики здесь не помогут, следует иначе расставлять акценты.
Тем не менее сейчас сложно сказать, насколько же грамотно авторам удалось все это сбалансировать. Не будет ли «монстр Франкенштейна, собранный из множества культур» к концу партии выглядеть слишком уж дико? Не появится ли в итоге один наиболее простой способ заработать очки славы и победить? По демке определить это было нереально, она заканчивалась на том моменте, когда появлялся выбор второй культуры. И чтобы ответить на все эти вопросы, предстоит, подозреваю, провести немало часов в итоговой версии Humankind.
Зато по демке вполне можно было оценить битвы, которые тоже очень отличаются от сражений в Civ. Хотя бы тем, что в Humankind они гораздо более тактические. Как только вы решаете атаковать юнит соперника, время замирает и включается фаза расстановки солдат. И это важный момент, потому что рельеф играет важную роль — например, разместив лучников на возвышенности, вы, очевидно, получите преимущество, а в лесу от них пользы куда меньше. Во время фазы расстановки в рамках небольшого поля боя можно сколько угодно двигать юнитов — нельзя только разместить их слишком близко к противнику. После этого начинается, собственно, сама битва, и вот она уже проходит в привычном пошаговом режиме.
Все это — основные отличия Humankind от «Цивилизации», которые удалось подметить в демке. Хватает и более мелких различий — скажем, в игре Amplitude куда важнее расширять территорию одного существующего города, а не плодить множество мелких поселений и затем объединять их в государство.
Еще в Humankind полно случайных событий, во время которых вам, как правителю, нужно принять важное решение. Допустим, в городе прецедент — умер один из жителей и оставил в наследство своей дочери массу долгов. Прежде ничего подобного не происходило, а сейчас нужно что-то придумать и ввести закон, по которому в будущем будут разрешаться все подобные проблемы, — к примеру, выплатить долги за ребенка (это привлечет в город больше народа) или предложить иной выход.
Что же до сходств с Civilization, то они, разумеется, тоже есть. То же древо технологий выглядит и работает точь-в-точь как в играх Firaxis — по крайней мере, такое впечатление сложилось по демке. Не исключено, что на поздних этапах игры, с появлением новых культур, в этом смысле что-то кардинально изменится.
Не особенно отличается и застройка поселений. В Humankind также есть клетки с различными ресурсами и постройки (фабрики, деревни, порты и так далее), необходимые, чтобы эти клетки разрабатывать. Понятно, что и строительство, и создание юнитов, и исследование новых технологий занимает определенное количество ходов — тут без сюрпризов.
Humankind интересна хотя бы потому, что это одна из немногих стратегий, способных конкурировать с Civ. Не сражаться за звание лучшей, а именно конкурировать — то есть предлагать игрокам выбор. Думаю, многие фанаты «Цивилизации» согласятся с тем, что такая конкуренция ни в коем случае серии Firaxis не помешает. Да и когда выбор есть — тоже здорово. Тем более что уникальных черт у Humankind достаточно для того, чтобы громко о себе заявить.
Выйдет Humankind в 2021 году.