10 лучших игр, созданных в России
Etherlords 2: The Second Age («Демиурги 2»)
Российская индустрия в начале нулевых часто радовала хорошими играми — это уже потом все скатилось «вомглу» и превратилось в Lada Racing Club и прочее сомнительное. «Демиургов», к счастью, создала студия Nival (как и, кажется, половину игр из этого списка), поэтому в категорию «сомнительного» они и не попали.
Если вы не играли, то проще всего «Демиургов» будет описать так: это смесь Heroes of Might and Magic (в первой части) или Kingʼs Bounty (во второй) и коллекционной карточной игры вроде Magic The Gathering. Несколько фракций, пять сюжетных кампаний, каждая со своим героем, а также много рандома и необходимость кропотливо составлять колоды чуть ли не под каждый бой. Единственная проблема «Демиургов» в том, что игра заметно состарилась, поэтому новичкам может быть непросто сейчас играть в нее. Но оно того стоит, поверьте.
Space Rangers 2: Rise of the Dominators (Космические рейнджеры 2)
Одна из самых выдающихся и необычных игр, созданных в России, и одна из первых, что вообще приходят на ум в разговоре о лучших российских играх.
«Рейнджеры» — полноценный космический симулятор, в котором вас практически никто и ничем не ограничивает. Занимайтесь разбоем или торгуйте, или ловите пиратов, или работайте на правительство, или следуюйте сюжетной линии, или занимайтесь чем-нибудь еще. И даже на этом игра не заканчивается! Кроме полетов туда-сюда по огромной и детально проработанной галактике она может предложить стратегические битвы на поверхности планет и абсолютно прекрасные текстовые квесты, ради которых многие вообще и играли в «Рейнджеров». Впрочем, ничего удивительного — квесты были отличные, с юмором и сумасшедшими отсылками к чему только можно.
Добавьте к этому отличную атмосферу, очень «уютную» картинку и достойную историю, вдохновленную культовой научной фантастикой, и получите отличную игру, с которой должен ознакомиться любой, кто любит хорошие игры.
Забавный факт: оригинальная Kingʼs Bounty в свое время стала прародительницей известнейшей стратегической серии Heroes of Might and Magic. А вот одноименный ремейк, получивший подзаголовок «Легенда о рыцаре», появился на свет уже после успешного дебюта пятых «Героев». Не берусь, впрочем, судить, подтолкнула ли пятая часть «Героев» Katauri на разработку Kingʼs Bounty, но такой исход видится мне вполне логичным.
Kingʼs Bounty, несмотря на огромное количество пересечений с HoMM (или, скорее, наоборот?), от последней очень отличается. Перемещение по игровой карте происходит в реальном времени, герой под контролем у игрока находится всего один, количество войск в армии сильно ограничено, и только сами сражения более-менее похожи на «Героев», да и то с рядом оговорок. При этом герой выступает в определенном классе, он развивается по ходу сюжета и может даже обзавестись женой и детьми… которые будут давать бонусы, прямо как артефакты. Ну где еще такое найдешь?
Словом, если «Герои» вам надоели, но чего-то похожего хочется, смело садитесь за Kingʼs Bounty.
«Heroes of Might and Magic 3 в 3D», «спасение серии», «„Герои“ снова „Герои“» — пятую часть, созданную Nival, полюбили многие. Отчасти потому что это действительно были классические «Герои», только в честном 3D, отчасти потому, что это была по-настоящему хорошая игра. Пятерку многие ставят в списке любимых частей сразу за эталонной HoMM 3, и в этом нет ничего удивительного.
Объяснять, за что любят «Героев», всегда сложно. Конкретно пятую часть любят в основном за очень грамотное 3D, интересную кампанию и адекватно сбалансированные расы (за вычетом разве что вездесущего Некрополиса). Плюс два огромных аддона, каждый со своей полноценной кампанией, продолжающей единый сюжет пятой части, — причем по качеству они не уступали оригинальной игре, а контента привносили столько, что некоторые современные игры удавились бы от зависти.
К сожалению, шестую часть серии Ubisoft поручила уже не Nival, несмотря на похвалы фанатов и журналистов. То ли издательство решило сэкономить, то ли еще что — но серию передали венгерской Black Hole Entertainment, до того выпустившей Warhammer: Mark of Chaos. Кончилось это плохо для всех: игроки получили не самую лучшую игру, а Black Hole обанкротилась вскоре после завершения разработки. Про седьмую же часть и вовсе не будем.
Серия «Аллоды» от все той же Nival зародилась еще в 1998 году, с выходом игры «Аллоды: Печать тайны». Это весьма самобытная серия, с собственным, уникальным миром, состоящим из плавающих в Астрале островов, которые удерживают от окончательного поглощения Великие маги. И с каждой частью жанр серии понемногу менялся — если сначала это была смесь RTS и RPG, то дальше серия постепенно уходила в сторону тактических RPG, а в конце и вовсе превратилась в MMORPG.
На фоне остальных особенно выделяется третья — «Проклятые земли», в которой от «Аллодов» мало что осталось. Но не потому, что разработчики были ленивыми, а потому что были проблемы с правами — торговая марка «Аллоды» осталась за компанией «Бука», а Nival работали с 1C. Пришлось выкручиваться, из-за чего игра лишилась почти всех связей с первыми двумя частями. А еще у нее изменился жанр и она стала полностью трехмерной, но это уже все-таки не из-за проблем с правами.
И снова, вы не поверите, Nival. И снова пошаговая игра. Только теперь уже тактическая, и не фэнтезийная, а псевдоисторическая. События происходят во время Второй мировой, в 1943 году, но противостоять нужно не странам Оси или антигитлеровской коалиции, а международной террористической организации под названием «Молот Тора». Цель у организации максимально злодейская — с помощью немецких ракетных технологий вывести на орбиту Земли спутник с лазерным оружием и заставить остальной мир покориться их воле.
Бороться с «Молотом Тора» предстоит не в одиночку, а собирая отряды из шести бойцов. При этом фантастический сеттинг дает о себе знать не только в сюжете, но и в геймплее — игрокам доступны так называемые «панцеркляйны», экзоскелеты для бойцов, а также высокотехнологичное оружие, отбитое у «Молота Тора». Это, впрочем, не значит, что можно строить из себя Рэмбо или Терминатора — напротив, некоторые задания куда проще проходить с помощью стелса.
А еще Silent Storm запомнилась многим благодаря неплохому физическому движку. В 2003 году здесь можно было разносить на куски здания, деформировать ландшафт, а противники довольно адекватно (не всегда, впрочем) реагировали на попадания.
Второй «Блицкриг» вышел в 2005 году, когда из каждого второго игрового журнала можно было узнать, что всем давно надоели игры про Вторую мировую. Это никому, впрочем, не мешало делать такие игры и играть в них. Благо, если игра сделана хорошо, то всем будет по большому счету наплевать, про какую она войну. А «Блицкриг 2» была сделана весьма хорошо.
Что в «Блицкриг 2» такого крутого? Ну, как минимум это очень хорошая и «умная» RTS, где надо не только обводить юнитов зеленой рамочкой и организовывать зерг раши, но и много думать. Тем более что и миссии далеко не всегда сводятся к тупой перестрелке двух армий — где-то нужно устраивать диверсии и угонять целые составы, где-то командовать высадкой на занятый врагом берег, а где-то пытаться организовать оборону горсткой солдат. В «Блицкриг 2» дадут пройти от захвата Франции немецкими войсками до Берлинской операции советских войск. Бонусом идет американская кампания с обязательным Гуадалканалом и войной на островах.
В отличие от других серий «Нивала», «Блицкриг» вполне успешно дожил до наших дней — в 2017 году вышла третья часть, в которой можно сразиться с нейросетевым искусственным интеллектом Борисом.
Pirates of the Caribbean («Корсары 2»)
Одна из тех серий, за фактическую смерть которых обиднее всего. Первая часть в свое время подкупала просто нереально огромным миром, который можно было исследовать как угодно — лишь бы пираты (и испанцы!) не помешали. Большое количество кораблей, разнообразные острова с городами и даже нелинейная сюжетная линия — короче, выйди игра сейчас, смогла бы посоревноваться с какой-нибудь Black Flag. Хотя она и на момент выхода не стала провальной, благодаря чему «Акелла» взялась за продолжение. И оно вышло, только благодаря вмешательству студии Disney и их желанию прорекламировать фильм о капитане Джеке Воробье в игре появился корабль «Черная жемчужина», а название сменилось с «Корсары 2» на «Пираты Карибского моря».
Впрочем, связаны игра и фильм практически никак — кроме «Жемчужины» с бессмертными пиратами и пиратской тематики у них ничего общего нет. По сути вторые «Корсары» — это просто, ну, вторые «Корсары». С выросшей в размерах картой, большим количеством кораблей, более адекватной боевой системой и массой «сухопутных» локаций. Это, кстати, было неоднозначное нововведение — в первой-то части игроки большую часть времени проводили на кораблях, во второй же можно было обойти вдоль и поперек почти каждый остров. И проблем там хватало — острова зачастую были пустыми, а встречающиеся по ночам мартышки-скелеты здорово бесили.
И тем не менее сейчас именно вторые «Корсары» лучше всего показывают, как могла бы выглядеть идеальная игра про пиратов. У третьей части серии было слишком много проблем — настолько, что ее буквально доделывали фанаты. А Assassinʼs Creed, несмотря на добавленную в третьей части «морскую» часть геймплея, все-таки фокусируется далеко не на морских приключениях.
Единственная игра из списка, которая вышла не в нулевых, а вот совсем недавно — в 2018 году. Чтобы двадцать раз не повторять одно и то же, приведем отрывок из мнения Петра Сальникова, которое мы опубликовали в рамках подведения итогов 2018 года:
То, что в иных, даже возрастных RPG казалось мне кошмарно душным делом, в Kingmaker сделано лучше, чем везде: управление королевством, которым приходится заниматься в тронном зале между походами, тут приносит значительную долю удовольствия. Вообще, система решений, от которой давно отказались в современных играх, работает в Kingmaker настолько честно, что сначала удивляешься, как до сих пор не сломал своими выходками игру.
В общем, Pathfinder: Kingmaker — одна из лучших ролевых игр последних лет, в ней ваши решения действительно влияют на происходящее. Здорово, что такую игру создали в России.
Мор. Утопия
Никита Казимиров, редактор новостей
Если рассматривать «Мор. Утопию» исключительно с позиции геймплея, то раскритиковать ее будет проще простого. В ней неудобная боевая система, странные механики выживания, передвижение по Городу тормозят вездесущие _заборчики _— продолжать можно долго. Но штука в том, что столь варварский подход к подобному творению человеческого гения применять нельзя ни в коем случае. Ведь «Мор. Утопия» — это в большей степени театральная постановка и попытка заглянуть в сущность человеческой души, а вовсе не «квест, ролевая игра и выживание», как гласит страница в «Википедии»,
Город, пораженный страшной эпидемией Песочной Язвы, находится вне стандартных пределов понимания времени и пространства. Впрочем, за первым вам все равно предстоит следить крайне пристально, ведь если вы не успеете сделать что-то вовремя — момент будет безвозвратно утерян, а история изменится. Нечто подобное было реализовано в другом «недооцененном шедевре» — Deadly Premonition. Только если SWERY черпал идеи из «Твин Пикса» и артхауса, то Ice-Pick Lodge — из русской классики и абсурдности человеческого существования.
В «Мор. Утопии» все развивается почти по законам Достоевского, в Городе столкнулись люди (и, хм, не совсем люди) самых разных убеждений и взглядов на мир. Постепенно проникаясь их проблемами, игрок заодно пытается приоткрыть для себя все мрачные красоты загадочной русской души. Многие считают, что серия S.T.A.L.K.E.R. лучше всего демонстрирует повадки и идеалы славянских народов, но «Мор» возводит их на совершенно новый уровень. Мало какая игра подобралась к званию живого искусства настолько близко, насколько история больного и болезненного в самом сердце Города.
Потому критиковать ее за недостатки в духе «ресурсов слишком мало» или «меню чересчур перегружено» — это не понимать или, что намного хуже, отказываться понимать, ради чего «Мор. Утопия» вообще существует.
Таки "В тылу врага" можно было и вместо пасфайндера. Раз уж тут преимущественно винтажный топ.