10 декабря 2014
Обновлено 17.07.2016

Как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров

Фильмов и сериалов по комиксам выходит все больше, новостные ленты завалены слухами о появлении на экране новых персонажей и догадками о кастинге звезд в самые ожидаемые комикс-проекты. Еще десять лет назад мы не могли представить себе ничего подобного. Того, что культура гиков, живущих в подвале родительского дома, заваленного фигурками Бэтмана и световыми мечами, станет мейнстримом. Почему это случилось? Как нишевому жанру, всегда существовавшему на задворках индустрии, удалось воскреснуть и вскарабкаться на самый верх?
Фильмов и сериалов по комиксам выходит все больше, новостные ленты завалены слухами о появлении на экране новых персонажей и догадками о кастинге звезд в самые ожидаемые комикс-проекты. Еще десять лет назад мы не могли представить себе ничего подобного. Того, что культура гиков, живущих в подвале родительского дома, заваленного фигурками Бэтмана и световыми мечами, станет мейнстримом. Почему это случилось? Как нишевому жанру, всегда существовавшему на задворках индустрии, удалось воскреснуть и вскарабкаться на самый верх?
Как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров - фото 1

Только в этом году вышло 4 фильма по комиксам Marvel: «Первый Мститель: Другая Война», «Новый Человек-паук 2», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Стражи Галактики». Даже пять, если учитывать, что «Трансформеры» тоже были разработаны Marvel для выпуска комиксов и мультсериалов. Шестой фильм, уже по комиксам издательства Mirage – «Черепашки-Ниндзя». А еще вышли «300 спартанцев: Расцвет империи» и «Город Грехов 2» по комиксам Фрэнка Миллера, а также «Сквозь снег», корейский фильм по французскому графическому роману.

На ТВ идут «Агенты Щ.И.Т.», «Стрела» и «Флэш», «Готэм» и «Константин», не сказка ли? Некоторым даже начинает мерещиться, что комикс-контента стало слишком много. Им я могу лишь напомнить о тех временах, когда Голливуд в год выпускал 60 вестернов. Кроме шуток.

Первые телеэкранизации комиксов возникли еще в 41-м году, это были субботние выпуски для детей, первопроходцем среди которых стала серия о Капитане Марвеле (по иронии, персонажу издательства DC). Серьезного коммерческого потенциала в комиксах тогда не видели и на большой экран супергерои попадали только в форме фильмов, собранных из кусков того же телесериала.

Перелом случился по той же причине, что и в истории франшиз в целом – Лукас создал «Звездные Войны». «Супермена» Доннера 78-го года решились сделать именно с оглядкой на успех «Новой надежды». И не прогадали.

Фильмов по комиксам стало больше, но никому не удавалось повторить успех лент Доннера, заставивших зрителей поверить, что человек может летать. Следующего серьезного хита пришлось ждать одиннадцать лет, пока в 89-м Бёртон не выпустил своего «Бэтмана». Но это было началом конца. Студия увидела, что Бёртон поворачивает франшизу в сторону, далекую от массового зрителя, и отдало ее Джоэлю Шумахеру с наказом сделать фильм для детей, способный продать кучу игрушек.

Ключевым отличием Шумахера от Бёртона была готовность делать ровно то, что диктует студия, и не спорить – покладистость, ставшая роковой для фильма. Шумахер превратил готическую сказку Бёртона в балаган с витриной игрушек. «Бэтман и Робин» вызвал столько ненависти у критиков и аудитории, что сломал хребет не только Бэтману (на 8 лет), но и жанру комикс-муви вообще. Доверие аудитории было потеряно, никто не решался попробовать снова. В 98-м вышел «Блэйд» и собрал какую-никакую кассу, но он не был типичным супергероем в цветном трико, поэтому фильм мог притвориться обычным боевиком с некоторой долей фантастики.

Жанр комикс-муви спасла компания Fox. В 2000-м, в сотрудничестве с новообразованной студией Marvel, они выпускают первых «Людей Икс» и собирают 300 миллионов, не только доказывая, что фильмы по комиксам снова могут приносить прибыль, но и создавать новый формат в своем жанре.

Согласитесь, «Люди Икс» Сингера не были похожи на комикс-муви прошлого, зато все последние фильмы по комиксам в той или иной степени напоминают все тех же «Людей Икс». Это, может, и не лучший фильм про супергероев, но переоценить заслугу Сингера здесь сложно – он спас жанр. За это ему можно даже простить то, что он чуть не убил две франшизы одним ударом – уйдя снимать Супермена и оставив третьих «Икс-менов» на Бретта Рэтнера.

Большинство фанатов Марвел привыкли воспринимать Fox и Sony, исключительно как конкурентов Marvel – нехорошие жадные студии, захапавшие права на персонажей и не дающие замечательной Marvel Studios ввести паука во «Мстителей» или снять достойный фильм по «Гражданской Войне», в которых Cпайди, мутанты и Фантастическая Четверка играли ключевые роли.

Но на деле, без Fox и Sony не было бы никакой Marvel Studios, никаких «Мстителей», никакой эры комикс-муви. Эти компании сделали свои фильмы в сотрудничестве с Marvel Studios, и она получила с этого свою долю, которая впоследствии помогла ей начать собственное производство. Да, сейчас Marvel были бы рады забрать права на персонажей обратно, но если бы они не отдавали их изначально, еще долго не была бы доказана прибыльность жанра, не был бы нащупан верный тон.

Как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров - фото 2

DC вроде как повезло гораздо больше — все персонажи издательства принадлежат Warner Bros. вместе с самим DC. Казалось бы, вот счастливая компания, у которой нет проблем Marvel Studios, растерявшей всех своих утят. Вот только мы видим 5 фильмов про персонажей Marvel только в этом году, и ни одного – по персонажам DC. Да, не все 5 делает Marvel Studios, и все же это работает на нее, рекламирует ее вселенную.

Что было бы, если бы все права вернулись к ней? Даже при успешности своей киновселенной, они физически не могут выпускать больше двух-трех фильмов в год. Вернись к ним права, студии пришлось бы снимать «Паука», «Фантастическую четверку» и «Людей Икс» самим, потому что это наиболее раскрученные бренды. А это значит, что «Человек-муравей», «Стражи галактики», «Доктор Стрэндж», «Нелюди», «Мисс Марвел» и «Черная пантера» вылетели бы в трубу – до них просто не дошла бы очередь.

Именно потому, что Marvel некогда продали права, нам как зрителям несказанно повезло. Разложив ношу экранизации комиксов Marvel на три компании, они поделили риски, вложения и студийные мощности. Меж тем DC, обладая всеми персонажами, никак не может взлететь со своей вселенной, проигрывая даже экранизациям «Людей Икс» от Fox.

Да, обладание всеми правами дает возможность дословно экранизировать ивенты вроде «Гражданской войны» или «кризисов» DC. Но… вы можете назвать хоть один «Кризис», кроме разве что «Кризиса Личности», который был бы действительно хорош и просился на экран? Как бы то ни было, пока DC снимает фильмы по оригинальным сюжетам, а дословно переносить свои комиксы на экран предпочитает в мультипликационном формате. Полнометражная анимация DC и впрямь лучшая, Marvel в этом формате практически нечем хвастаться.

Что же до постоянных разговоров фанатов о варианте «совместного опекунства», в котором Sony сохраняет права на Спайдермена, но одалживает его Marvel Studios на пару фильмов вместе с Гарфильдом – тут есть пара нюансов. И первый из них – это, может, и мечта фанатов, но не факт что присутствие или отсутствие Человека-паука во «Мстителях» добавит ему зрителей или денег, потому что все, кто мог бы из-за этого пойти – пойдут и так. Все фаната Человека-паука и так пойдут на «Мстителей» — Marvel Studios нет смысла платить Sony деньги за аренду Паркера, которые они могут не отбить в бокс-офисе.

Ну и, во-вторых, стоит им хоть раз намекнуть, что киновселенные Marvel и Sony – единое целое, как это сразу создаст вагон головной боли. К примеру, Альтрон разрушит Нью-Йорк – это значит, в новом «Человеке-пауке» он тоже должен быть разрушен? Паук появился во «Мстителях», а почему они не явились ему на помощь в бою со Зловещей Шестеркой? И так далее до бесконечности.

Третье – студии и их адвокаты будут бесконечно спорить о том, сколько экранного времени должен получить гостевой персонаж, насколько круто он должен выглядеть, скольких врагов должен завалить, и т.д. Sony должны будут убедиться, что Паркер не теряется в толпе, и его репутация не пострадает. В общем, пока единственными аргументами в пользу спайдер-аренды являются вой фанатов и покосившееся финансовое положение американского отделения Sony, которое может вынудить их идти на сделки не слишком для них выгодные, лишь бы получить активы для исправления ситуации.

Как бы то было, пока на этом фронте глухо. Как бы нам того ни хотелось, шансы увидеть Паука, Людей Икс, Фантастическую Четверку и Мстителей в одном фильме исчезающее малы. Чтобы студии вернули права на персонажей, те должны обесцениться, а для этого должен загнуться весь жанр комикс-муви. А если он загнется, то кто тогда будет снимать этот самый волшебный фильм со всеми персонажами и кто на него пойдет?

Как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров - фото 3

Если сравнивать фильмы по комиксам Marvel и DC, ясно, что команда Кевина Файги и Стэна Ли давно вырвалась вперед по качеству и благонадежности. Фильмы Disney/Marvel выигрывают не просто за счет чемпионов, а благодаря растущей уверенности зрителя в том, что эта студия не обманет их ожиданий. Можно слепо идти на любой фильм – хоть про кудесника-нейрохирурга, хоть про говорящего енота – и он будет как минимум неплохим, забавным, динамичным и красочным.

Связка DC и Warner Bros. не может похвастаться подобным постоянством. Даже внутри одной франшизы: на любого «Бэтман возвращается» находится свой «Бэтман и Робин», на любого «Темного рыцаря» – свое «Возрождение легенды». Не говоря уже про «Зеленого Фонаря», «Женщину Кошку», «Джона Хекса» и «Сталь». Компания, породившая худшие образцы жанра, которые являются в кошмарах всем, кто их видел, ответственна и за «Хранителей», «Ви значит Вендетта», «Темного рыцаря», «Константина: Повелителя тьмы».

Если сильная сторона Marvel в гарантии некого уровня качества, то DC/WB берет непредсказуемостью. Да, это может выливаться в крайне неприятные сюрпризы, каким стал для многих «Человек из стали», но ждать их ленты гораздо интереснее, потому что никто и впрямь понятия не имеет, что там окажется на этот раз.

Но самое важное отличие в том, что фильмы Marvel/Disney – ни один – не пытались шагнуть дальше рамок развлекательного экшена. Да, в них были моменты драмы и чего-то, напоминающего социальный месседж, но никому и в бреду не пришло бы в голову заявлять, что в этих фильмах есть хотя бы намек на личное высказывание автора.

Фильмы DC/WB ближе сердцам многих попросту тем, что несмотря на ужасные промахи, те фильмы, что получаются, выходят незабываемыми, уникальными, эпичными. В каждом из них больше настоящего творчества, чем во всех идеально смазанных развлекательных машинах Marvel. Трилогия Нолана не идеальна, но она явно не просто пытается помахать спец.эффектами перед лицом зрителя, она создает уникальный мир, поднимает философские и социальные вопросы. Именно поэтому она и показалась всем «реалистичнее», хотя даже не пыталась зачастую быть достоверной – она просто была серьезнее и не держала зрителя за тупую фабрику по переработке попкорна.

Как фильмы по комиксам стали главным жанром блокбастеров - фото 4

«Хранители» и «Ви значит Вендетта» были и остаются самыми глубокими фильмами по комиксам, прекрасно перенесшими идеи Алана Мура на большой экран. Но даже такие спорные и не углубляющиеся в философию фильмы как «Человек из стали» ближе к искусству и большому кино, чем фильмы Marvel – достаточно взглянуть на свежее операторское решение, саундтрек, атмосферу. Пусть фильм развалился на куски, но его огромные амбиции все равно видны невооруженным взглядом.

Все сводится к простой вещи – фильмы Marvel пытаются развлечь зрителя, заинтересовать, рассмешить, влюбить в героев и атмосферу приключения. И в этом нет ничего плохого. Это тоже очень сложно сделать хорошо, но у студии пока получается.

Но ни один из этих фильмов не пытается поговорить со зрителем, донести что-то личное и глубокое – идею или мироощущение, мечту или разочарование. То, что стараются донести лучшие представители лагеря Warner Bros. Да, часто у них ничего не выходит, но я все еще благодарен им за эти попытки, за то, что творчество и авторский язык еще имеют для них значение, что они не пытаются слепо следовать схеме конкурентов, а применяют собственный подход.

Сейчас мы привыкли ругать DC за отставание в разворачивании своей комикс-вселенной на киноэкранах, забывая при этом, что в предыдущем тысячелетии DC выпустило четырех «Суперменов» и четырех «Бэтманов», не считая мелких проектов. Персонажи Marvel же до 2000-го года перебивались исключительно малобюджетными сериалами и кошмарными экранизациями, о которых большинство людей даже не слышали. Но я уверен, DC/WB еще нагонит Marvel и в этом веке, «Бэтман против Супермена: На заре справедливости» должен показать, насколько быстро это произойдет.

Любой блокбастер в наши дни старается быть частью франшизы, общей киновселенной. Фильмы студий словно обвязываются альпинистской веревкой, чтобы страховать друг друга от провала, делиться аудиторией и притворяться одним большим фильмом. Эта статья также – лишь часть большей темы.

О том, как началась Эпоха Франшиз, мы говорили в материале «Как мы здесь оказались», здесь – разбирали современные сериалы по комиксам, а здесь – изучали список всех комикс-муви, выходящих в ближайшие 6 лет.

Если вы готовы познакомиться с героями в их оригинальном виде – на страницах графических романов, то посмотрите на 5 причин, по которым вы еще не читаете комиксы, а затем выберите одну из удобных точек входа в миры Marvel и DC. Комиксам «Людей Икс» и вовсе посвящено два отдельных материала.

Последние новости из мира комикс-муви, включая кастинг Джареда Лето на роль Джокера, а Бенедикта Камбербэтча — на роль Доктора Стрэнджа, собраны здесь.

Вопрос, самый очевидный на этот раз: Какая киновселенная вам ближе: Marvel или DC?

Комментарии 93
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
filehd
filehd
Marvel ближе. Ибо фильмы по их комиксам , как по мне более популярные.
Sepherot
Sepherot
А по мне DC имеют более харизматичных персонажей (для меня)