Цифровая одежда: временная мода, эксперименты с внешностью или необходимость будущего?
Диджитал-одежда — это вещи, которых не существует в реальности. Они есть только в виртуальной реальности и «надеты» на фотографию человека. При этом цифровая одежда продается за реальные деньги.
Первую диджитал-одежду выпустила в сентябре 2018 года норвежская компания Carlings. Партию цифрового лука из 20 моделей продали всю и почти сразу, а чтобы первые в мире digital-вещи были еще более особенными каждую из них ограничили 12 копиями.
Постепенно цифровая одежда распространяется по Европе и миру, иногда трансформируясь в дорогое направление моды. В 2019 году модный дом The Fabricant, продал одно цифровое платье за 9500 долларов. Правда, это был благотворительный аукцион, а реальный ценник вещи был намного ниже. Платье купил для своей жены исполнительный директор компании Quantstamp Ричард Ма.
В 2020 году цифровая одежда появилась и в России. Первым отечественным дизайнером диджитал-лука стала Регина Турбина. По ее словам, создание цифровой одежды ничем не отличается от моделирования обычных вещей.
«Реальная и виртуальная мода — это в первую очередь дизайн, и создание материального и диджитал-костюма на начальном этапе ничем не отличается. Все начинается с вдохновения — идеи фиксируются на бумаге или в iPad, потом полностью оживают в 3D, — рассказала „Канобу“ Трубина. — Больше всего времени и усилий уходит именно на создание красивого дизайна. В цифровой моде людей, наверное, манит магия сочетания реального фото с виртуальным костюмом, и они сначала не верят, что эта ненастоящая одежда».
Первым обладателем цифрового наряда отечественного производства среди россиян стал журналист и медиадиректор «Яндекса» Даниил Трабун. Это обошлось ему в 5000 рублей.
«Я один из первых людей в России, кто купил цифровой лук. И, кажется, точно первый, кто заказал оригинальный дизайн у российского дизайнера», — сообщил он в своем Instagram.
Даниил признался «Канобу», что носил бы такую одежду и в жизни:
«Думаю, когда AR-очки станут мейнстримом, то практически каждая реальная вещь будет иметь дополнительный виртуальный слой».
Как и где купить цифровую одежду
В России диджитал-одежда продается у Регины Турбиной. Вот такие ее работы для девушек:
«Когда мир узнал о продаже первого цифрового лука в России, который я сделала для Дани Трабуна, внимания и заказов прибавилось. Но изначально цели заняться продажей цифровых костюмов не было — я все-таки в основном шью реальные вещи, — говорит дизайнер одежды. — Готовилась к первому показу ophelica, шила одежду и не могла взять все эти заказы, но несколько все же взяла. Мне нравится, как развивается эта история. Это творчество, и цифровые образы — это всегда ручная работа дизайнера, которая доступна в единственном экземпляре, — рассказала „Канобу“ Трубина. — Если людям это нравится, я очень рада. Особенно приятно, когда, например, пишет мужчина, который хочет подарить цифровой лук своей жене. Это очень мило и трогательно, от такой работы не отказываюсь и вкладываю в эти образы всю душу».
А еще есть сайты упомянутых выше компаний Carlings и The Fabricant, где представлены виртуальные коллекции. Чтобы купить себе такую одежду нужно выбрать, а потом оплатить наряд, загрузить на сайт фотографию в полный рост, на которую дизайнеры потом «наденут» купленные цифровые вещи.
Ценник такой одежды относительно небольшой (от 10 до 30 евро в онлайн-магазине Carlings), а на сайте The Fabricant даже есть раздел с бесплатной digital-коллекцией. Каждый цифровой костюм или его часть весят от 30 до 300 мегабайт. Цифровой лук доступен в формате Obj, который поддерживают большинство 3D-редакторов, где цифровую одежду «надевают» на на фото пользователя (Cinema 4D, 3D Studio Max и другие).
Польза цифровой одежды
Главное достоинство цифровой одежды — она не материальна, а значит когда-то не станет обычным мусором и не осядет на огромных свалках по всему миру. Digital-одежда — «зеленая» одежда.
Вторая причина — уникальность и смелый дизайн. Если человек заказывает виртуальные вещи, то он хочет видеть на своей фотографии не обычные красивые вещи, а нечто неординарное, яркое и запоминающееся. Именно такой и делают цифровую одежду, чтобы опубликованная в сети фотография вызвала много положительных эмоций и оставила после себя только их.
С развитием технологий digital-одежда станет все более популярнее, к тому же это новые вызовы для дизайнеров. С этим согласна и Регина Турбина, которую также радует экологичность такой моды.
«Цифровая одежда открывает безграничные возможности для дизайнеров, позволяя создавать новые смелые образы, экспериментировать с текстурами, цветами, тканями и формами. Это полная свобода творчества. Но главное преимущество виртуальной одежды — это экологичность. — рассказала „Канобу“ модельер. — Для больших брендов в эпоху перепроизводства, когда одежда просто сжигается, чтобы она не теряла в цене, это может стать выходом и возможностью проявить трепетное отношение к окружающей среде. Марки смогут выставлять виртуальные вещи, демонстрировать 3D-коллекции, а люди, которым понравится дизайн, будут заказать уже реальные вещи. То есть отшиваться будет только та одежда, которую купят. Это сэкономит огромное количество ресурсов».