07 марта 2019
Обновлено 10.03.2019

Рецензия на «Вокс Люкс» с Натали Портман — портрет XXI века, за который страшно

7 марта в российский прокат выйдет новый фильм режиссера Брэйди Корбета («Детство лидера» с Робертом Паттинсоном) «Вокс Люкс» с Натали Портман в главной роли. Свою ленту Корбет назвал «портретом XXI века» — она рассказывает о терактах, потерянном поколении миллениалов и состоянии современной поп-музыки. И это тот редкий случай, когда претенциозное заявление режиссера оказалось оправдано.
7 марта в российский прокат выйдет новый фильм режиссера Брэйди Корбета («Детство лидера» с Робертом Паттинсоном) «Вокс Люкс» с Натали Портман в главной роли. Свою ленту Корбет назвал «портретом XXI века» — она рассказывает о терактах, потерянном поколении миллениалов и состоянии современной поп-музыки. И это тот редкий случай, когда претенциозное заявление режиссера оказалось оправдано.

Поп-музыка уже давно перестала быть «попсовой». Сейчас это мощное политическое оружие, которое под видом хитов невзначай подкидывает слушателям самые разные идеи — от феминистских посылов Арианы Гранде и Halsey до манифестов Childish Gambino.

Знаменитости сейчас под стать божествам — они строчат свои заповеди, сводят в звукозаписывающей студии и продают получившиеся скрижали в Target и Spotify. Концертные площадки заменили храмы, а в жертву теперь приносятся банкноты — и горят они похлеще ягнят.

«Вокс Люкс» — кино о процессе становления этим божеством. Наблюдать за которым одновременно захватывающе и страшно.

Рецензия на «Вокс Люкс» с Натали Портман — портрет XXI века, за который страшно - фото 1

1999 год, обычная провинциальная школа. В класс заходит парень с подведенными глазами и в черных линзах — через пару минут он совершает самоубийство, перед этим застрелив всех своих одноклассников. Выжила только 14-летняя Селеста (16-летний талант Рэффи Кэссиди, которую вы могли видеть в «Убийстве священного оленя»), получившая пулю в шею. По счастливой случайности пуля не задела ничего жизненно важного. Прямо в больнице девочка сочиняет трогательную песню вместе с сестрой Элеанор (Стэйси Мартин), которую исполняет на поминках и в миг становится знаменитой по всему миру.

Дальше история классическая: на волне хайпа героиню подхватывает продюсер, лейбл, идет запись ЕР, первые выступления, съемка клипа и большие планы на Селесту уже в качестве бренда. Который к 2017 вырастает в нечто большее, чем просто милую девочку с одним слезоточивым хитом.

Этот контраст «Вокс Люкс» подает в двух часовых главах, которые называются Genesis и Regenesis — «Рождение» и «Перерождение». Первая — о событиях после теракта и первых шагах на подиуме, во второй 30-летняя Селеста (Натали Портман) стала эпатажной иконой, постоянно исполняющей в полупьяном состоянии.

Рецензия на «Вокс Люкс» с Натали Портман — портрет XXI века, за который страшно - фото 2

Поначалу трудно понять, о чем именно хотел снять Корбет — о сложной личности в лице Селесты или состоянии современной поп-музыки в общем. Однако ближе к финалу становится ясно, что одно вытекает из другого — музыка сформировала героиню, равно как и через 20 лет Селеста научилась пользоваться известностью в своих целях.

Она знает как манипулировать людьми — потому что сама все детство была объектом корпоративных манипуляций.

И если молодая Селеста делала ставку на свою трагедию, то повзрослевшая героиня, напротив, пытается избавиться от жалостливого прошлого. В одном диалоге она произносит фразу: «Я не хочу, чтобы люди много думали, слушая мою музыку», а на пресс-конференции выдает скандальную цитату: «Если не обращать внимание на террористов, они исчезнут — также, как и я» — на новость о новом теракте, который совершили люди в масках из клипа Селесты.

Рецензия на «Вокс Люкс» с Натали Портман — портрет XXI века, за который страшно - фото 3

Биография героини и так приковывает к себе внимание, однако певица все равно продолжает подпитывать его эпатажем — отвлекая от ужасов мира мотивирующими sci-fi-поп-хитами. И за такой, на первый взгляд, отчаянной попыткой выжить в шоу-бизнесе кроется не что иное как альтруистическая жертвенность.

«Вокс Люкс» — это «Ла-Ла Лэнд», который лишили любви, воздушности и кинематографической сказки в угоду сурового реализма, но оставили посыл того самого пира во время чумы. Мир стремительно рушится, общество распадается, на что отчаянно пытается обратить внимание современное кино, литература и музыка.

Селеста, пережившая весь этот страх на себе, напротив, всеми силами старается оградить от него своих слушателей.

Эта борьба против системы видна не только в сценарии. Режиссер ленты Брэйди Корбет будто сочетает стили главных нонконформистов последних лет Триера и Лантимоса (а местами и Кубрика), делая и без того противоречивую историю дерзкой еще и визуально. Это монтаж случайных кадров, закадровый голос рассказчика Уиллема Дефо, ускоренная в несколько раз сцена наркотического трипа под классическую музыку и целый 10-минутный поп-концерт с Натали Портман (сыгравшую, кстати, одну из лучших ролей в своей карьере).

Рецензия на «Вокс Люкс» с Натали Портман — портрет XXI века, за который страшно - фото 4

«Вокс Люкс» делает то же самое, что и сама Селеста. Фильм с первых минут (мельком) показывает кучу детских трупов, выбирает нестандартные ракурсы, а после подает меланхоличные диалоги с очевидными, но едкими цитатами, которые, пожалуй, никто и никогда не осмеливался сказать на экране раньше. Лента ни к чему не призывает, но просто констатирует факт — терроризм и прочие акты насилия тесно связались с поп-культурой и бюрократией.

Жертвы приносят деньги, но, в то же время, сплачивают людей — а поп-дивы, как ни странно, служат связующим звеном. Таков мир XXI века.

На обложке последнего альбома британской инди-рок/поп-группы The 1975 высечен слоган: «Если мне не суждено увидеть красоту умирающей культуры, то хотя бы я застал культуру на закате ее красоты». «Вокс Люкс» — прямая экранизация этих строчек. И если вы не увидите в фильме культурной красоты, то хотя бы узнаете, как выглядят ее последние вздохи.

Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Фильм - невнятное месиво без какого либо стержня и фокуса. Сопереживать здесь ну вообще некому, идеи дальше одной фразы никто не развивает. Зато 10 минут попсовых песен в исполнении Портман, которая безбожно переигрывает всю вторую половину фильма. У "Ла Ла Лэнда" была четкая тема, четкий месседж и тд и тп. У данного фильма этого нет. У него вообще ничего нет. Судя по словам режиссёра это был осознанный выбор, снимать кино таким образом. Ну, это его дело.

StriPMan
StriPMan

опять не трофимыч, ну что такое

Сергей Козорез.rf86w
Сергей Козорез.rf86w

они сняли фильм про Леди Гагу?