Рецензия на «Ральф против интернета»
Я очень люблю первого «Ральфа», именно этот фильм доказал мне, что Disney Animation Studio может стать на один уровень с Pixar (а затем упасть обратно, выпустив через год ненавистное мне «Холодное сердце»), создав нечто действительно трогательное, глубокое и яркое. Многие даже называли «Ральфа» лучшим фильмом по играм, хотя никакой реальной игры он не экранизировал, но это, скорее всего, и пошло ему на пользу.
Сиквел же вызывает крайне смешанные чувства. У него есть одна очевидная напрягающая сторона, которая сильно беспокоила всех перед премьерой — как-то все это слишком напоминает «Эмоджи фильм» (который я в рецензии, по иронии, назвал бездарной подделкой под первого «Ральфа») — все это представление интернета/сайтов/приложений в виде города/зданий, даже изображение twitter в виде реальных синеньких птичек повторяется.
И действительно, от ощущения déjà vu избавиться не выходит, сходство есть, и оно чувствуется, финт в том, что схожи они по тематике, сеттингу, одной идее, но не по качеству исполнения. В самой идее, довольно очевидной и заманчивой, ничего плохого и не было (разве что напрашивающееся море продакт-плейсмента), поэтому «Ральф против интернета» просто показывает «Эмоджи фильму», как это нужно было делать — шутки смешные и злободневные, продакт-плейсмент не менее обильный, чем в картине Sony, но при этом не раздражающий, но главное — в центре всего этого есть проработанные герои, за которыми все еще интересно следить.
Там, где Sony пихали свои товары в собственный мультфильм крайне топорно и назойливо, Disney уходит в отрыв, с одной стороны выжимая весь кайф из сцен «потусуемся со всеми принцессами разом», с другой — откровенно выстебывая их стереотипы.
Музыкальный номер вышел абсолютно шикарным — просто потому что он совершенно отвязный, наглый и кислотный. Он этим и пленяет, закрепляя Ванилопу в позиции диснеевской принцессы, но при этом четко позиционируя ее как отличающуюся от остальных девушек.
В общем, сходство с «Эмоджи» так и не стало проблемой самой по себе. Там, где он проваливался, «Ральф» умудряется добиться успеха, продавливая талантом, харизмой персонажей и динамикой. И все же, из идеи «города-интернета» вытекают другие проблемы, не такие очевидные и однозначные.
Сюжет вертится вокруг руля аркадного автомата Ванилопы, «Сладкого форсажа». Руль ломается, на Ebay он стоит 200 баксов и владелец аркады решает, что ремонт не оправдан, поэтому легче продать автомат на запчасти. Задача героев — пробраться в интернет и добыть руль с Ebay. Если им не удастся этого сделать, всех персонажей «Форсажа» придется пристраивать в чужие игры, в другие автоматы, они лишатся своей игры. И вот это ощущение бездомности и сводит Ванилопу с ума, не давая смириться с судьбой. По иронии, бездомность становится и самой точной метафорой главной проблемы мультфильма для меня.
Ральф с принцессой покидают родной сетевой фильтр и отправляются на просторы интернета, где и проводят большую часть фильма — как на отдельных сайтах, так и летая над самим городом-интернетом. И от этого возникает ощущение, что они все время в гостях, сеттинг все время меняется, а своего дома новая история себе так и не находит.
Мы проводим достаточно много времени в «Убойных гонках» с Галь Гадот, на «Баззтьюбе» и чуть меньше — на Ebay и в типа-даркнет трущобах, где тусуются создатели вирусов и мелкие аферисты.
Да, в первом фильме Ральф тоже большую часть хронометража находился «в гостях», в чужой игре, путешествовал по неизведанному миру, но там «Сладкий форсаж» становился новым домом ему и основным сеттингом для сюжета. Здесь подобного не происходит — «Убойные гонки» не дают по-настоящему бросить в них якорь. Они недостаточно самобытны, не слишком подробно прописаны и не так важны для истории, как «Сладкий форсаж» в первой части.
Но проблема еще и в том, что интернет — это не просто неизведанная земля, в гостях наши герои ощущаются не просто потому, что это не их дом, а потому, что он буквально чужой. Это не абстрактные бесхозные территории, а вполне знакомые нам сайты, франшизы, локации. Мы знаем их чуть ли не лучше и ближе, чем знаем Ральфа и Ванилопу, и от этого она кажутся гостевыми персонажами с затянувшимся камео в чужом фильме. Словно кто-то вписал Ральфа с подругой в «Эмоджи фильм» и рассказал историю от их лица. Вот откуда ощущение чужаков в чужой стране, бездомности и неприкаянности истории. Эти метания так не похожи на сильный и цельный сюжет первого «Ральфа».
Сиквел слишком заигрывается. В стеб над интернетом, конкретными сайтами, вирусными роликами и даже над родным «Диснеем» с его принцессами.
И опять же выходит, что картина умудряется выжать все возможное и создать нечто сильное и увлекательное из крайне сомнительных элементов: вторичной идеи города-интернета, стеба над мемами, музыкального номера, продакт-плейсмента всего и вся, включая собственную студию и несколько десятков ее героев. Да, элементы выполнены неожиданно хорошо, они работают, вопреки опасениям, вот только в итоге общая история сильно страдает, распадаясь на череду гэгов и забавных ситуаций, не создавая сильной центральной линии.
Причем не то чтобы создатели забыли про глубину, центральный сюжет и месседж — они есть и тоже вышли достаточно смелыми и оригинальными, вот только они сильно затираются в голове, снесенные лавиной шуток и путешествий по десяткам локаций. История так и остается бездомной — ее выжимают из собственного фильма, занимая весь хронометраж под коробки с гэгами и стебом. Из-за этого и в памяти «Ральф 2» откладывается как нечто веселое, но дискретное, раздробленное, хаотичное.
По факту вроде все на месте — у героев есть внешняя проблема (руль), внутренняя проблема (дружба), о них регулярно напоминают и сдвигают прогресс шаг за шагом, но все это меркнет под напором чужеродных элементов — знакомых сайтов, чужих персонажей, стеба над юзерами, смотрящими ролики с блеющими козлами на ютьюбе и так далее. Все тем, что напрямую не относится к Ральфу и его миру, всем тем, что мы видим каждый день в других местах и над чем уже шутили все, кому не лень. Мы смотрим «Ральфа», но иногда сомневаемся, что смотрим именно «Ральфа».
И все потому, что сиквел — это пародия больше, чем собственная история. Узнаваемость элементов предпочтительнее своеобразия, если ты хочешь их обстебать. Поэтому баззтьюб не превращается в некую свою интересную версию ютьба — это сайт, показывающий зрителю свои же проблемы. Реки желчи в комментариях, популярность низкосортного контента, непререкаемая власть быстроменяющихся трендов и так далее. Ты невольно фыркаешь от смеха на эти подколы, но в результате осознаешь, что полчаса смотрел критику ютьюба, а про Ральфа и Ванилопу не узнал ничего нового.
«Убойные гонки», которые должны были стать новым «Сладким форсажем», главным оригинальным сеттингом фильма, тоже лишены аутентичности. Это реалистичные мультиплеерные гонки в стиле Burnout или любимого мной Flatout (я даже готов был поклясться, что одна из трасс срисована со второй игры) с мультяшной жестокостью, цветокоррекцией под зернистую грязь, налетом анархии и романтики уличных банд. Они не воспринимаются как нечто из мира «Ральфа» — какой-то своей фишки им не хватает, просто дженерик гонки с стилистике стрит-рейсинга, хрома и черепов.
Общее изображение города-интернета тоже не назовешь сильно оригинальным, оно мало меняется еще с «Футурамы»: сайты-здания, атакующие баннеры, дергающиеся юзеры с низким фреймрейтом. Забавно, что один из режиссеров и сценаристов картины, Рич Мур, был продюсером «Футурамы» (всех полнометражек и оригинального сериала) и режиссером ряда эпизодов.
К слову, если вы ждали камео новых игровых персонажей, то будет сильно разочарованы. Ростер не расширяется совершенно — мы видим только тех гостей, что засветились в оригинале, разве что Соник теперь разговаривает. От Марио по-прежнему только осторожный кивок — здание в форме узнаваемого гриба. Это вам определенно не «Первому игроку приготовиться».
Забавно, кстати, что гонки они сделали свои, ютьюб заменили на баззтьюб (хотя ютьюб в кадре тоже мелькает — в виде крохотного баннера, то есть в этом мире он тоже есть, но не так популярен, как баззтьюб?), а Ebay это просто Ebay. Без прикрытия, без аналогов. Куча компаний в картине под своими именами, но герои их и не посещают, а с Ebay связана сюжетная линия, это отдельная локация, но название сохранено. С ними, видимо, все же договорились.
Итог
«Ральфу против интернета» не хватает самобытности, цельности и эмоциональной глубины оригинала. Героев не переврали и не забыли, там есть интересный поворот в отношениях Ванилопы и Ральфа, но развитие персонажей задвинуто на периферию ради того, чтобы дать больше места пародийным гэгам.
Гэги по большей части реально смешные и едкие, но немного пугает их злободневность. Насколько быстро все эти подколы потеряют актуальность? Будем ли мы, пересматривая сиквел через 5-10 лет, смеяться над современными мемами, вспомним ли вообще, что такое Мама-Чубакка и блеющие козлы?
И все же мультфильм смотрится весело и динамично, как развлечение на пару часов он работает замечательно, поэтому сходить все же стоит. Пусть новой классики мультипликации из него, скорее всего, не получится, он заставит вас улыбнуться не один раз.
[этот фильм доказал мне, что Disney Animation Studio может стать на один уровень с Pixar]
Производство "Ральфа" же лично курировал Лэсситер, а куча его спецов помогала в работе. Так что Disney Animation немножко не "в одну каску" сравнялись с Великими)
Что такое "Мама-Чубакка" и "блеющие козлы"?