25 ноября 2018

Рецензия на «Ральф против интернета»

22 ноября вышел «Ральф против интернета», сиквел отличного мультфильма Disney, который пришлось ждать аж 6 лет. Хотя, после 14 лет ожидания «Суперсемейки 2» это уже не кажется таким странным. В анимации сиквелы часто выходят не друг за другом с минимальным промежутком в 2-3 года (иначе люди забудут же, что была такая франшиза), а берут паузу в 5-10 лет и раздумывают, есть ли им, что сказать. Потратил ли Ральф с пользой эти 6 лет? И да, и нет.
22 ноября вышел «Ральф против интернета», сиквел отличного мультфильма Disney, который пришлось ждать аж 6 лет. Хотя, после 14 лет ожидания «Суперсемейки 2» это уже не кажется таким странным. В анимации сиквелы часто выходят не друг за другом с минимальным промежутком в 2-3 года (иначе люди забудут же, что была такая франшиза), а берут паузу в 5-10 лет и раздумывают, есть ли им, что сказать. Потратил ли Ральф с пользой эти 6 лет? И да, и нет.
Рецензия на «Ральф против интернета» - фото 1

Я очень люблю первого «Ральфа», именно этот фильм доказал мне, что Disney Animation Studio может стать на один уровень с Pixar (а затем упасть обратно, выпустив через год ненавистное мне «Холодное сердце»), создав нечто действительно трогательное, глубокое и яркое. Многие даже называли «Ральфа» лучшим фильмом по играм, хотя никакой реальной игры он не экранизировал, но это, скорее всего, и пошло ему на пользу.

Сиквел же вызывает крайне смешанные чувства. У него есть одна очевидная напрягающая сторона, которая сильно беспокоила всех перед премьерой — как-то все это слишком напоминает «Эмоджи фильм» (который я в рецензии, по иронии, назвал бездарной подделкой под первого «Ральфа») — все это представление интернета/сайтов/приложений в виде города/зданий, даже изображение twitter в виде реальных синеньких птичек повторяется.

И действительно, от ощущения déjà vu избавиться не выходит, сходство есть, и оно чувствуется, финт в том, что схожи они по тематике, сеттингу, одной идее, но не по качеству исполнения. В самой идее, довольно очевидной и заманчивой, ничего плохого и не было (разве что напрашивающееся море продакт-плейсмента), поэтому «Ральф против интернета» просто показывает «Эмоджи фильму», как это нужно было делать — шутки смешные и злободневные, продакт-плейсмент не менее обильный, чем в картине Sony, но при этом не раздражающий, но главное — в центре всего этого есть проработанные герои, за которыми все еще интересно следить.

Там, где Sony пихали свои товары в собственный мультфильм крайне топорно и назойливо, Disney уходит в отрыв, с одной стороны выжимая весь кайф из сцен «потусуемся со всеми принцессами разом», с другой — откровенно выстебывая их стереотипы.

Музыкальный номер вышел абсолютно шикарным — просто потому что он совершенно отвязный, наглый и кислотный. Он этим и пленяет, закрепляя Ванилопу в позиции диснеевской принцессы, но при этом четко позиционируя ее как отличающуюся от остальных девушек.

Рецензия на «Ральф против интернета» - фото 2

В общем, сходство с «Эмоджи» так и не стало проблемой самой по себе. Там, где он проваливался, «Ральф» умудряется добиться успеха, продавливая талантом, харизмой персонажей и динамикой. И все же, из идеи «города-интернета» вытекают другие проблемы, не такие очевидные и однозначные.

Сюжет вертится вокруг руля аркадного автомата Ванилопы, «Сладкого форсажа». Руль ломается, на Ebay он стоит 200 баксов и владелец аркады решает, что ремонт не оправдан, поэтому легче продать автомат на запчасти. Задача героев — пробраться в интернет и добыть руль с Ebay. Если им не удастся этого сделать, всех персонажей «Форсажа» придется пристраивать в чужие игры, в другие автоматы, они лишатся своей игры. И вот это ощущение бездомности и сводит Ванилопу с ума, не давая смириться с судьбой. По иронии, бездомность становится и самой точной метафорой главной проблемы мультфильма для меня.

Ральф с принцессой покидают родной сетевой фильтр и отправляются на просторы интернета, где и проводят большую часть фильма — как на отдельных сайтах, так и летая над самим городом-интернетом. И от этого возникает ощущение, что они все время в гостях, сеттинг все время меняется, а своего дома новая история себе так и не находит.

Мы проводим достаточно много времени в «Убойных гонках» с Галь Гадот, на «Баззтьюбе» и чуть меньше — на Ebay и в типа-даркнет трущобах, где тусуются создатели вирусов и мелкие аферисты.

Да, в первом фильме Ральф тоже большую часть хронометража находился «в гостях», в чужой игре, путешествовал по неизведанному миру, но там «Сладкий форсаж» становился новым домом ему и основным сеттингом для сюжета. Здесь подобного не происходит — «Убойные гонки» не дают по-настоящему бросить в них якорь. Они недостаточно самобытны, не слишком подробно прописаны и не так важны для истории, как «Сладкий форсаж» в первой части.

Рецензия на «Ральф против интернета» - фото 3

Но проблема еще и в том, что интернет — это не просто неизведанная земля, в гостях наши герои ощущаются не просто потому, что это не их дом, а потому, что он буквально чужой. Это не абстрактные бесхозные территории, а вполне знакомые нам сайты, франшизы, локации. Мы знаем их чуть ли не лучше и ближе, чем знаем Ральфа и Ванилопу, и от этого она кажутся гостевыми персонажами с затянувшимся камео в чужом фильме. Словно кто-то вписал Ральфа с подругой в «Эмоджи фильм» и рассказал историю от их лица. Вот откуда ощущение чужаков в чужой стране, бездомности и неприкаянности истории. Эти метания так не похожи на сильный и цельный сюжет первого «Ральфа».

Сиквел слишком заигрывается. В стеб над интернетом, конкретными сайтами, вирусными роликами и даже над родным «Диснеем» с его принцессами.

И опять же выходит, что картина умудряется выжать все возможное и создать нечто сильное и увлекательное из крайне сомнительных элементов: вторичной идеи города-интернета, стеба над мемами, музыкального номера, продакт-плейсмента всего и вся, включая собственную студию и несколько десятков ее героев. Да, элементы выполнены неожиданно хорошо, они работают, вопреки опасениям, вот только в итоге общая история сильно страдает, распадаясь на череду гэгов и забавных ситуаций, не создавая сильной центральной линии.

Причем не то чтобы создатели забыли про глубину, центральный сюжет и месседж — они есть и тоже вышли достаточно смелыми и оригинальными, вот только они сильно затираются в голове, снесенные лавиной шуток и путешествий по десяткам локаций. История так и остается бездомной — ее выжимают из собственного фильма, занимая весь хронометраж под коробки с гэгами и стебом. Из-за этого и в памяти «Ральф 2» откладывается как нечто веселое, но дискретное, раздробленное, хаотичное.

По факту вроде все на месте — у героев есть внешняя проблема (руль), внутренняя проблема (дружба), о них регулярно напоминают и сдвигают прогресс шаг за шагом, но все это меркнет под напором чужеродных элементов — знакомых сайтов, чужих персонажей, стеба над юзерами, смотрящими ролики с блеющими козлами на ютьюбе и так далее. Все тем, что напрямую не относится к Ральфу и его миру, всем тем, что мы видим каждый день в других местах и над чем уже шутили все, кому не лень. Мы смотрим «Ральфа», но иногда сомневаемся, что смотрим именно «Ральфа».

Рецензия на «Ральф против интернета» - фото 4

И все потому, что сиквел — это пародия больше, чем собственная история. Узнаваемость элементов предпочтительнее своеобразия, если ты хочешь их обстебать. Поэтому баззтьюб не превращается в некую свою интересную версию ютьба — это сайт, показывающий зрителю свои же проблемы. Реки желчи в комментариях, популярность низкосортного контента, непререкаемая власть быстроменяющихся трендов и так далее. Ты невольно фыркаешь от смеха на эти подколы, но в результате осознаешь, что полчаса смотрел критику ютьюба, а про Ральфа и Ванилопу не узнал ничего нового.

«Убойные гонки», которые должны были стать новым «Сладким форсажем», главным оригинальным сеттингом фильма, тоже лишены аутентичности. Это реалистичные мультиплеерные гонки в стиле Burnout или любимого мной Flatout (я даже готов был поклясться, что одна из трасс срисована со второй игры) с мультяшной жестокостью, цветокоррекцией под зернистую грязь, налетом анархии и романтики уличных банд. Они не воспринимаются как нечто из мира «Ральфа» — какой-то своей фишки им не хватает, просто дженерик гонки с стилистике стрит-рейсинга, хрома и черепов.

Общее изображение города-интернета тоже не назовешь сильно оригинальным, оно мало меняется еще с «Футурамы»: сайты-здания, атакующие баннеры, дергающиеся юзеры с низким фреймрейтом. Забавно, что один из режиссеров и сценаристов картины, Рич Мур, был продюсером «Футурамы» (всех полнометражек и оригинального сериала) и режиссером ряда эпизодов.

К слову, если вы ждали камео новых игровых персонажей, то будет сильно разочарованы. Ростер не расширяется совершенно — мы видим только тех гостей, что засветились в оригинале, разве что Соник теперь разговаривает. От Марио по-прежнему только осторожный кивок — здание в форме узнаваемого гриба. Это вам определенно не «Первому игроку приготовиться».

Забавно, кстати, что гонки они сделали свои, ютьюб заменили на баззтьюб (хотя ютьюб в кадре тоже мелькает — в виде крохотного баннера, то есть в этом мире он тоже есть, но не так популярен, как баззтьюб?), а Ebay это просто Ebay. Без прикрытия, без аналогов. Куча компаний в картине под своими именами, но герои их и не посещают, а с Ebay связана сюжетная линия, это отдельная локация, но название сохранено. С ними, видимо, все же договорились.

Итог

«Ральфу против интернета» не хватает самобытности, цельности и эмоциональной глубины оригинала. Героев не переврали и не забыли, там есть интересный поворот в отношениях Ванилопы и Ральфа, но развитие персонажей задвинуто на периферию ради того, чтобы дать больше места пародийным гэгам.

Гэги по большей части реально смешные и едкие, но немного пугает их злободневность. Насколько быстро все эти подколы потеряют актуальность? Будем ли мы, пересматривая сиквел через 5-10 лет, смеяться над современными мемами, вспомним ли вообще, что такое Мама-Чубакка и блеющие козлы?

И все же мультфильм смотрится весело и динамично, как развлечение на пару часов он работает замечательно, поэтому сходить все же стоит. Пусть новой классики мультипликации из него, скорее всего, не получится, он заставит вас улыбнуться не один раз.

Рецензия на «Ральф против интернета» - фото 5

Больше по теме

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
cdnm_47
cdnm_47

[этот фильм доказал мне, что Disney Animation Studio может стать на один уровень с Pixar]

Производство "Ральфа" же лично курировал Лэсситер, а куча его спецов помогала в работе. Так что Disney Animation немножко не "в одну каску" сравнялись с Великими)

640509-040147
640509-040147

Что такое "Мама-Чубакка" и "блеющие козлы"?