86 184 24152

Рецензия на сериал «Джессика Джонс»

«Это из-за таких как ты у таких как ты дурная репутация»

21 ноября 2015, 5:34
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 1
Вчера, 20 ноября, Netflix выложили первый сезон своего детективно-супергеройского сериала «Джессика Джонс». Я с удовольствием сел и проглотил все 13 эпизодов подряд. Следующее после великолепного «Сорвиголовы» шоу Marvel не разочаровало, несмотря на задранную первым сериалом планку.

Если вы не знаете ничего о Джессике Джонс, ее суперспособностях, алкоголизме и взрывном характере, советую прочитать сначала мою вчерашнюю статью.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 2 YouTube
Marvel's Jessica Jones - Official Trailer 2 - Netflix [HD]

Моя задача – дать вам представление о сериале и ничего не спойлерить. Легче всего добиться этого через очевидное сравнение с предыдущим сериалом линейки – «Сорвиголовой». Если вы еще не смотрели его, то что вы сидите, бегите смотреть немедленно, это лучший супергеройский сериал и честные 9/10 (а может и 10) вне зависимости от жанра.

Джессика сильно отличается от Мердока, но главную черту его сериала они сумели сохранить – планку, уровень качества, честности, серьезного подхода к материалу. 

Никто не пытается экранизировать комикс и оживить двухмерные картинки (хотя комикс Джессики и поумнее большинства), они ставят своей целью создать цельную (это не сериал в привычном смысле, это очень длинный фильм) человеческую историю.

И все же, есть ряд формальных отличий двух сериалов, которые стоит перечислить:

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 3
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 4

«Сорвиголова» был явно более многоплановым – куда больше персонажей, как со стороны героев, так и злодеев. Он был динамичнее, богаче на внезапные сюжетные повороты и озарения. «Джессика» – история куда более камерная, личная, во многом внутренняя.

Красивых техничных драк, еще и снятых весьма артистично, здесь не ждите. Драки есть, но лишь на условно приемлемом уровне, не более того. Никакой особой хореографии нет, это обычный сюжетный элемент, который используется, когда он нужен для истории, а не ради самого себя.

Спецэффектов тоже не ждите. Их нет вообще. Даже крайне редкие полеты («скорее прыжки, затянутое падение» по словам Джес, полноценно летать она не умеет) Джессики они решили просто не показывать, а лишь намекать, проговаривать. Дело даже не в ограничениях бюджета, создатели, по всей видимости, просто решили не заострять на этом внимания. Лучше никак, чем как обычно в сериалах. К тому же, не могу сказать, что тут была необходимость в каких-либо спец-эффектах. Ни у кого же тут нет лазерного взгляда, хе-хе.

Никаких трико, лосин, мужиков в трусах и женщин в стрип-костюмах. Вообще никаких супергеройских экипировок. Для кого-то это однозначно будет плюсом, кого-то расстроит.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 5

Никакой русской, китайской и японской речи, которой в «Сорвиголове» было реально много. Тем, кто смотрит в переводе, это, конечно, по барабану.

Никаких знаковых камео. Думаю, это не спойлер – сказать, что ждать появления Мердока не стоит. Несмотря на то, что это было бы логично, учитывая общую телевселенную и то, что он вызволил Джессику в комиксе уже на первых страницах, но нет. Не ждите зря. Одно приятное камео все же будет, но на Тони Старка не рассчитывайте.

А вот роль Люка Кейджа, следующего в очереди Netflix на свой сериал, камео не назовешь – он представляет собой важную часть жизни Джессики, поэтому успевает раскрыться еще в ее сериале. Он тоже не носит никакого костюма, зато сценаристы успели вставить его коронную фразочку из комиксов – «Sweet Christmas!» – в очень забавное место. Пасхалки здесь вообще приятные, даже несмотря на то, что я вряд ли разглядел и половину – уверен, их куда больше.

В плане синематографии и картинки в целом – тут над ней тоже трудились очень кропотливо. Вдумчивые цветовые акценты, очень минималистичные кадры со множеством простых графических элементов: решеток, фонарей, ярких полос света – все это визуально действительно отсылает к комиксам.

Детективная работа показана достаточно прозаично и правдоподобно, без внезапных озарений и сумасшедшей удачи. Это большая редкость, поэтому временами этим отсутствием сценаристских подачек упиваешься. Так же дела обстояли и с юридическими потугами Мердока упечь Амбала за решетку.

Как и «Сорвиголова», «Джессика» немного провисает в середине, есть момент, когда ты ловишь себя на мысли, что события топчутся на месте. Статус кво здесь меняется и впрямь довольно редко, но когда он меняется, он меняется по-настоящему круто. Провисание же нужно просто переждать – дальше начинается настоящий разгон, одна сильная сцена за другой.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 6
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 7
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 8

Когда смотришь «Агентов Щ.И.Т.» или любой другой супергеройский сериал, время от времени ловишь себя на мысли, что да, это приятное комикс-мыло, но в нем бывают любопытные повороты и многообещающие моменты. И в эти моменты ты молишься, чтобы они дожали свою находку, пошли до конца, были чуть смелее и честнее, чтобы сделать сцену или всю линию так, как она того заслуживает. Но это никогда не сбывается. Мыло остается мылом.

«Сорвиголова» поразил меня тем, что он всегда шел туда, куда следует – без компромиссов, без уверток и подачек, он докручивал все до конца, делал все так, как мог бы при полном карт-бланше. «Джессика Джонс» во многом отличается, но она тоже не отступает от этого правила.

Когда я работаю над сценарием видеоигры, я сталкиваюсь со множеством ограничений, о которых уже писал в отдельной статье, время от времени я проверяю, насколько я ушел в компромиссы – для этого мне достаточно подумать «как бы я написал это, если бы это была не игра, а роман». Когда пишешь книгу у тебя нет ограничений помимо собственных знаний, амбиций и таланта. Да, ты можешь пытаться потакать вкусам публики или редактора – как сам их видишь, но творческой свободы у тебя неизмеримо больше.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 9

Эти упражнения привели к тому, что временами я вижу (как мне представляется), как сценаристы кино и сериалов упираются в ту или иную черту – что-то не пропустили продюсеры, пытающиеся снизить возрастной рейтинг, что-то наоборот потребовали и так далее. В сериалах Marvel/Netflix есть осмысленные сюжетные сцены секса, но нет обнаженки – и это выглядит естественно.

Даже вечное «почему в кино все трахаются в лифчиках?» здесь неуместно – Джессика никому не раскрывается до конца, она чувствует себя уязвимой, любит жесткий и быстрый секс, для нее не снимать верх во время секса – вполне подходящий ход. Это довольно показательная деталь – даже привычные ограничения здесь не вызывают раздражения, так как вписаны в контекст.

С авторами этого шоу я не чувствую, как они упираются в стену и это оргазмически приятно. Видеть, как талантливые люди делают свое дело, не пытаясь втиснуться в ограничения процедурала или «злодея недели».

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 10

Джессика – очень удачный персонаж для продолжения этой телевселенной, так как она во многом является противоположностью Мэтта Мердока. Они получили сверхспособности в результате практически идентичных несчастных случаев, но это лишь формальность.

Мэтт – крайне дисциплинированный человек с отличным самоконтролем, в комиксах его часто называют «Человеком без страха», история Джессики же – это история человека раздавленного, потерянного, потерявшего веру в себя и абсолютного одержимого страхом.

Это не какой-то темный этап истории героя, когда он опускает руки на пять минут, выкидывает костюм на помойку, и газеты пишут «Spider-man no more», а уже в следующей сцене герой героически возвращается к геройству. Это вся ее жизнь.

Небольшой спойлер, касающийся предыстории персонажа

Она прошла через ад, находясь 8 месяцев под полным ментальным контролем суперзлодея Килгрейва, она выполняла его приказы, нарушала закон, пока тот забавлялся с нею, насиловал ее (в комиксах об этом умолчали, в сериале это говорится открытым текстом) и делал вид, что они – счастливая пара.

Конец спойлера

Из-за этого она отказывается от супергеройства и веры в зайчиков и радугу. Джес становится частным детективом, занимаясь по большей части не какими-то ужасными или увлекательными делами, а банальной слежкой за неверными супругами и фотографированием их со спущенными штанами/юбкой для бракоразводного процесса. Она постоянно напивается, спит в лифте, ходит в драных джинсах и пытается держаться подальше от людей.

Ей сложно поддерживать старые связи и заводить новые, она все еще страдает от пост-травматического синдрома, Килгрейв мерещится ей повсюду, на что намекает вездесущий лиловый в кадре – в свете неоновых вывесок, сумок, детских игрушек. Его сложно не заметить.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 11
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 12

Да и сам злодей на это раз у них получился великолепный. Умный, непредсказуемый, одержимый и очень могущественный. Джессика боится снова попасть под его контроль, боится, что любой прохожий может быть его рабом, в любой момент способным сделать что-то с ней, следить за ней, даже ее близкие могут быть под контролем, ничем этого не выдавая.

Естественно, в любом мыльном шоу все это бы имело мало веса, но эта команда умеет подходить к истории серьезно, задавая себе и нам по-настоящему сложные вопросы (особенно ближе к концу сезона). Что бы вы сделали, если бы вас?.. Что чувствовали бы, если бы вы?.. Что выбрали бы из двух зол? И что бы сделали со злодеем, окажись он, наконец, в вашей власти?

Дэвид Теннант в этой роли абсолютно великолепен. Как и Амбал в исполнении Д’Онофрио, злодей Теннанта вызывает и ужас, и отвращение, и сочувствие. 

Это не некий сумасшедший ученый или Мистер Зло, пытающийся захватить мир, Килгрейва прекрасно понимаешь – его мотивы, его мораль, его образ мысли и его одержимость.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 13

В какой-то момент осознаешь, что Джес сражается не с Килгрейвом, а с бессмысленностью и жестокостью реальности как таковой – тут не получится всех спасти и добиться справедливости – многих уже не вернуть, жертвы лишь прибывают, а от собственных грехов не сбежать, можно лишь попытаться остановить эту мясорубку. Конкретно этот кровавый жернов, один из многих.

Честно говоря, выбор Кристен Риттер на роль Джессики не казался мне идеальным. По сериалу «Во все тяжкие», где она играла девушку Джесси Пинкмана, она не то чтобы запоминалась. Да и на суперсильную героиню она не слишком походила, но в итоге можно сказать, что я был неправ (счастлив таковым оказаться), Джессика из нее получилась превосходная: депрессивная, саркастичная, жесткая и действительно сильная.

Керри-Энн Мосс, наша бессменная Тринити, получает здесь крайне интересную роль – бессердечного адвоката-лесбиянки. Персонаж вышел крайне сложным и безусловно интересным, наблюдать за ней одно удовольствие.

Майк Колтер (Лок из вселенной Halo), сыгравший Люка Кейджа, тоже смотрится в своей роли как влитой. Надо ли говорить, что его собственного сериала «Люк Кейдж» я жду не меньше. Грустно от мысли, что его придется ждать еще год.

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 14
Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 15

На некоторых моментах с грустью вспоминаешь о сериале «Супергел», так как некоторые сцены схожи по функционалу, но различаются по реализации как небо и земля. Я не хотел забрасывать камнями Кару вместе со всеми в свое время, хотел дать ей шанс, но я посмотрел уже 4 эпизода и ничего – ничего – в этом сериале не вызывает восхищения, ни один ход не пробивает, не запоминаются талантливые и смелые повороты, их там нет.

В каждом кадре Джессики больше преданности делу и таланта, чем в этих четырех эпизодах. Да, все остальные супергеройские сериалы недалеко ушли от «Супрергел», если честно, но в «Агенте Картер» или «Готэме» были свои яркие и сильные моменты. В любом случае, в моем личном топе «Джессика» улетает на самый верх, к «Сорвиголове».

Она не смогла переплюнуть предшественника в общем, но однозначно добавила своих собственных свежих нот в телевселенную, которыми Мердок не мог похвастаться. Несмотря на всю его глубину, столь подробным исследованием внутреннего мира героя и границ того, на что он готов пойти, там не занимались. Некоторые, впрочем, уже ставят этот сериал и вовсе выше «Сорвиголовы», поэтому ему стоит дать шанс даже если вам не пошел Мердок. 

Рецензия на сериал «Джессика Джонс» - Изображение 16

Поздравляю нас с еще одним прекрасным сериалом, осталось дождаться остальных. На очереди – второй сезон «Сорвиголовы», пока же остается лишь пересматривать первый.