Почему не нужен «Любимый во Франксе» — вторичное и претенциозное аниме, провалившееся во всем
Это аниме мы назвали худшим за 2018 год, что несколько месяцев назад породило много споров и недовольства. Уже после выхода материала стало понятно, что формат топа худших не совсем подходит очередной работе студии Trigger, ведь ей нужно посвятить полноценный разбор. Потому в декабре я лишь вкратце пробежался по минусам «Франкса», а мысли, заложенные в тот текст, послужат сейчас отличным вступлением:
Бывают аниме просто плохие, которые ты смотришь, осознаешь, насколько там все ужасно, и, пожав плечами, забываешь. Бывают такие, которые подавали надежды, но так и не сумели реализовать их, из-за чего становится еще грустнее. «Франкс» принадлежит к третьему типу. В нем есть почти шедевральные находки, но он разменивает их на приевшиеся штампы, шаблонные типажи и потакание настроениям масс. Какое это искусство, если они ориентируется на серого потребителя?
В своем отдельном топе Дмитрий Кинский тоже назвал «Любимого во Франксе» разочарованием года. Пускай и по несколько другим причинам:
Почему людям пришлось жить в передвижных плантациях? Зачем от пилотов скрывают правду об их происхождении? Все было бы замечательно, если бы CloverWorks сфокусировалась на этих вопросах, но ближе к середине сезона я обратил внимание, что авторы не особо торопятся раскрывать лор. Зато они сделали мерзкий с точки зрения подхода к теме акцент на пубертатном периоде подростков, а на остальное просто забили.
Но на деле все несколько сложнее.
Сначала необходимо разобраться с контекстом. За создание «Франкса» отвечали две студии — A-1 Pictures (ныне — CloverWorks) и Trigger. Нас интересует последняя, ведь она основана выходцами из некогда легендарной Gainax, подарившей нам Neon Genesis Evangelion, FLCL и Tengen Toppa Gurren Lagann. Увы, дни ее былой славы давно прошли, а часть талантов ушла как раз в Trigger, созданную в 2011 году.
Основателем стал Хироюки Имаиси, постановщик «Гуррен-Лаганна». Его первой работой на новом месте стало аниме Kill la Kill. В него сразу влюбились, кажется, вообще все — благодаря яркому визуальному стилю, запредельному по количеству адреналина экшену, драйвовой музыке (Donʼt lose your way!) и любопытной постановке с интересными мыслями. Благодаря феноменальному успеху шоу, студию Trigger даже нарекли «спасителем аниме-индустрии».
Впоследствии ее оригинальные работы ни разу не разочаровали. Аниме Space Patrol Luluco было смелым и ярким, Kiznaiver умело играл с эмоциями зрителей, а Little Witch Academia сумела превратить историю о стандартных юных ведьмах в настоящий праздник для всех любителей анимации. И это мы еще не говорим про менее известные работы вроде шикарного с визуальной точки зрения Ninja Slayer From Animation или трэшового Inferno Cop.
А когда стало известно, что Trigger займется создание шоу о мехах, среди фанатов японской анимации это произвело настоящий фурор. Это была новость из разряда «Квентин Тарантино снимет продолжение «Криминального чтива»» или «Толкин восстал из мертвых, чтобы написать новый роман во вселенной «Властелина колец». Некоторые предполагали, что студия намерена окончательно перевернуть индустрию и задать новый тренд на долгие годы вперед, чего когда-то добился «Евангелион». К сожалению, вместо героического эпоса получилась даже не трагедия, а обычная беллетристика.
Ответственным за Darling in the FranXX был назначен Ацуси Нисигори. Проблемы начинаются уже на этом этапе, ведь, пускай он работал над FLCL, Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone и Panty & Stocking with Garterbelt, его полноценной режиссерской работой до «Франкса» было лишь аниме The iDOLM@STER. Да, режиссер самого претенциозного шоу 2018 года до этого сумел лишь адаптировать в анимационный формат мобильную ритм-игру про девочек-идолов. В этом факте есть некая печальная ирония.
Краткая завязка «Любимого во Франксе». Земля стала непригодна для обитания, потому остатки человечества переселились в автономные города — Плантации. Последние подвергаются частым нападениям монстров, которых назвали «кричащие драконы» (или ревозавры). Чтобы противостоять им, особые отряды детей-«паразитов» пилотируют роботов — Франксов. Для управлениями обязательно необходимо два пилота — мальчик и девочка, которых по терминологии сеттинга называют «тычинка» и «пестик». Если ребенок не может справиться с Франксом, то и надобность в нем отпадает.
С главным героем Хиро и его напарницей Наоми случилась именно такая ситуация. Пускай парня и считали вундеркиндом, он провалил экзамен. В итоге его ждала бы печальная участь, но судьба сталкивает его с загадочной девушкой с рогами под кодовым номером 002.
Хиро называет ее Ноль Два и в ходе череды совпадений оказывается с ней в одном Франксе, внезапно приобретая способность его пилотировать — но только в паре с новоявленной девушкой. Однако известно, что ее напарники очень быстро умирают, а у правительства Плантаций хватает грязных тайн.
Первая серия не предвещала беды, потому я и назвал ее в свое время «возможным шедевром». В ней были все составляющие успешного аниме — красочный экшен, необычная вселенная, интрига, привлекательные персонажи и немного эротики, в Японии ведь создавалось. Фанаты уже тогда возликовали, преждевременно посчитав, что жанр меха-историй пополнился очередным обязательным для просмотра шоу.
Но акценты очень быстро начали смещаться. Битв становилось все меньше, долгих разговоров и выяснений отношений — больше. И в один момент оказалось, что сражения мехов в «Любимом во Франксе» занимают, пожалуй, наименее важное место. Решение может показаться правильным, ведь во многих выдающихся меха-аниме экшен лишь подчеркивал сложные сюжетные перипетии и развитие характеров персонажей.
Тут у нас ситуация совершенно другая. Сражения Франксов и ревозавров не вызывают совершенно никаких эмоций. Пускай на экране нам и пытаются показать нечто масштабное и пафосное, но внутреннего резонанса не возникает. Гораздо интереснее следить за разговорами главных героев во время их противостояния с врагами, чем, собственно, за самим противостоянием.
А учитывая, что это все-таки аниме от студии Trigger, это вообще колоссальный провал. Раньше она всегда удивляла изобретательными сценами и экстраординарной постановкой. В «Любимом во Франксе» ничего подобного нет.
Дизайн Франксов даже на фоне самых стандартных меха-аниме получился слишком карикатурным, их противники далеко не ушли. А если вы пресытились вечными превозмоганиями в восточной анимации, то приключения отряда «паразитов» вам ничего нового не расскажут — тут все поединки решаются верой в друзей и светлое будущее, а не стратегическим планированием или умными решениями.
Но у авторов даже при таком посредственном экшене был шанс сохранить лицо. Где-то во второй трети сезона начала прослеживаться общая задумка, из которой выходило, что постапокалипсис, битвы и тайны — лишь художественные приемы, призванные усилить основные идеи аниме. На самом деле, оно рассказывает о проблемах полового созревания, первой любви и, что редкость для анимации Японии, первом сексе.
«Но подождите, ведь каждое первое аниме наполнено до краев юношеским максимализмом и проблемами юнцов!» — можете подумать вы. Отчасти это правда, ведь почти все главные герои у Японцев — обыкновенные школьники. Подобное решение уходят корнями в историю страны и ее законодательство, но речь не об этом.
Особенность «Любимого во Франксе» как раз в том, что местные сложности жизни подростков — это не клише и не дань уважения индустрии, а целенаправленная метафора, иногда работающая первоклассно, местами — дающая сбой, но в общем — достаточно неплохая.
Сумей создатели оставить акцент именно на этом, аниме и правда получилось бы замечательным. За выяснениями отношений отряда «паразитов», которые знатно перетряхнула Ноль Два, следить всегда увлекательно. Между пилотами постепенно устанавливаются крайне запутанные любовные многоугольники, они постоянно ссорятся и скрывают обиды. Последнее, кстати, примечательно, ведь обычно в аниме персонажи очень быстро «теряют контроль» и в эмоциях вываливают весь свой внутренний поток обид и сожалений. В «Любимом во Франксе» нечто похожее случается далеко не всегда, более того, герои учатся принимать разочарования и отказы стойко, без разрушения теплых отношений. Этому и в реальности неплохо было бы научиться.
Впрочем, на каждую неплохую сцену и нестандартную мысль приходится «японщина» в ее худшем проявлении. Ярчайший пример — пляжный эпизод, которыми часто грешат этти-аниме всех сортов и видов. Да, я слышал оправдания, что он создан для раскрытия характеров пилотов в нестандартной обстановке и предоставлении девочке Кокоро важного предмета, который впоследствии сформирует целиком ее сюжетную линию. Частично я даже с этим согласен, однако использование дешевого клише это никак не оправдывает.
Опять-таки, я был бы более снисходителен, создай «Любимого во Франксе» любая другая студия, хоть Madhouse с ее постоянно прыгающим качеством, хоть Production I.G, порой за технической составляющей изображения забывающая вообще обо всем.
Также в производстве активное участие принимала A-1 Pictures, так что целиком возлагать вину на Trigger не нужно. Но студия прославилась именно своими визионерскими идеям, потому «Любимый для Франксе» для нее — шаг назад.
Вспомните Kill la Kill с его «люди — свиньи в человеческих одеждах» и общим посылом «принимай себя таким, какой ты есть», скрытым под садо-мазо стилистикой. Там никто не стеснялся активно использовать откровенные сцены (возможно, даже слишком) и в итоге выворачивать их в совершенно невообразимое русло. Именно за смелость в фансервисе (который впоследствии оказывался провокационным способом донести важные мысли) и полюбили Trigger.
От студии ждали чего угодно, но не пространных диалогов о любви, ревности и противостоянии целому миру за своего «любимого». Вдвойне обидно, что в начале потенциал как раз был. Тот же метод пилотирования Франксов — это аллюзия на секс, в котором не все партнеры могут подходить друг другу, а с помощью Хиро и Ноль Два нам заодно и про опасность венерических заболеваний рассказывают. Однако и эта метафора рушится, когда во второй половине шоу от художественной половой близости переходят к вполне осязаемой.
Если отбросить сцены битв, то первые серий 14 еще можно хоть наслаждаться интересным взглядом на жанр slice of life, драмой юных сердец и их постоянным неудовлетворением собой и друг другом. Но уже тогда полунамеками и вполне жирными отсылками нас подводили к тому, что все не так просто. Постепенно вырисовывается конфликт главных героев и «взрослого» общества, которое скрывает от них некие страшные секреты.
И эта слабая надежда, что в финале нас всех разорвут на части, как когда-то это сделал «Евангелион» в последних двух эпизодах, а «Гуррен-Лаганн» — во второй половине, и заставляла многих не бросать просмотр. Однако полученные ответы вряд ли порадуют хоть кого-то.
Во второй половине «Любимого во Франксе» сценаристы будто решили, что им нужно накидать в историю как можно больше сюжетных поворотов. Они любили твисты еще с самого начала сериала, но тогда неожиданные откровения использовались лишь для создания многогранности персонажей. Через флэшбэки из детства, откровения и признания стандартные аниме-мальчики и аниме-девочки превращались в живых людей. Да, не всех проработали одинаково хорошо, но такой подход уже лучше, чем в большинстве стандартных сезонных шоу.
Но затем нас начали буквально бомбардировать «шокирующими» подробностями. И подводят они к одному из худших финалов в истории.
Осторожно, спойлеры!
Из ниоткуда появляется третья сторона конфликта — инопланетяне, благодаря которым люди и ревозавры объединяются, хотя предпосылок к этому не было никаких. Выясняется, что Ноль Два создана на основе генетического материала королевы монстров.
С ревозаврами все оказывается не так просто, из них вдруг делают героев-защитников Земли, а людей выставляют эгоистичными созданиями, которые через выкачивание магмы планеты медленно убивают ее (привет, Final Fantasy VII). В итоге «паразиты» решают, что человечеству нужно отказаться от использования магматической энергии и бессмертия, потому люди возвращаются к старому образу жизни.
А Хиро и Ноль Два летят к родному миру инопланетян, почти проигрывают, но при помощи молитв с Земли (да, все верно) они побеждают и жертвуют собой ради благополучия во всей Вселенной. А через тысячу лет перерождаются, чтобы снова найти друг друга и полюбить.
Конец спойлеров
Ничто не подводит зрителя к окончанию, события в одно мгновение начинают чередоваться с огромной скоростью, а ты в это время попросту не способен понять, что происходит. Количество глупых плот-твистов начинает зашкаливать, равно как и тупость главных героев, не видящих за своей подростковой влюбленностью вообще ничего. И лишь слово «любимый» по-прежнему произносится как минимум раз десять за серию.
Авторы разрушили все, что намеренно или случайно умудрились построить в первой половине сезона. Манифест об истинах любви и взросления исчезает, вместо этого нам пытаются рассказать о человеческой индивидуальности, опасности уничтожения природы, возможных путях развития людей и многом другом. Но распыляясь между темами, «Любимый во Франксе» теряет и без того размытый сюжетный фокус. Аниме захотелось стать шоу обо всем сразу, но закончилось историей ни о чем и ни для кого.
Но знаете, в чем загвоздка? Даже несмотря на полнейший провал в плане сценария, неизобретательность в вопросах постановки и абсолютно пресную подачу, аниме все равно полюбили очень многие и продолжают обожать до сих пор. Причина кроется в Ноль Два, которую сразу же нарекли лучшей «вайфу» года, а то и последних нескольких лет. И то, что я сейчас сделаю, для кого-то покажется святотатством. Давайте разберемся, почему как персонаж Ноль Два — пустышка, придуманная лишь из корыстных побуждений.
Изначально она играет роль эдакой «роковой женщины», втягивающей главного героя в авантюру, которая может стоить ему жизни. Ее все недолюбливают, относятся к ней с опаской, однако Хиро видит в ней спасение и единственный способ вновь обрести смысл жизни. С течением сюжета мы видим как темные, так и светлые стороны девушки. Однако лейтмотив приземленный. Ноль Два — изгой, которым мог стать и Хиро. Потому они и близки.
Но что есть в рогатой девушке еще интересного, кроме ее влечения к своему «любимому»? Иногда в ней проявляется зависть к обычным людям, порой она задается вопросами о смысле существования, но в целом в ее характере есть лишь одна закономерность — любое сомнение преодолевается любовью к Хиро. Ради него она будет терпеть все лишения и сражаться с самыми опасными врагами. При этом она и в мирное время всегда поддержит и приласкает. Почти идеальная девушка.
Эти качества и позволили ей стать любимицей многих. Многие фанаты аниме готовы закрыть глаза на нулевую проработка девушки и отсутствие интересных особенностей. Ведь многие только и мечтают встретиться с таким идеалом, который будет идти за ними хоть на край света. Учитывая, что как главный герой Хиро плоский и слишком обычный, ассоциировать себя с ним, а значит, и с близостью к Ноль Два, еще проще. И потом не удивляйтесь, что даже самые дорогие фигурки с героиней всегда раскупаются почти моментально.
Через Ноль Два сценаристы изо всех сил кричат худшую мысль в художественных произведениях — «любовь преодолевает все». Видимо, кого-то прельщает, что при помощи своего «любимого» можно и динозавров-монстров убивать, и устроить геноцид расы инопланетян, и даже СПИД вылечить. Но только всем нам подсунули фальшивку, в которой все сделано для того, чтобы ее любили. Это обычно неуважение зрителей со стороны авторов, бизнес-ход, а не настоящее искусство. Такое прощать нельзя.
У меня были большие надежды на «Любимого во Франксе», который их совершенно не оправдал. Это ненормально претенциозное аниме, пытающееся выставить себя главным откровением века, но базирующееся на ворованных идеях и подростковой логике. Самое обидно, что из него и правда могло выйти нечто выдающееся. Но в конечном счете у нас есть только выдающийся провал.
Но ЗироТу — няш. Попробуйте со мной поспорить
дропнул этого говно после 2й серии
Посмотреть что ли? :D