Первые впечатления от сериала «Табу» с Томом Харди
Первый эпизод убеждает в одном – трейлеры не врали, все так, как нам и представлялось. Мрачная готическая атмосфера Лондона начала 19-го века, леденящая душу история мести, несгибаемый герой, считавшийся сгинувшим в Африке, но на деле – переживший все испытания, выпавшие на его долю, и вернувшийся с богатством (14 алмазов) в родной Лондон. Джеймс Кезайя Делейни спешил к заболевшему отцу, но успел лишь на его похороны. Узнав, что отца отравили, сын решает отомстить любой ценой.
Но история в первом эпизоде концентрируется не на поиске подозреваемых, а на самом вероятном мотиве – старший Делейни выкупил у индейцев (за бусы и кучу пороха) клочок земли в Америке у залива Нутка, который вскоре может стать очень важным форпостом. Ост-Индская компания, в этот момент являющаяся крупнейшей в мире, имела виды на эту землю, поэтому давно пыталась выкупить ее у отца нашего героя – тот продавать отказывался.
После его смерти компания планировала заключить сделку с дочерью покойного (сводной сестрой нашего Джеймса, ведь его матерью была индианка, которую индейцы вручили отцу вместе с землей), та была согласна на продажу, но именно в этот момент объявляется Джеймс, которого считали мертвым, и обнаруживается, что в завещании он – единственный наследник. Ост-Индская компания предлагает Джеймсу Кезайе огромную сумму…
После просмотра эпизода жалеешь об одном – что BBC не Netflix и остальные 7 серий не выложены в тот же день, придется ждать еще довольно долго, прежде чем история полностью раскроется перед нами, ведь это сериал с единым большим сюжетом, никаких мини-историй недели тут нет, поэтому неделя кажется невыносимо долгим сроком.
По трейлерам сериал выглядел очень красивым, видно, что картинка тут недешевая, на декорации и костюмы тоже не скупились, в конце концов, у проекта есть точки пересечения с «Острыми козырьками» в плане занятых в этих сериалах людей.
Но главное достоинство сериала – это все же сюжет, он цепляет с первых сцен и не отпускает до конца, финальная сцена переговоров Джеймса с Ост-Индской компанией и вовсе сделана потрясающе.
Причем, дело не столько в самой истории – она пока более-менее проста – но в ее умелой подаче, в созданной атмосфере и динамике развития.
Том Харди здесь приковывает к себе взгляд даже больше, чем в том же «Локе», где кроме него смотреть было вообще не на что. Его герой говорит не так много, яркого выражения эмоций от него тоже ждать не приходится – он сдержан и терпелив, ему явно пришлось пережить многое за последние 10 лет в Африке, но его горящий взгляд, сверлящий жителей ненавистного ему Лондона, не дает персонажу выцвести и превратиться в карикатуру.
Джеймс выглядит несколько вычурно в своих татуировках, длинном черном пальто и котелке, но образ духа мести из готической истории, восставшего из мертвых, чтобы уважить волю отца, это дополняет идеально.
При этом особой мистики в сериале нет (он ведь и не умирал, его просто считали погибшим), говорится лишь, что сын услышал отца за тысячи километров – говорившего с ним через пламя. Очевидно, что и старший, и младший Делейни владели некой индейской (а может, и африканской) магией. Подтвердится ли она как реалия этого мира или окажется лишь их заблуждением – неизвестно.
Впрочем, жесткого упора на мистику здесь нет – сериал больше похож на исторический, пусть и сильно стилизованный. Это не «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» с его откровенным признанием реальности магии, хотя смотрятся сериалы очень похоже, фанатам «Норрела» имеет смысл обратить внимание и на «Табу».
Еще в «Главных сериалах 2017» я упоминал, что этот герой Харди является своеобразным продолжением его персонажа из «Выжившего», который словно чудом выжил и тоже решил положить жизнь на преследование убийц близкого ему человека, как Гласс в свое время преследовал его.
Сын Гласса в фильме был таким же полукровкой с матерью индианкой, к слову. Но параллели, конечно, по большей части лишь тематические – в конце концов, реального Гласса медведь задрал лишь в 1823-м, а действия «Табу» разворачиваются еще в 1814 году.
Этот мини-сериал нельзя назвать чем-то уникальным и неожиданным, каким был тот же «Молодой Папа» или «Вестворлд» (я говорю прежде всего о необычной концепции), здесь все находится в границах того, к чему мы привыкли, решает одно – уровень качества. Пока это выглядит как очень сильная заявка на классическую историю мести (еще один граф Монте-Кристо), помещенную в подходящее для этого время и место.
Персонажи запоминаются, они не выглядят наборами клише, а динамика и внутреннее напряжение в сценах не дает оторваться от экрана.
Обычно самой большой проблемой таких историй – сдержанных, поданных без особого пафоса и дешевых приемов – является скука. Видно, что проект качественный, актеры прекрасно играют и даже история сама по себе интересная, но стоит сюжету чуть пробуксовать, фокус внимания сползает, мы теряем интерес и мотивация смотреть дальше пропадает. Все вроде качественно, но не цепляет.
«Табу», по крайней мере пока, удается избежать этой проблемы, правильно погрузить в историю, подать персонажей так, чтобы нам хотелось следить за их судьбами, и зацепить интригой. Что задумал Делейни и удастся ли ему выстоять против мощи Ост-Индской компании в одиночку?