Мнение. Почему фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» — это смелый эксперимент
Признаюсь, я никогда не был фанатом вселенной Гарри Поттера. В одной из редакционных подборок «Канобу» я даже рассказывал, что мой любимый фильм (и книга) — первый. «Гарри Поттер и философский камень» ощущался детской сказкой о простом мальчишке (в год выхода книги я был немногим его старше), который столкнулся с удивительным миром магии. Это был идеальный заход для подростков и детей, поскольку с героем было легко себя ассоциировать.
Вышедшие в 2016 году «Фантастические твари и где они обитают» в каком-то смысле повторили этот успех. На место юного Гарри Поттера пришел молодой Ньют Саламандер, познающий неизвестный ему (как и зрителю) магический мир Америки, в котором обитает множество удивительных магических существ. Фанаты мало знали о МАКУСА, о западной школе магии и прочем, поэтому первые «Фантастические твари» и оказались успешными. Они подарили совершенно другой магический мир, который был косвенно связан с «Гарри Поттером» через ряд отсылок и пасхалок.
С «Преступлениями Грин-Де-Вальда» все сложнее. Фильм страдает рядом типичных проблем сиквелов — он не оставляет шанса зрителю, который не смотрел первую часть, начиная историю практически на том же месте, где она закончилась в предыдущем фильме.
Поэтому совет — перед походом на продолжение обязательно пересмотрите первый фильм.
Но это не все. Главная проблема сиквела, о которой много писали критики, заключается в его раздробленности. По сути «Преступления Грин-Де-Вальда» — это набор отдельных сюжетных линий, которые собираются вместе только к финалу. Фильм выглядит так, словно изначально его сюжет планировали разбить на большее количество картин, но пришлось «ужать» до двухчасового хронометража.
Из-за этого в фильме совершенно рваный темп. Отдельные эпизоды выглядят бодро, но есть и долгие медленные беседы, и сменяют они друг друга в совершенно неподходящем порядке. Из-за этого в определенный момент складывается ощущение затянутости. Хотя основное его действие происходит в очень короткий промежуток — не больше суток.
В целом решение студии сделать именно такую подачу сиквела понятно — многие полюбившиеся фанатам персонажи (сестры Голдштейн, не-маг Якоб Ковальски, обскур Криденс Бэрбоун) должны были вернуться, но сюжет требовал ввести новых. Из-за этого возник переизбыток сюжетных линий, совершенно «волшебные» пересечения и встречи героев, а также ряд сценарных решений, которые выглядят эффектно и впечатляюще, но оставляют после себя недоумение.
Например, мне совершенно непонятно, почему в Париже волшебники скрываются гораздо меньше, а все, кто владеет магией, не особо беспокоятся о том, что их заметят. В финале первого фильма хотя бы представили заклинание забвения, которое объяснило, почему все забыли о произошедшем в городе. Но что насчет Парижа? Как волшебники найдут каждого не-мага, который увидел то, чего не должен был? В фильме ответа нет, и, судя по всему, продолжение его тоже не даст, поскольку «Преступления Грин-Де-Вальда» не заканчивают историю волшебника, решившего устроить революцию в обществе магов.
Это лишь прелюдия полноценной войны, которую нам представят в будущих фильмах.
И именно эта часть фильма — подготовка к войне — получилась самой интересной. Расстановка сил, выбор сторон, полноценное информационное влияние на все сообщество волшебников — это и многое другое прописано в фильме отлично. Некоторые линии, конечно, получились крайне предсказуемыми, но «Фантастические твари» изначально не из тех фильмов, которые пытаются поразить своего зрителя неожиданными поворотами. Здесь во главе всего лор и взаимодействие волшебного и не-волшебного мира.
Если со вторым все хорошо, то с первым немного перестарались. «Фантастические твари» 2016 года были хороши тем, что в фильме был отличный баланс новой истории и отсылок к книгам о юном волшебнике со шрамом на лбу. В продолжении же их гораздо больше. Более того, здесь появляются и некоторые уже знакомые фанатам герои, только еще молодые. Одного из них активно показывали в промо-кампании — Альбус Дамблдор в исполнении Джуда Лоу.
И тут, на мой взгляд, вскрывается одна из главных проблем «Преступлений Грин-Де-Вальда». Вместо обособления от уже известного фанатам лора, как это было в первом фильме, он умышленно зарывается в него, постоянно подкидывая все новые и новые пасхалки и отсылки. Сначала это еще воспринимается хорошо, радуя даже тех, кто ограничился знакомством исключительно с фильмами. Но по ходу картины их становится лишь больше, из-за чего в определенный момент создается ощущение избытка таких «кивков» фанатам.
Лично мне первая часть «Фантастических тварей» понравилась как раз своей самостоятельностью. Ее было интересно смотреть ради американского быта и обычаев волшебников.
Сиквел же показывает парижское общество магов очень поверхностно, зато не забывает закинуть с десяток пасхалок, от которых поттероманы будут либо радоваться, либо злиться (ради некоторых отсылок изменили канон — будьте готовы).
Кто-то посчитает это придиркой, и я могу понять эту позицию. Я был рад погрузиться в этот магический мир, хотя, повторюсь, я никогда не был фанатом вселенной Гарри Поттера, но мне хотелось бы увидеть больше тех уголков вселенной, которые нам не показывали, а не снова Хогвартс, Министерство магии в Англии и другие знакомые фанатам места.
Но все минусы картины, на мой взгляд, покрывает сюжетная линия Грин-Де-Вальда и его борьба за новое общество волшебников. Честно говоря, в фильме линия Геллерта представлена так, что назвать его откровенно отрицательным персонажем не получается. Его методы жестоки — вопросов нет, но на войне, как говорится, все средства хороши. И потому многие преступления волшебника (вынесенные в название фильма, но по большей части оставшиеся за кадром) можно оправдать.
С этим, конечно, согласятся не все, но лично мне логика Геллерта не показалась неправильной. Именно поэтому я могу понять мотивацию поддержавших его персонажей. Они сражаются не только за право не скрываться от не-магов, но и за будущее, которое может быть разрушено войнами людей, не представляющих о том, что рядом с ними существует мир, о котором они ничего не знают. В таком контексте «Фантастические твари» создают интересный этический вопрос — кто действительно прав в этой ситуации. И я не могу дать на него однозначного ответа, поскольку не могу сказать, что Грин-Де-Вальд не прав в своих решениях. По крайней мере в этом фильме, личного интереса он проявляет гораздо меньше, чем многие персонажи, которых зритель должен считать положительными.
И из-за этого я лишь больше стал ждать продолжения «Фантастических тварей» (Джоан Роулинг обещала еще три фильма). Если сценаристы подойдут к развитию Геллерта с умом, то нам могут представить неоднозначного злодея, которого, подобно Таносу в «Войне Бесконечности», можно будет понять.
Он не делает зло ради зла — у него есть четкая цель, к которой он стремится и ради которой он способен на некоторые поступки, противоречащие и его убеждениям в том числе.
«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» получились смелым экспериментом в уже знакомой миллионам магической вселенной. Вполне вероятно, что в будущем мы получим отличную историю о противостоянии разных взглядов на сосуществование волшебного и не-волшебного миров. Осталось лишь учесть ошибки сиквела, и в третьем фильме сделать более сбалансированную историю.
Как и в случае с прошлой частью благополучно не сел на хайп трейн и фильм не ждал от слова "совсем".
фильм рассчитан на фанатов, мнение *не фаната это такое себе,эт как мнение рокера на рэп альбом