Лучшие фильмы о снайперах — к выходу «Заступника»
«Снайпер» (Sniper), 1993
Бенефис Тома Беренджера в роли снайпера разведки морской пехоты США, который вместе с напарником из гражданских полицейских снайперов (Билли Зейн из «Титаника») должен уничтожить военного преступника в панамских джунглях.
Первая половина фильма — просто идеальное кино такого рода. Двое людей — один подготовленный, другой нет — идут через максимально враждебное окружение. Они расходятся во взглядах на то, можно ли вообще убивать людей из снайперской винтовки, напряжение нарастает с каждым диалогом. В середине этого «Сердца тьмы» на двоих выясняется, что по следу нашего дуэта идет еще один снайпер…
Очень плохой режиссер Луис Льоса (начинавший как помощник режиссера на гениальном Sorcerer Уильяма Фридкина, но в дальнейшем поставивший «Анаконду») в «Снайпере» прыгнул выше головы, отлично сняв и джунгли, и лица актеров, и снайперские поединки. Портит фильм разве что его, мягко говоря, антигуманистическая идея, получающая выражение в финале. А также резкий спад напряжения после блестящей сцены ликвидации вражеского стрелка.
«Наемные убийцы» (Assassins), 1995
Одна из лучших работ Сильвестра Сталлоне, которую я включал в подборку самых сильных фильмов этого актера. Но крайне недооцененные «Убийцы» интересны и режиссурой Ричарда Доннера, и операторской работой гениального Вилмоша Жигмонда и, главное, прекрасным сценарием тогда еще братьев Вачовски. Самое слабое место фильма — отчаянно переигрывающий Бандерас в роли молодого нетерпеливого киллера, но даже он крайне эффективно использован в великолепно задуманном и исполненном финале.
В этой картине сам Слай берет в руки снайперскую винтовку лишь во флэшбэке. В кульминации куда более опасной оказывается чашка кофе, который его герой неторопливо попивает в безопасных стенах финансового учреждения — пока герой Антонио Бандераса ждет снаружи с винтовкой, отчаянно потея, ругаясь и переживая. Понятно, что Сталлоне придется рано или поздно выйти под выстрел — но выдержат ли у его противника нервы, чтобы дождаться удобного момента?
Вся сцена — мастер-класс драматургии и актерских работ, в которой один герой вооружен до зубов, а другой может противопоставить этому лишь свой опыт, профессионализм и знание человеческой психологии. Побольше бы нам таких «неудачных» фильмов!
«Враг у ворот» (Enemy at the Gate), 2001
Несмотря на всю развесистую клюкву и слабости сценария, «Враг у ворот» Жан Жака Анно — все еще лучший фильм о снайперах во Второй мировой и Великой отечественной. В основу положена самая знаменитая снайперская дуэль в истории человечества: во время Сталинградской битвы лучший советский снайпер Василий Зайцев бросает вызов немецкому «сверхснайперу», известному только как «майор Кенинг».
Зайцева играет Джуд Лоу, Кенинга — Эд Харрис, что само по себе достаточный повод посмотреть фильм. Но там присутствует еще и совершенно потрясающая сцена снайперской перестрелки на заброшенной фабрике по производству тракторов, которая снята до того круто, что ее можно пересмотреть подряд несколько раз:
В фильме о дуэлях снайперов трудно придумать что-то более творческое, чем ракурс через прицел или спецэффект с летящей пулей. Но Анно — при всех своих многочисленных недостатках как режиссера и сценариста — очень творчески использует окружение героев, включая отражения в панелях битого стекла.
«Американский снайпер» (American Sniper), 2014
Самый реалистичный фильм о работе стрелка, снятый Клинтом Иствудом по биографии Криса Кайла — самого результативного снайпера в истории американских вооруженных сил. Как снайпер команды SEAL в Ираке, Кайл убивал вообще все, что «ходит и ползает по этой земле» (цитируя другой известный фильм Иствуда), и в картине это довольно-таки беспристрастно показано.
Сценарий Джейсона Холла драматизирует реальные события, чтобы история о вечном убийце укладывалась в канон патриотического военного фильма — тут и затяжная дуэль с сирийским снайпером, и охота на палача из числа инсургентов, и еще масса ситуаций, в которых Кайл предстает рыцарем в камуфлированных доспехах.
Но самая безумная боевая сцена фильма не выдумана — Кайл действительно произвел настолько дальний выстрел и участвовал в такой отчаянной перестрелке, где небольшая группа американцев заняла крышу здания на вражеской территории.
«Морпех» (Jarhead), 2005
Полная противоположность предыдущему фильму — гуманистическое, антивоенное кино, снятое Сэмом Мендесом по мотивам воспоминаний менее «удачливого» американского снайпера. Энтони Суоффорд рассказывает о своей подготовке и боевом опыте (точнее, отсутствии такового) во времена первой войны в Ираке, которая закончилась до того, как он успел сделать хотя бы один выстрел.
На фоне той мясорубки, в которой будут участвовать снайперы на одно поколение старше Суоффа, его страдания смотрятся довольно нелепо. Но в виде кино получилось очень мощное высказывание о том, что на войне человек может переживать, что она его не успела превратить в нормальную машину для убийства.
В фильме много прекрасных сцен в духе «нарочно не придумаешь» — чего стоит хотя бы эпизод с дикими криками из-за холма, которые оказываются не воплями истязаемых военнопленных, а вечеринкой дембелей с сжиганием униформы. Ну и открывающий монолог героя Джейка Джилленхола стоит того, чтобы выучить его наизусть:
История. Мужчина много лет стреляет из винтовки, потом идет на войну, возвращается, отдает винтовку в оружейную и думает, что все закончилось. Но что бы он ни делал потом — любил женщину, построил дом или менял сыну пеленки, — его руки всегда будут помнить тяжесть винтовки.