Стрим-центр9 в эфире
XCOM 2 Ironman challenge #1 ripper_and стримит XCOM 2
[ESL] Mass Effect 2 (День 5) esl_Luffi стримит Mass Effect 2
Тестируем Рено деки jialo стримит Hearthstone: Heroes of Warcraft
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

55 23 14001

Как разные режиссеры используют крупный план

Нарезки из фильмов, которые помогают лучше понимать кино

15 июля 2015, 16:32
Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 1
Для того, чтобы начать лучше разбираться в каком-либо предмете, будь рисование зябликов или нагибание в файтингах, нужна системность. Нужно просто понять из каких элементов состоит предмет нашего интереса и как они соотносятся друг с другом. Я уверен, что всем, кто любит кино и хочет получать от него еще больше удовольствия, нужно понимать базовые принципы кинематографа.

Я не имею в виду, что необходимо пойти учиться на монтажера или изучить искусство гримера, это даст столько профессиональных деформаций, что перетянет ваше внимание с общей картины на одну конкретную сферу (даже профессиональные фотографы жалуются, что смотрят не на историю, а на то, как поставлен свет). Нет, я говорю лишь о базовом ликбезе, который позволит видеть в кадре больше, чем неподготовленный зритель. Отчасти я уже касался этой темы в статьях вроде «Как стать киноснобом» и цикле «Утомивших киноштампов», но сегодня мне захотелось посвятить эту видеогалерею одному изолированному киноэлементу – крупному плану. Его значению и тому, как его использую разные знакомые нам режиссеры.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 2
Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 3
Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 4
Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 5

Любое слово при произношении вслух много раз подряд постепенно утрачивает значение, превращается в набор звуков, кажущийся все более незнакомым, зачастую нелепым. Тоже самое происходит и с визуальными элементами. Например, крупный план глаз персонажа прекрасно выражает его эмоции, фокусирует на них внимание зрителя, но вне контекста и в большом количестве эти однообразные планы сливаются в череду странных образов.

Осознаешь, что «зеркала души» вообще довольно паршиво передают настроение и мысли сами по себе. 

Посмотрите эту нарезку и испытайте на себе эту десенсуализацию. Сложно не только узнать актера и фильм (я узнал всего десять фильмов), но и понять о чем думает персонаж, что значит этот взгляд.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 6 Vimeo
Cinematic Eye Pairs

Забавно, но многие другие крупные планы – предметов, или рук персонажа, гораздо информативнее. По ним, при должном таланте режиссера, можно считать и атмосферу сцены, и настроение героев. По движению рук мы можем понять, что персонаж нервничает или торопится, крупный план часов намекает на таймпрессинг, телефона – на ожидание звонка и так далее.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 7 Vimeo
Memento: Up Close

Крупные планы из «Помни» Нолана

Распознаванию мимики посвящена огромная часть хитрой машины у нас в черепе, ведь улавливать эмоции других людей было кардинально важно для развития общества. Сторониться тех, кто в ярости и готов сорваться на мордобой, помогать тем, кто выглядит несчастным и улавливать более тонкие оттенки эмоций, чтобы строить диалог, деловые и личные отношения.

Кино использует это прокаченное свойство мозга на полную. Крупные планы лиц актеров используются для передачи эмоций чаще каких-либо других способов, и это кажется очевидным. Что еще для этого использовать? Реплики персонажей? Пояснения закадрового голоса? Действия героев (яростное переворачивание столов, нервное притопывание ногой)?

Любопытно, что стоит чуть отодвинуться и включить в кадр не только глаза, а все лицо, и мы начинаем реагировать совсем по-другому.

На самом деле это не так очевидно как кажется. Какая-нибудь раса асоциальных пришельцев с менее развитой эмпатией может и не понять наши фильмы именно потому, что они сильно полагаются на способности мгновенно считывать эмоции по выражению лица.

Сравните эту нарезку с двумя предыдущими – она воспринимается куда более волнительно и эмоционально, эмпатия позволяет нам не только считать эмоцию, но и воспроизвести ее, почувствовать ее отголосок.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 8 Vimeo
Faces: 105 of Cinema's Most Beautiful Close-Ups
Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 9

А этот монтаж ниже, сделанный теми же людьми, легко может растрогать до слез исключительно благодаря концентрации потрясающих выразительных кадров из фильмов Кубрика, Куросавы, Малика, Аронофски, Тарковского, Эйзенштейна, Кар-Вая и Уэллса, а также главной музыкальной теме из «Луны 2112», написанной Мэнселлом, которая даже сама по себе уже вызывает у меня мурашки. Лично для меня это одна из самых сильных и запоминающихся композиций в истории кино.

В этой нарезке собраны не только крупные планы, здесь больше панорам и съемок природы, но все это вместе сплетается в удивительно гармоничную оду кино. 

Здесь две версии этого ролика, справа – с названиями показываемых фильмов и именами операторов, а слева – без подписей. Правая информативнее, левая дает больше погружения и позволяет вам попробовать самим угадывать фильмы. Любопытно, когда, даже не зная конкретного фильма, можешь предположить режиссера или оператора, но не стану врать, у меня это получалось довольно редко.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 10 Vimeo
135 Shots That Will Restore Your Faith in Cinema

Без подписей

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 11 Vimeo
135 Shots, Annotated.

С подписями

К слову об Аронофски и Мэнселле, «Реквием по мечте» полагался на крупные планы в значительной степени, чтобы донести до зрителя непростые ощущения нашего нового Джокера и других персонажей. Изолированная нарезка этих крупных планов не просто передает настроение отдельных сцен, а выглядит самодостаточной визуальной и тактильной историей.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 12 Vimeo
The Matrix: Up Close

Чтобы нагляднее показать, что так происходит далеко не всегда, вот ролик с крупными планами «Матрицы». Видно, что Вачовски используют их исключительно как часть общего визуального сюжета, не пытаясь придать элементу самостоятельность, поэтому вне контекста эти кадры не дают каких-то четких месседжей. К тому же, это очень короткие планы, которые воспринимаются полноценно только внутри сцены, а в таком виде едва удается опознать, что вообще появляется на экране.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 13

А вот еще более интересный экземляр – крупные планы самого малоизвестного фильма Тарантино, «Джеки Браун» и самого известного, «Криминального чтива».

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 14 Vimeo
Jackie Brown: Up Close

«Джеки Браун»

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 15 Vimeo
Pulp Fiction: Up Close

«Криминальное чтиво»

Что сразу бросается в глаза? Верно, Тарантино практически никогда не снимает крупно чисто неподвижные предметы: персонажи, а с ними и действие, всегда присутствуют в кадре – их руки что-то раз за разом хватают, нажимают, подкручивают, листают, проворачивают.

А вот 30 секунд «Психо» Хичкока – крупных планов неодушевленных предметов в разы больше, детали обстановки говорят сами за себя, работая на атмосферу и делая важные для сюжета акценты.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 16 Vimeo
Psycho: Up Close

«Психо»

Спилберг использует кадры с присутствием человека и без примерно поровну, но заметно, что неподвижная камера не очень устраивает его даже в коротких клоуз-апах. Похоже, что он берет за правило, что в кадре должно быть движение – если ничто не движется в самом кадре, нужно двигать камеру.

О различных видах движения в кадре давно подробно рассказал Тони на примере Куросавы, который предпочитал включать в кадр сразу несколько видов движения, в том числе природные элементы: дождь, снег, ветер, огонь и дым.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 17 Vimeo
Jurassic Park: Up Close

Спилберг

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 18 YouTube
Akira Kurosawa - Composing Movement

Куросава

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 19 YouTube
Lynne Ramsay - The Poetry of Details

Главным образом крупные планы используются для выделения детали из общего фона. Это может быть банальный зум на телефонном номере или пистолете, сообщающий зрителю важную информацию по сюжету, акцентируя внимание на «ружье на стене», а может – визуально выразительный кадр, сообщающий настроение сцены и передающий эмоции персонажей. У Тони было еще одно видео, которое концентрируется как раз на поэзии деталей на примере крупных планов в фильмах Линн Рэмси. И да, оно смотрится с интересом даже если вы понятия не имеете, кто такая Линн Рэмси.

Детали в кино играют куда более важную роль, чем нам представляется. На то, чтобы подобрать персонажам правильную одежду, правильную ручку, правильные часы и мебель уходят многие часы. Эти вещи должны не просто визуально вписываться в выбранную палитру кадра, сцены и всего фильма, но и сообщать нам что-то о характере персонажа или места.

Мы, концентрирующиеся на своих любимых человеческих лицах, не осознаем насколько большая часть наших впечатлений создается именно деталями. Образ того же Бродяги Чаплина помимо его волшебной мимики состоял из обязательной тросточки, усов и цилиндра.

Как разные режиссеры используют крупный план - Изображение 20 YouTube
In Praise of Chairs

Насколько может помочь фильму правильно подобранный стул? Этот ролик Тони показывает стулья не только крупным планом, но он важен для понимания роли каждой отдельной детали.

Надеюсь, эти ролики помогли вам посмотреть на любимые фильмы под другим углом и теперь вы будете замечать отдельные элементы киноязыка, четче видеть замысел режиссера в каждой отдельной сцене и то, через какие приемы он планирует его реализовать.


23 комментария