31 октября 2018

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом

25 октября в кино вышел научно-фантастический триллер «Репродукция» с Киану Ривзом в главной роли. История о переносе сознания человека уже не в первый раз выступает основой сюжета в кино. Это обширная тема, поднимающая извечные вопросы жизни и смерти, не говоря уже о страхе человечества перед стремительным развитием технологий и их влиянием на нас. В «Репродукции», к сожалению, все это не работает. В этом материале я попытаюсь разобраться почему. И без спойлеров это не получится.
25 октября в кино вышел научно-фантастический триллер «Репродукция» с Киану Ривзом в главной роли. История о переносе сознания человека уже не в первый раз выступает основой сюжета в кино. Это обширная тема, поднимающая извечные вопросы жизни и смерти, не говоря уже о страхе человечества перед стремительным развитием технологий и их влиянием на нас. В «Репродукции», к сожалению, все это не работает. В этом материале я попытаюсь разобраться почему. И без спойлеров это не получится.
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 1

Осторожно, спойлеры!

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 2

После успешного «Джона Уика» карьера Киану Ривза обрела второе дыхание. И многие были уверены, что теперь актер, прославившийся рядом успешных ролей в начале 2000-х, точно будет играть если не в интересном, то хотя бы зрелищном кино. Однако на практике карьерные притязания Ривза оказались не столь внушительными: плохие фильмы, следовавшие один за одним, не вызывали ничего, кроме недоумения (как, например, недавний «Профессионал»).

«Репродукция» не стала исключением из этого набившего оскомину «правила». И без детального погружения в фильм разобраться с тем, что в очередной раз пошло не так, к сожалению, не получится.

В «Репродукции» Киану Ривз сыграл ученого Уилла Фостера, который работает над переносом сознания умерших людей в тела андроидов. Фильм начинается со сцены эксперимента, когда Уилл пытается вернуть к жизни недавно погибшего солдата. Череда безуспешных экспериментов приводит к тому, что сложный научный опыт поначалу заканчивается положительно. Солдат приходит в себя уже в искусственном теле и даже пытается говорить. Это поражает персонажа Ривза, так как до этого его создания произносили лишь нечленораздельные звуки. Не осознавая, что с ним только что сотворили, солдат начинает разрушать новое тело, а Фостер рывком отрубает все провода, что поддерживали «жизнь» андроида.

Начальство недовольно провалом, проект обещают прикрыть, если в ближайшее время не получится успешного переноса сознания. И шанс как раз-таки выпадает: загородная поездка с семьей заканчивается автокатастрофой, в которой погибают жена и трое детей Уилла. Не тратя время на лишние переживания, он решает пойти против всех законов природы и «взрастить» для себя умерших близких. Именно «взрастить», так как к ужасающему эксперименту подключается его коллега, специализирующийся на клонировании.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 3
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 4

Герою не веришь

В первые несколько минут фильма, вплоть до трагедии, нам показывают Уилла в окружении семьи. Показывают быстро и сумбурно, лишь обозначая их присутствие в жизни персонажа. Понятно, что семья и родные по определению должны быть дороги, но отсутствие хоть какого-то незначительного разговора за ужином, где главный герой искренне интересовался бы успехами детей в школе и планами жены, не играет фильму на руку.

Нет необходимой ниточки, ведущей к одной простой идее: Уилл любит свою семью. Без подобных сцен зритель получает персонажа, что, пережив утрату, решается скорее на очередной эксперимент, а не на спасение семьи. Не было ни секунды страха от жуткой потери у героя, ни малейшего намека на срыв. Опустевший дом его не гнетет, разбросанные вещи детьми тоже. Конечно, слезами делу не поможешь и нужно быть стойким, чтобы закончить начатое, но как поверить, что его действия оправданы?

Когда Уилл решает воскресить семью, перед ним возникает дилемма: резервуаров для клонирования три, а членов семьи — четыре. И герой Ривза делает выбор, разрешая проблему с помощью жребия и пары минут неистовых рыданий, а затем возвращается к работе. Вот так просто герой смирился с тем, что один из детей так и останется мертвым.

Почему не показать его метания, отказ сделать выбор в пользу одних и сделать выбор в пользу другого? Ведь тогда его решение с клонами будет работать, и зритель начнет сочувствовать персонажу. И кто Уилл Фостер в первую очередь? Любящий отец и муж или все же ученый? Склоняюсь ко второму варианту.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 5
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 6

Пресный сюжет и незаинтересованные актеры

Размеренное действие картины быстро утомляет: стоит зрителю уловить идею, которую пытаются донести создатели, как моментально пропадает интерес смотреть дальше. До ужаса скучное развитие сюжета без единого неожиданного поворота.

В «Репродукции» ждешь не развязки, а финала фильма.

Что может быть унылее, чем герой, выращивающий тела своих погибших родственников в подвале собственного дома? Хотя звучит на словах, конечно, интригующе. Но без сопутствующих трудностей на это неинтересно смотреть. А в фильме их попросту нет. Между гибелью и воскрешением проходит семнадцать дней, в течение которых герой пытается отладить свою программу и отвечает на письма от имени жены и детей в их гаджетах (чтобы никто не прознал, что они мертвы). Даже появление полиции на пороге его дома связано с угоном машин у соседей. Вот такой экшен в научно-фантастическом триллере!

Естественно, что за отсутствием захватывающей истории хочется найти другие сильные (на самом деле хоть какие-нибудь) стороны фильма. Актерская игра соответствует «бездушному» настрою, что стал прочной основой для целого фильма. Киану Ривз, оказавшись в очередных «странных обстоятельствах», остается в большинстве своем отрешенным, изредка проявляя хоть какие-то эмоции, завязанные на смерти семьи. Но, как уже было сказано ранее, Уилл Фостер — это не тот персонаж, которому сопереживаешь. Элис Ив, сыгравшая его жену, скорее выступает в роли «красивого» дополнения, а не женщины, которую воскресили вместе с ее детьми (об этом чуть позже). Дети здесь тоже выглядят скорее поводом для привязанности героя Ривза, а не полноценными персонажами.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 7
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 8

Никаких препятствий для героя

Не стоит ждать от этого фильма реакции родных, узнавших, что они умерли и их сознание существует теперь в телах клонов. Эта тема не раскрыта вообще. Услышав от мужа страшную тайну, «нововыращенная» жена печально сообщает: «Я теперь мертвая», — и возвращается к своим обыденным делам. Каждый день такое случается, верно?

Фильм удивляет лишь в одном моменте: с клонами не происходит ровным счетом ничего. Совсем. Никаких сбоев в сознании или проблем с новым телом.

Казалось бы, ведь именно этого зритель и ждет: пугающих, непонятных, отталкивающих сцен с некогда близкими людьми, изменившимися и ставшими «другими». Но на выходе получается лишь «задел» под надуманные проблемы с клонами: немного боли в боку у жены и ночные кошмары у ребенка. И даже эти эпизоды дальше никак не развиваются. К чему они тогда — спросите вы? А ни к чему. Хотели сделать все гладко для закономерного хэппи-энда в конце, но добавить элементы, сопутствующие жанру, было необходимо. Хотя со все теми же сбоями у клонов фильм смотрелся бы куда лучше.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 9
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 10

Откровенный идиотизм некоторых сцен

Трудностей «Репродукция» старательно избегает, меняя их на совершенно нелепые штампы. Например, сама сцена с аварией вызывает, мягко говоря, недоумение. Уилл отправился с детьми и женой по ночному шоссе во время дождя и едва не врезался (!!!) в летящий навстречу грузовик. Что сделает нормальный человек? Как минимум остановит машину и убедится, что со всеми пассажирами все в порядке. Но он продолжил ехать и в итоге все же врезался в дерево. Мельком увидел, что жену проткнуло веткой насквозь, и каким-то немыслимым образом на скорости улетел в озеро.

Звучит так, словно он сам хотел убить свою семью, вам не кажется?

А что насчет удаления у близких всех воспоминаний о ребенке, которому «не посчастливилось» быть воссозданным, с помощью одного нажатия кнопки? Разработанная главным героем система настолько точна, что не требует хоть каких-то корректировок. Остается только избавиться от вещей якобы никогда не существовавшего ребенка, и семья забудет о нем.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 11
5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 12

Загубленная идея

Проблема выбора, проблема смерти и невозможности смириться с ней, проблема этики и морали — обо всем этом фильм упоминает лишь вскользь, не уделяя должного внимания. Ведь задумка в фильме сама по себе интересна и могла получить множество путей раскрытия. Здесь и терзания главного героя между правильным и эгоистичным, и ужас его близких от нового существования (едва ли созданные тела могли получиться столь совершенными), и вероятные последствия всех этих игр с природой…

Но ничего подобного создатели решили не рассматривать, даже не попытавшись привнести в жанр хоть что-то свежее. Тот же успешный результат с переносом сознания родных приводит Уилла к открытию: чтобы разум человека прижился, нужна настоящая материя, а не бездушная механика. Казалось бы, вот одна из ключевых идей «Репродукции»! Человек может жить, только будучи истинно живым (пусть и в клонированном теле).

Но нет, в конце фильма разум получается перенести и искусственному носителю, разрушая остатки мизерной идеи.

5 проблем «Репродукции» — фантастического триллера о клонах с Киану Ривзом - фото 13

«Репродукция» не оставляет после себя вообще ничего. Возможно, создатели хотели и даже стремились своим фильмом поднять все эти непростые темы, показать главного героя самоотверженным, готовым на все ради любимых. Но неужели за игры с природой не приходится платить? Ведь даже момент, когда Уиллу нужно сделать выбор, кого из детей воскрешать, в конце фильма исходит на нет: вот он с ребенком на руках приближается к своей счастливой жене где-то на лазурном берегу. Персонажу Киану Ривза удалось невозможное, но это ничего ему не стоило. Даже душевных терзаний. «Репродукция» получилась такой же бездушной, как и ее главный герой.

Комментарии 10
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar

Может идея фильма была в том, чтобы показать, что иногда наука делает все правильно, а люди иногда бездушные серые эгоисты :/

Николай Хлебников.xtmbh
Николай Хлебников.xtmbh

Самый нормальный фильм про клонирование - шестой день. Там реально обыгрывалось очень интересно тема с клонированием, и по сути, эта технология была чем то типа 3д печати. Особенно доставило, где мертвого пса можно было воскресить помяв цвет шерсти и длину клыков. Про этот же фильм, хз - надо смотреть.