28 сентября 2018

Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом

27 сентября в России вышел «Профессионал» (оригинальное название — «Сибирь»), криминальный триллер с Киану Ривзом. Действие происходит полностью в России, Питер снимали в Питере, а саму Сибирь — в Канаде.
27 сентября в России вышел «Профессионал» (оригинальное название — «Сибирь»), криминальный триллер с Киану Ривзом. Действие происходит полностью в России, Питер снимали в Питере, а саму Сибирь — в Канаде.
Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 1

Киану играет торговца алмазами, прибывающего в Санкт-Петербург, чтобы сбыть партию на 50 миллионов долларов. Его партнер пропадает, оставляя Ривза без алмазов наедине с крайне недружелюбным покупателем — местным криминальным авторитетом. Наш герой летит в Мирный на поиски исчезнувшего напарника.

Скажу сразу, я не ждал многого после того, как критики разругали фильм, но он смог меня удивить, оказавшись худшим, что я видел в этом году. А может, и не только в этом. Снять настолько безыскусное, безжизненное и беспредельно унылое кино — тоже, наверное, своего рода искусство. Я шутил про «создание максимальной возможной серости» еще в рецензии на вторые «Оттенки», но в сравнении с «Профессионалом» вся трилогия Анастейши и Кристиана смотрится… в общем, в том и отличие, что она хоть как-то смотрится.

Сюжет сбивает с толку, потому что очень сложно ответить на простой вопрос — кому все это показалось интересным. Зачем рассказывать настолько пустую и банальную историю, в которой нет ничего неожиданного, захватывающего, интересного?

Лишь некая нудная и бестолковая суета. Мы мотаемся из северной столицы в Мирный и обратно, ищем напарника, оцениваем бриллианты, выслушиваем угрозы одних бандитов, затем других бандитов, затем ФСБ, деремся с местными, пьем с местными и идем с ними на медведя. Внезапно — влюбляемся. Затем снова: Питер, Мирный, фальшивые бриллианты, настоящие бриллианты, бандиты, ФСБ, гроб, гроб, кладбище, выцветшие пейзажи российской глубинки.

Смотреть, на то, как Киану матерится по-русски, цитирует «Кавказскую пленницу» (многогранное «Птичку жалко» выцветает в бессмысленное «Iʼm so sorry for the bird») и пьет водку, на удивление скучно.

Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 2
Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 3

И даже не напишешь, что фильм пытается быть и криминальным триллером про попавшего в переделку дельца (типа «Большого Куша» или «Советника»), и романтической историей любви с первого взгляда, и зарисовкой из жизни русской провинции. Не напишешь, потому что не видно, чтобы эта картина хоть чем-то пыталась быть. Ей все равно, она началась и ползет к титрам, это — ее миссия. Остальное — маловажные нюансы.

Объяснить себе, зачем это смотреть, довольно сложно. Ну, Киану Ривз же. В России. Эдакий «Отпуск Джона Уика». Но Уиком тут и не пахнет — тут нет ни напряжения, ни захватывающего экшена, ни сочувствия герою, ни отличной синематографии.

«Профессионал» чаще вызывает в памяти первую экранизацию «Хитмана», «Квант милосердия» и «Перевозчика 3», из которых выдернули весь экшен, оставив лишь шаблонные любовные линии и отвратительно написанные диалоги со злодеями, которые вываливают на зрителя экспозицию и вроде как создают напряжение. Все три вышеназванные картины, мягко говоря, не шедевры, но уже через десять минут «Профессионала» вы будете готовы променять его на любую из них.

По идее, это должно было быть фильмом о кризисе среднего возраста, пересмотре жизненных ценностей в новой среде и критической ситуации, замаскированном под криминальную историю. Но картина зачем-то перетягивает фокус на беготню с бриллиантами, которая изначально не представляла никакого интереса. Потом фильм спохватывается и начинает давить на любовную линию, но и там оказывается пусто — вместо тонкого исследования характеров героев мы получаем топорную историю про американца в России и романтику, строящуюся на диалогах, достойных чтения вслух в слезах. Фраза Киану «Я люблю бриллианты, потому что они прекрасны, редки, прочны и неизменны» — это практически классическое «Я не люблю песок» Энакина Скайуокера, вывернутое наизнанку. Звучит все это так же трогательно и глубоко.

Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 4
Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 5

Посмотреть на Россию глазами Голливуда тоже не выходит и не только потому, что половина России здесь — это Канада. Синематография настолько безыдейная, что большую часть картины вы смотрите на крупные планы, словно режиссер привык снимать для телевидения полувековой давности (маленькому телеэкрану нужны были большие лица). В Питер Ривза можно было не возить, потому что общее уныние съемки превратило прекрасный город в серые безынтересные задники для еще одной порции бесполезных крупных планов. Снять Петербург так, чтобы свести на ноль все его очарование — это надо уметь.

Русских, как водится, играют поляки, румыны, сербы и, изредка, русские. Язык при этом коверкают все, такова судьба русского языка в Голливуде — он звучит неестественно даже из уст тех, для кого он родной.

Иностранцы говорят с сильным акцентом, перевирают ударения, сжимают и растягивают слова, словно зажеванная кассета, а непосредственно русские, видимо, так стараются сыграть самих себя в зарубежном блокбастере, что начинают переигрывать и говорить с неестественной интонацией.

Декораторы, в принципе, оторвались неплохо, воссоздавая быт российской глубинки, там видны хоть какие-то усилия: дорожные знаки, быт, домашняя обстановка. Хотя графин с соком в холодильнике, это, по-моему, какой-то очень американский графин. Но каких-то откровенных грубых перевираний вроде кракозябр в паспорте Джейсона Борна тут нет.

Вот только отсутствие крупных минусов так и не становятся плюсом. Унылая российская действительность скорее поглощает Киану Ривза, делая его таким же серым, невзрачным и расхристанным, нежели он озаряет и преображает ее своим присутствием, превращая в нечто экзотичное и интересное.

Рецензия на «Профессионала» (Siberia) с Киану Ривзом - фото 6

Итог

Причин пытать себя этим запредельно скучным и бестолковым фильмом я не вижу, даже если вы обращаетесь в лужу любви и визга при виде Киану. Он и так никогда не блистал разнообразием выражений лица, а сквозь этот фильм он вообще проходит с одной физиономией раздраженной растерянности.

Сама идея выглядит малоинтересно, но не безнадежно. Можно было снять красивое созерцательное кино, где разборки с мафией действительно были бы лишь катализатором и фоном, а в центре оказалась бы душераздирающая в своей глубине, точности и правдивости история человека, осознавшего, что он уже многие годы идет по жизни глухими окольными тропами, и они могут очень скоро привести его к финалу, от которого уже не сбежать. И он тянется в этом своем отчаянном озарении к ближайшему живому человеку, пытаясь найти в нем спасение, искупление и ответы на свои вопросы. Его настроение раскрывалось бы через долгие планы зимнего леса, танцы поземки на ветру, крики совы. Сибирский холод стал бы метафорой для пустой и холодной жизни героя, от которой его душа совсем онемела, и он пытается найти то дыхание, что еще способно его отогреть.

Но для такого фильма нужен был режиссер, который понимает, что делает. Здесь же мы смотрим на лица персонажей во весь экран, на которых нечего разглядывать, не чувствуем ни Сибири, ни ее холода, ни красоты леса, ни его отдаленности от цивилизации.

Я советую пропустить этот фильм и просто ждать третьего «Джона Уика».

Комментарии 41
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
StriPMan
StriPMan

Почему Ривз вечно лезет в какие-то сомнительные проекты (Джон Уик не считается). Сейчас еще выйдет научная фантастика с ним, не помню название, выглядит тоже крайне сомнительно.