27 сентября 2022
Обновлено 05.04.2023

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета

Обложка и фото в материале: скриншот «Канобу»
Обложка и фото в материале: скриншот «Канобу»

Лето в российском прокате не стало периодом блокбастеров по понятным причинам. Но экшен-фильмы всё же дошли до зрителей – либо не совсем легально, либо через стриминги. Автор «Канобу» Николай Кубрак вспомнил пять самых ажиотажных летних мейнстримных проектов и оставил пять мини-рецензий: от живых полётов с Томом Крузом до очередного боевика-разочарования под брендом Netflix.

«Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick)

Режиссёр: Джозеф Косински («Трон: Наследие», «Дело храбрых», «Обливион»)

Жанр: боевик, драма

Главные звёзды: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли

Что это: Патриотический американский боевик по канонам старой школы. Бенефис Тома Круза («Топ Ган», «Миссия невыполнима», «Грань будущего»), главный аттракцион года и самый эффектный блокбастер-миллиардник последнего времени.

Главное достоинство: Олдскульность. Косински и Круз пошли наперекор трендам и сделали блокбастер, выбивающийся из современных канонов – минимум паразитирования на ностальгии, герметичный сюжет и живой экшен. Рекордные сборы доказали – именно по таким боевикам прямиком из 80-х скучала широкая аудитория.

Главный недостаток: Банальный сюжет. Отчасти «Мэверик» повторяет историю оригинала, а ещё выглядит как конструктор из героических боевиков конца XX века. Банальная и предсказуемая арка протагониста-хулигана идеально ложится в формат патриотического аттракциона, но наверняка разочарует более взыскательную аудиторию, привыкшую к неожиданным твистам и мощной драме.

Неожиданный подтекст: «Топ Ган: Мэверик» – история об отцовстве. Главный герой проходит путь от вечного подростка до наставника и символического отца. В контексте гипертрофированно маскулинной истории эта идея выглядит довольно двусмысленно. Киноманы находили явные гомосексуальные подтексты в оригинальном фильме, не меньше их и в риквеле. Например, Петух (герой Майлза Теллера), по сути, становится символическим сыном Мэверика и его погибшего друга Гуся.

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 1

Фишка: Живой экшен. Все актёры по-настоящему летали на современных истребителях. За штурвалом находились профессиональные пилоты, но звёзды испытывали все те же самые нагрузки – например, давление сравнимое с весом в одну тонну. Каст прошёл полноценную военную подготовку, каждый полёт по опасным траекториям снимали вживую, а Том Круз, как всегда, выполнял все трюки сам.

Вывод:«Топ Ган: Мэверик» – неожиданно закрепился в статусе главного блокбастера 2022-го. Косински и Круз создали образцовый риквел, который одинаково понравился и фанатам оригинала, и новой аудитории. Редкое продолжение культового фильма, которое можно смотреть, не зная об оригинале абсолютно ничего. Главное здесь – вайбы великих боевиков прошлого и экшен, который вжимает в кресло и заставляет прочувствовать виртуозные полёты на себе. Подробнее о фильме можете почитать здесь.

«Тор: Любовь и гром» (Thor: Love and Thunder)

Режиссёр: Тайка Вайтити («Тор: Рагнарёк», «Кролик Джоджо», «Реальные упыри»);

Жанр: кинокомикс, фэнтези, боевик, драма;

Главные звёзды: Крис Хэмсворт, Натали Портман, Кристиан Бейл.

Что это: Космическая сказка о любви во всех её проявлениях – от дружеской и романтической до родительской и платонической. Четвёртый фильм франшизы о Торе, и второй – в рамках её мягкого перезапуска от Тайки Вайтити.

Главное достоинство: Это фильм для детей и про детей. Закономерно, что он случился во франшизе о самом инфантильном герое Marvel. Тайка Вайтити, Крис Хэмсворт («Тор», «Тайлер Рейк: Операция по спасению», «Гонка») и вся съёмочная команда сделала большой подарок детишкам. Причём не только маленьким зрителям всего мира: юные актёры – не массовка, а реальные дети Хэмсворта, Портман, Бейла и других звёзд каста. Голливудские знаменитости часто снимаются в кинокомиксах именно ради них. «Тор: Любовь и гром» – самый очевидный пример такой актёрской стратегии, ведь даже по сюжету зло побеждают именно дети. Никогда ранее кинокомиксы не работали столь же честно для их ядерной целевой аудитории.

Главный недостаток: Тот же самый – местами Вайтити перегибает с детскостью и заигрывается. Получается перебор с детсадовским юмором и слишком затянувшимися шутками (например, кричащие бараны и Аксель). Серьёзные драматические сюжеты об онкологическом заболевании и проживании травм не дают должного эмоционального эффекта из-за неуместного сумбурного балагана. Экшену комедия тоже не идёт на пользу – эпик и пафос нивелируют комичность происходящего и откровенно недоделанная графика.

Неожиданный подтекст: Центральная, но не самая явная тема четвёртого «Тора», – отношения между партнёрами с избегающим типом привязанности. И Тор, и Джейн постоянно отталкивают и держат на дистанции людей, к которым начинают испытывать сильные чувства (яркая иллюстрация – прощание героя со Стражами Галактики). Первый – из-за пережитых травм и постоянной гибели близких, вторая – из-за закрытости, помешанности на работе и страха рутинной семейной жизни. При этом сложная романтическая история завершается не хэппи-эндом, а трагедией. Но именно она помогает Тору наконец-то разобраться в себе и сформировать систему ценностей, где во главе угла становится любовь.

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 2

Фишка: Местами уместный абсурдный юмор и визуальные эксперименты. Чёрно-белая сцена в духе «Города грехов» могла бы быть более эпичной и жесткой, но по меркам Marvel даже такая режиссура – нечто свежее и смелое. Фирменный юмор Вайтити иногда тоже выстреливает классными находками в череде бесконтрольных плоских гэгов. Например, лейтмотив фетишистких отношений и любовного треугольника Тора, Мьёльнира и Гром-Секиры вполне работает – одна и та же шутка смешит даже в пятый раз из-за постоянно меняющегося контекста событий.

Вывод:«Любовь и гром» – невнятный салат, где глубокие темы и оригинальные визуальные находки смешиваются с дурацкими шутками и стыдным CG. Как только в сюжете просматриваются гностические мотивы, тема кризиса веры и анализ сложных отношений, как тут же всплывает голая задница, кривляния и передразнивания. «Тор 4» – хороший фильм для детей, но крайне противоречивое зрелище для более взрослых фанатов Marvel. На общий сюжет киновселенной он никак не влияет.

«Быстрее пули» (Bullet Train)

Режиссёр: Дэвид Литч («Джон Уик», «Дэдпул 2», «Форсаж: Хоббс и Шоу»)

Жанр: боевик, триллер, комедия

Главные звёзды: Брэд Питт, Джои Кинг, Аарон Тейлор-Джонсон

Что это: Насыщенный, запутанный и прекрасно развлекающий боевик от режиссёра «Джона Уика». Вновь очень стильный, но на этот раз ещё и смешной. Брэд Питт («Бойцовский клуб», «Троя», «Мистер и миссис Смит») роскошно раскрывается в комическом амплуа и презентует американскую версию Джеки Чана.

Главное достоинство: Визуальное повествование. Прошлые проекты Дэвида Литча сюжетно были довольно простыми и стандартными. В этот же раз ему досталась сложносочинённая детективная история, деконструирующая классические сюжеты Агаты Кристи. Проблему с огромным количеством героев, горой интриг и поразительной частотой твистов Литч решает элегантно – он доносит до зрителей информацию порционно за счёт яркого визуала.

Фильм разделён не только на главы, но и на отдельные блоки – даже каждого персонажа режиссёр представляет в виде бодро смонтированных клипов, каждый из которых выполнен в уникальном стиле: от мексиканской драмы о мести до самурайской притчи. Мультижанровость, сложные персонажные взаимодействия и непривычное обилие юмора благодаря эффектным режиссёрским решениям не становятся для зрителя тяжким грузом, а превращаются в увлекательное шоу, где есть буквально всё и сразу.

Главный недостаток: Юмор. Литч будто бы решил оторваться за неприлично серьёзные первые фильмы – если там от суровых лиц отвлекал лишь тонкий сарказм, то в «Быстрее пули» шуток в разы больше, чем драк. Причём любых видов: от разговорного и визуального юмора до простеньких гэгов и сортирных шуток. Увы, на полчаса хронометража по-настоящему удачным получается лишь пара комедийных заходов. На каждое безумное камео Ченнинга Татума (самая внезапная и трэшовая шутка в фильме) есть с десяток проходных или даже кринжовых приколов.

Неожиданный подтекст: «Быстрее пули» – фильм о роли удачи, судьбы и злого рока в жизни человека. Каждый персонаж – иллюстрация того, как личность взаимодействует с этими понятиями. Среди огромного числа героев есть и удачливые дурачки, и якобы взявший судьбу за горло мегаломан, и оживший тезис «везёт тем, кто везёт». Самая забавная находка – героиня Зази Битц («Джокер», «Атланта»), которая буквально повторяет её же образ из «Дэдпула 2», тонко иронизируя над ним. Все героям здесь либо аномально везёт, либо так же необъяснимо сопутствуют неудачи. Центральная история плавно ведёт к тому, что часто в жизни всё сводится к мелочам, а «эффект бабочки» никогда нельзя игнорировать. Номинально Дэвид Литч снял насыщенный мейнстримный аттракцион о резне киллеров в скоростном поезде; по факту, «Быстрее пули» – это философское эссе по крайне оригинальной для массового кино теме.

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 3

Фишка: Отсылки и камео. «Быстрее пули» выглядит как ироничный сиквел «Дэдпула 2» – чаще всего Литч использует новую работу именно как парафраз этому фильму. Сходство есть как в общей канве, так и в забавных деталях – от уже упомянутой истории с Зази Битц до камео Райана Рейнольдса, которое исполнено в том же стиле, что и появление Брэда Питта в «Дэдпуле 2» – актёры буквально поменялись местами. За счёт таких моментов Литч иронично осмысляет всю свою фильмографию и показывает весь арсенал инструментов, которые он приобрёл за десяток лет в режиссуре.

Вывод:«Быстрее пули» – непредсказуемый боевик, где смешались Дэдпул, Гай Ричи и Джеки Чан. Дэвид Литч снял эталонное «развлекалово» для массовой аудитории: его фирменный изобретательный экшен никуда не делся, но к нему вдобавок теперь есть запутанный сюжет с интересными подтекстами для взыскательной аудитории и юмор на любой вкус. По драйву и наполненности действием «Быстрее пули» может сравниться с «Всё, везде и сразу» – оба этих выдающихся аттракциона успешно бьют в самые разные целевые аудитории.

«Серый человек» (The Gray Man)

Режиссёры: Энтони Руссо, Джо Руссо («Мстители: Война Бесконечности», «Мстители: Финал», «Сообщество»)

Жанр: боевик, триллер.

Главные звёзды: Райан Гослинг, Крис Эванс, Ана де Армас

Что это: Шпионский боевик от любимых режиссёров Marvel Studios, которые пытаются играть в Бонда и Борна, нополучается всё равно франшиза о Капитане Америка. Яркое противоборство двух популярных актёров, которое выглядит оригинально и свежо, но уж точно не дотягивает не то что до «Схватки», а даже до низкооценённых проектов бондианы.

Главное достоинство: Противостояние двух топовых звёзд поколения. Райан Гослинг («Драйв», «Ла-Ла Ленд», «Бегущий по лезвию: 2049») и Крис Эванс («Первый мститель», «Одарённая», «Фантастическая четвёрка») ещё не сталкивались на экранах в столь масштабных обстоятельствах. Если первый вновь раскрывается в привычном молчаливо-холодном амплуа, то второй выходит из зоны комфорта и играет бондовского злодея-фрика. Лёд и пламя – отличная формула для боевика, которая всегда работает на пользу драматургии. Следить за взаимодействие двух больших актёров – отдельное удовольствие. А их финальный бой – одна из редких ярких сцен в этом неровном и скучном фильме.

Главный недостаток: Режиссура братьев Руссо. Ещё в Marvel они регулярно показывали, как портят идеи съёмочной группы неуклюжими решениями. Каскадёры ставят сложную хореографию боёв – Руссо всё убивают на монтаже слишком частыми склейками и сбивчивым ритмом. Художники подбирают стильные декорации – режиссёры используют их как фон, без какого-либо оригинального взаимодействия. Перечислять можно долго, но итог всегда один: такие топорные решения портят весь креатив и кажутся банальным неуважением к зрителям. «Серый человек» полностью состоит из таких скучнейших и банальных решений.

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 4

Неожиданный подтекст: Критика внешней политики США. География «Серого человека» большая: она раскидывается не только на несколько европейских городов, но и на яркие локации с других континентов. Но везде одно и то же – приезжают американские спецагенты и начинают хозяйничать, не обращая внимания на принесённый ущерб и угрозу обывателям. Герой Криса Эванса – карикатура на заносчивых силовиков-управленцев, которые ради личных целей готовы жертвовать жителями других стран и не остановятся ни перед чем. Разумеется, организацию авторы тоже критикуют: её ключевые лица легко убирают старых заслуженных бойцов, сменяют лидеров и разворачивают подковёрные игры в борьбе за власть.

Главная фишка: Непривычный образ Криса Эванса. За годы контракта с Marvel актёр сросся с ролью Капитана Америка. Если брать фильмографию в совокупности, то Эванс всегда больше ассоциировался с героическими персонажами. Заметное исключение – его постепенное раскрытие в детективе «Достать ножи». В «Сером человеке» всё однозначно сразу – это чистый злодей, который с первых кадров внушает страх и омерзение. Ллойд пытается раздражать и запугивать не только героев, но и зрителей – он склонен к самолюбованию, импульсивен и не умеет контролировать гнев. Это делает персонажа более сложным и подвижным, давая актёру простор для игры. Эванс пользуется этим сполна и показывает самый нестандартный перфоманс в карьере. Чего только стоят его злодейский усики и ломающая четвёртую стену отсылка на грядущую роль Гослинга!

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 5

Вывод: Одно из главных разочарований года. Очередной дорогой и звёздныqблокбастер Netflix оказался конвейерным и проходным. По сюжету «Серый человек» пытается быть пафосным и запутанным, но оказывается скучным и простым. Визуальные находки не раскрываются на полную и быстро надоедают, а действие выглядит сумбурным и банальным. Фильм вытягивают актёры, но и они быстро наскучивают, ведь персонажи почти не меняются по ходу повествования.

«Добыча» (Prey)

Режиссёр: Дэн Трахтенберг («Чёрное зеркало», «Пацаны»)

Жанр: ужасы, фантастика, боевик

Главные звёзды: Эмбер Мидфандер

Что это: Спин-офф франшизы «Хищник», действие которого разворачивается в Америке начала 18 века. Кровавая притча об охоте, показанная глазами девушки из племени индейцев команчи.

Главное достоинство: Время и место действия. Контекст, в который поместили одного из самых известных монстров поп-культуры, крайне оригинален – индейцы почти никогда не бывали главными героями блокбастеров, а ранняя история Великих равнин – малоизученная в кино эпоха. Обстоятельства оказываются новыми не только для Хищника, но и для зрителей, которым постоянно подбрасывает всё новые сюрпризы – от необычных ритуалов индейцев до появления французских солдат.

Главный недостаток: Прямолинейное и неторопливое повествование с редкими экшен-сценами. Настолько эффектных и брутальных сражений, как в «Добыче», франшиза не видела давно, но почти все – короткие и мимолётные. Между ними – довольно тягучая медленная история, погружающая в быт индейцев команчи. Отлично работает на атмосферу, но лишает фильм статуса полноценного боевика и аттракциона.

Неожиданный подтекст: «Добыча» – наглядная иллюстрация пищевой цепочки. Именно её последовательно изучает прибывшей на Землю пришелец: от мелких грызунов до вооружённых опытных воинов. Не случайно Трахтенберг постоянно добавляет перебивки в виде сцены охоты животных. Мотивация ключевого персонажа франшизы каноничная – найти вершину этой пищевой цепочки и лучшего охотника, одолеть его и самому стать королём. Главная интрига – получится ли инопланетянину это осуществить и кто на самом деле заправляет всем в дикой природе. Шейн Блэк («Смертельное оружие», «Железный человек 3», «Славные парни») иронично указывал в прошлом фильме франшизы, что Хищник на самом деле никакой не Хищник, а Охотник. Трахтенберг показал это наглядно.

Детский «Тор» и образцовый боевик с Брэдом Питтом: коротко о пяти блокбастерах прошедшего лета - фото 6

Главная фишка: Акцент на стратегии и смекалке в боевых сценах. В прошлых фильмах Хищника часто пытались победить грубой силой, деконструируя маскулинность. Как правило, это заканчивались неудачей, а выживал в итоге самый сообразительный. Трахтенберг сделал этот подход совсем радикальным: главный герой тут слабая, пугливая и неопытная девушка, для которой охота на Хищника – это обряд инициации. Уровнять силы она сможет только за счёт смекалки. И в этом фильме следить за процессом особенно увлекательно, ведь у прошлых героев был богатый арсенал современного оружия. Здесь же у героини лишь лук, копьё и топор. Хищник тоже из более архаичного племени своего мира, но инопланетные технологии для массового убийства всё ещё при нём.

Вывод:«Добыча» – полноценная реанимация для франшизы, пульс которой едва просматривался уже несколько десятилетий подряд. Свежий взгляд на персонажа и небанальный контекст добавили знакомой истории больше интриги и стиля. Визуально «Добыча» едва ли ни лучший фильм франшизы. А в плане действия и сюжета он вполне посоревнуется с классикой в виде первых двух частей.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь