05 августа 2022
Обновлено 14.12.2022

Старомодность и тестостерон: почему «Топ Ган: Мэверик» бьёт кассовые рекорды

Обложка материала: imdb.com
Обложка материала: imdb.com

«Топ Ган: Мэверик» занимает первое место по мировым сборам в 2022-м году. Сиквел, вышедший через 36 лет после премьеры оригинала, заработал в прокате уже более 1,3 миллиарда долларов. Николай Кубрак посмотрел самый успешный блокбастер года и попробовал разобраться, в чём причины столь неожиданного успеха.

Олдскульный блокбастер, по которому скучал простой зритель

Никакого спасения мира, эпичных битв и графонистых локаций — лишь каноничный герой, проходящий стандартный путь от кризиса к признанию, да старый-добрый патриотический пафос. Штампы из 80-х идут «Мэверику» только на пользу: амплуа героя-любовника Тому Крузу («Миссия невыполнима», «Ванильное небо», «Грань будущего») до сих пор к лицу и придаёт персонажу ностальгического очарования, а стереотипные, на первый взгляд, конфликты внутри лётной школы углубляют сюжет и усложняют отношения между персонажами. Столь же уместно звучит и музыка, перекочевавшая из оригинального фильма — концентрированные 80-е сейчас не встретишь в массовой культуре: её поработили фантазии об эпохе в виде ретровейва и переосмысления классики.

История максимально проста и стандартна — герой, не желающий играть по правилам, взрослеет, находит символического сына и остепеняется. В итоге эта трансформация помогает слепить из учителя и учеников не просто слаженную команду, а семью, которой, разумеется, всё ни по чём. Дружба и слаженные взаимодействия помогают одолеть мифического врага — всё как в простых и понятных боевиках 80-х.

В сети спекулируют, что авторы будто бы намекают на противостояние США и России (якобы такой самолёт пятого поколения есть только у российской армии), но по факту сценарий максимально избегает конкретики и аккуратно обходит названия стран и локаций. Просто враг, просто каньон, просто некий химический завод на территории неназванного экстремистского государства — в этой линии авторы сохранили наследие первого фильма. Сиквел также получился не о геополитике, а о человеческих отношениях. На месте и пацифистский тон: несмотря на обилие американских флагов и бряцанье современным оружием, лейтмотивами истории становятся примирение, дружба и самопожертвование.

Джозеф Косински («Трон: Наследие», «Обливион», «Спайдерхед») оставил и намёки на знаменитое киноманское прочтение оригинального «Топ Гана», где внимательные зрители обнаружили латентный гомосексуализм в отношениях между персонажами. В оригинальном фильме был такой перебор с тестостероном и мужским самолюбованием, что утрированно маскулинные отношения между военными часто граничили по тону с гачи-мемами. Подробнее и ярче всего это прочтение изложил Квентин Тарантино в культовом меметичном видео-отрывке:

Сиквел также пронизан гомосексуальным напряжением. Косински повторяет многие сцены и ходы оригинала, поэтому особенно показательно, что в эпизод, в котором ранее фигурировал любовный интерес главного героя, теперь поместили самого Мэверика (Том Круз) — его отношения с учениками за счёт этого выглядят заведомо странно. Не мог режиссёр и отказаться от повтора знаменитой излишне сексуализированной сцены с пляжным волейболом: Косински признаётся, что это — первое о чём спрашивали его друзья, узнав о съёмках сиквела «Топ Гана».

Подобные решения в других руках могли бы показаться устаревшими и кринжовыми, но съёмочная группа нашла грамотный баланс. «Мэверик» — это олдскульный боевик прямиком из 80-х, упакованный в знакомые современной аудитории каноны и блокбастерную эстетику. Оставаясь аттракционом для максимально больших экранов и лучших аудиосистем, фильм создаёт ощущение тёплой ностальгии без излишнего паразитирования на отсылках и пасхалках. Олдскульным «Мэверик» кажется, прежде всего, по форме и подходу — здесь всё аналоговое, намеренно утрированное, чёрно-белое и возмутительно героическое. Но именно в этом и есть преимущество блокбастера старого образца над другими мейнстримными проектами с неоднозначными персонажами и серой моралью. В наше тяжёлое время просто хочется, чтобы всё было как раньше. «Мэверик» насыщает этим чувством сполна.

Живой и проработанный экшен

Залог олдскульности и правдоподобности фильма — экшен-сцены, снятые вживую. Косински свёл использование «зелёного экрана» к минимуму: все полёты, трюки и сцены внутри кабин самолёта — настоящие. Том Круз и другие актёры на самом деле летали и переживали серьёзные перегрузки — в некоторых сценах давление на их лица сопоставимо с весом в одну тонну.

Круз — известный исполнитель трюков и опытный пилот: в фильме даже появляется его собственный самолёт. Молодым актёрам пришлось сложнее — они прошли краткий курс подготовки военно-морских сил и долго привыкали к полётам: учились не терять сознание и сохранять лицо во время выполнения фигур высшего пилотажа — но всё равно актёров регулярно рвало во время съёмок.

Такая закалка изменила и подход к игре — Косински даже решил переснять сцену похода в бар, потому что у всего каста после полётов изменилась походка и внешний вид: актёры обрели особую уверенность в себе и лучше поняли, как живут пилоты. Самим же военным пришлось не легче — пилот, который вживую пролетел тот самый путь из финального акта на аномально низкой высоте, после посадки сказал примерно следующее: «Надеюсь, вы сняли всё как следует, потому что повторять это я не буду».

Технически сделать самый правдоподобный фильм про авиацию оказалось сложным челленджем. Повезло, что как раз во время съёмок в 2018 году компания Sony выпустила мини-камеры Venice, которые снимали в формате IMAX. Впервые прототипы протестировали именно на съёмках «Мэверика». Косински и команда долго консультировались со специалистами, чтобы разместить шесть камер внутри тесного самолёта: режиссёр и операторы буквально тыкали пальцем в каждую деталь и спрашивали, нужна ли она для полёта. В итоге разработали целую систему, которая включалась после нажатия одной кнопки — это приходилось делать актёрам уже во время полёта, они же самостоятельно следили за ракурсами и накладывали себе грим. Самолётами в это время, разумеется, управляли профессионалы, спрятанные от камер.

Перед каждой экшен-сценой съёмочная группа с раннего утра анализировала все ключевые факторы: от погоды до освещения. Затем Косински не менее часа репетировал с актёрами небольшие эпизоды, чтобы все действия зафиксировались в мышечной памяти — вплоть до нужного градуса поворота головы и тайминга произнесения реплики. В один из съёмочных дней на площадке использовали сразу 27 камер — по шесть в двух самолётах, несколько — снимавших с воздуха, и аппаратура, расположенная на земле. Майлз Теллер («Одержимость», «Фантастическая четвёрка», «Дело храбрых») утверждает, что количество отснятого материала превосходит по хронометражу все футажи «Властелина Колец». Только первый вариант небольшого экшен-эпизода из третьего акта монтажёр собирал на протяжении трёх месяцев.

Старомодность и тестостерон: почему «Топ Ган: Мэверик» бьёт кассовые рекорды - фото 1

Реализм стал ключевым принципом в работе над фильмом. Продюсеры смогли договориться с властями о съёмках на настоящих авианосцах «Линкольн» и «Рузвельт». Часть материала с подобных военных объектов оказалась секретной и её пришлось удалить. Даже сцену на яхте снимали вживую — Том Круз и Дженнифер Коннелли («Реквием по мечте», «Игры разума», «Однажды в Америке») на самом деле управляли ей вдвоём, а команда снимала всё с другой яхты. Но первый день прошёл впустую, потому что не было ветра — яхта просто стояла на месте.

Не стали врать и при создании персонажа Вэла Килмера («Схватка», «Дорз», «Бэтмен Навсегда») — актёр боролся с раком гортани и предложил отразить на экране тот же недуг, мужественно произнося пару реплик через боль. Косински подчёркивает, что всех зрителей удивляет именно то, насколько фильм настоящий. Это ощущение и пытались передать авторы — ведь современный кинематограф дарит его всё реже.

«Топ Ган: Мэверик» — пособие по тому, как снять риквел

«Мэверик» — редкий риквел (смесь ремейка и сиквела), который можно смотреть, ничего не зная об оригинале. Команда даже проводила тестирование на предпоказах — люди, которые смотрели «Топ Ган» и которые не видел его, оценили сиквел одинаково.

В отличие от новых «Звёздных войн» или современных продолжений «Терминатора», «Мэверик» сохраняет баланс между отсылками и новыми решениями. Косински переснимал целые сцены, копируя оригинал, но ядро фильма осталось свежим и современным. Это похожая история, но всё же иная и рассказанная другими методами. «Мэверик» не воссоздаёт сюжетную линию заглавного персонажа, а развивает её, показывая новые грани личности и шире раскрывая персонажа.

Старомодность и тестостерон: почему «Топ Ган: Мэверик» бьёт кассовые рекорды - фото 2

Том Круз согласился поучаствовать в проекте только после предложения Косински о введение линии с сыном Гуся — погибшего лучшего друга протагониста. В новой версии сценария основой сюжета стали сложные отношения Мэверика и Брэдли «Петуха» Брэдшоу (Майлз Теллер) — герой отозвал документы юноши из лётной академии и не доверял ему во время тренировок в школе «Топ Ган». В угоду драме авторы отказались от логики: в финале первого фильма открыто намекали на то, что Мэверик отпустил погибшего друга, но в сиквеле он снова никак не может справиться с чувством вины и забыть о гибели Гуся. Зато идея помогла одновременно сохранить одну из ключевых тем оригинала и освежить её — теперь герой отыгрывает уже не роль страдающего напарника, а становится символическим отцом.

Косински стремился сохранить идентичность оригинального «Топ Гана» даже в визуале: режиссёр сделал акцент на глубоких тенях в духе оригинала и так же снимал боевые сцены в небе на широкоугольный объектив. Цветовая палитра, монтаж и саундтрек тоже будто бы перекочевали из боевиков 80-х. Но и здесь вместо полного копирования режиссёр на знакомом фундаменте сделал нечто свежее и авторское. В последние полчаса Косински намеренно переворачивает эстетику «Топ Гана» с ног на голову, отправляя зрителей в мрачные заснеженные локации и погружая в тестостероновый аттракцион, которого в первой части не было и в помине.

Живые полёты, неожиданные повороты сюжета и полноценное приключение в финале превращает «Мэверик» в самостоятельную историю, сохранившую вайбы аналоговых боевиков прошлого — это уникальный продукт для нашего времени. От сопутствующего жанру пафоса фильм спасает сценарная самоирония — в третьем акте есть диалог между персонажами Круза и Теллера, которые открыто смеются над логикой и поведением своих героев. Такими оригинальными решениями риквел «Топ Гана» угождает разным типам аудитории: фильм развлечёт и тех, кто пришёл на драйвовый аттракцион, и любителей драмы, и фанатов оригинального фильма. Вполне закономерно, что «Мэверик» вернул в кинотеатры аудиторию 35+ и в итоге стал самым нетипичным миллиардником постковидного проката.

Комментарии 16
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Данил Макаров.u60wr
Данил Макаров.u60wr
Тестостероновый боевик бьет кассовые рекорды, но снимать мы будем все-равно инклюзивное кинцо с повесточкой. И пофиг, что получается такое дно, что фильм сразу кладется на полку (Бэтгерл). Ну, и где она, невидимая рука рынка?