
Увиденное на экране завораживало не хуже демонстраций первого Crysis, но игровую общественность главным образом волновало одно: сможет ли умница Ким если не превзойти, то хотя бы повторить успех своего же Portal.

Не считая задействованной в разработке Свифт, Quantum Conundrum и Portal роднит разве что жанр пространственных головоломок от первого лица. Ни говорящих турелей, ни куба-компаньона, ни шуток про шторки для ванной. Это новый, самостоятельный проект с оригинальной механикой, осваиваешься в которой быстрее, чем понимаешь, что вездесущий голос эксцентричного дядюшки исполняет партию GLaDOS – и на этом сюжетные аналогии с «Портал» благополучно заканчиваются. Сугубо структурные – остаются.
Родовое гнездо дяди самых честных правил, в которое безымянного, юного и, как водится, молчаливого героя сослала не в меру заботливая мать, делится на цепочки комнат с глухими запорами, каждая из которых ведет к могучему генератору. Без их запуска начудивший в ходе эксперимента родственник так и продолжит летать снаружи всех измерений, вслух комментируя происходящее там в (об этом чуть позже) натужной манере инфернальной программы «Камеди Вумен». Безропотный мальчуган вооружается кстати подвернувшимся Устройством Переключения Измерений (IDS – Interdimensional Shift Device) и отправляется на спасение.

Тяжеленные двери открывают проходы в локации, совершенно дикие для простого поместья, но абсолютно нормальные для жилища человека, похожего на Эмметта Брауна. Комнаты с паутиной конвейерных лент. Комнаты с барьерами из смертельно опасных лучей. Комнаты с роботами. Комнаты с роботами и огромными вентиляторами. Комнаты с расщелинами в полу. В конце концов, комнаты без пола вообще – приходится запускать механизмы, комбинировать измерения (активным может быть только одно) и прыгать по зависшим в воздухе сейфам. И вот как это происходит.
Четыре переключаемых на лету измерения игра вводит постепенно. Причем делает это Conundrum с таким расчетом, что головоломки, завязанные на уже имеющихся возможностях IDS, не успевают надоесть. Игрок только привыкает к «облегченной» реальности, а разработчики уже доверяют ему ключи от противоположного мира, где картонная коробка будет весить как молодой кит. Но самое интересное начинается, когда Airtight Games открывают третье слагаемое – slo-mo-измерение, в котором все предметы выглядят так, словно проходят кастинг для фильмов Тимура Бекмамбетова. Игра реагирует моментально и тотчас предлагает совершенно безумные секвенции.

Механическая птичка нажимает кнопку и посылает сигнал к двери. Мы прыгаем в «замедленный» мир и бежим к проходу – в обычной реальности тот захлопнулся бы за считанные секунды. На округлой площадке за дверью ничего, кроме кнопки. Жмем ее и стремглав несемся через всю локацию, чтобы запрыгнуть на вальяжно пролетающий диван (по всему дому расставлены механизмы, которые буквально плюются предметами интерьера). Дальнейшее – лихая акробатика уровня какого-нибудь Prince of Persia с поправкой на то, что совершать точные прыжки с камерой от первого лица в принципе не очень легко.
Примерно в центре огромного зала летящий своим рейсом диван встречается с креслом – куда мы перепрыгиваем, чтобы достать летящую третьим (!) курсом капсулу, которая откроет доступ к «тяжелому» измерению. Механизм запущен, племянник пересаживается на (уже другой) диван и… придает тому десятикратные вес и прочность, заодним возвращая миру вокруг привычный темп времени. Укрепленная софа пролетает сквозь лазерные лучи и, лязгнув на прощание, уходит в оранжевые пучины смертельной жидкости, о происхождении которой умалчивает даже на редкость разговорчивый дядя. Мы же, вовремя покинув обреченный рейс, радостно переходим в другую локацию. Нехитрый, в общем-то, набор действий занял две-три минуты реального времени, но подарил впечатлений на добрый час.

И это здорово характеризует большинство головоломок в игре. Ким и команде удалось нащупать тонкую грань, золотую середину между сложностью головоломок и зрелищностью. Все эти паззлы с измерениями не требуют от игрока интеллекта нобелевского лауреата и в большинстве своем решаются за считанные минуты, но в моменты, когда схема из головы наконец претворяется в жизнь – неважно, сработает она в итоге или нет, – оторваться от Quantum Conundrum невыносимо сложно.
На руку в механической перчатке тут играет визуальное исполнение. Сам по себе дизайн Conundrum напоминает Portal в домашних тапочках – скучноватый, нарочитый аскетизм и выдержанный стиль, место стерильных лабораторий Aperture Science в котором заняли скудно обставленные комнаты причудливого поместья. Но звучит щелчок невидимой кнопки, меняется измерение – а под руку с ним и окружающий мир. Так в «легкой» реальности объекты становятся белыми и почти пушистыми, в «тяжелой» – обретают суровый стальной оттенок. Добрый совет – обращайте внимание на картины в рамках, смена измерений влияет на них больше всего. Взять хотя бы пасторальный пейзаж, который в режиме замедленного времени вдруг оказывается заселен динозаврами.

К большинству полотен прилагается дядюшкин комментарий, и тут Airtight Games спотыкаются в первый и последний раз. Давайте вспомним. Сокрушительный успех Portal обеспечили отнюдь не пространственные головоломки сами по себе – их грамотное сочетание с тортом, юмором и яркими персонажами. Нужно признать – со всем перечисленным у Conundrum явные проблемы. Забудьте о торте и кубе-компаньоне, лучшие из шуток (в том числе внушительная коллекция усов) вызывают разве что усмешку, а три действующих персонажа (один из которых говорит постоянно, другой не говорит вообще, а третий просто милый) даже общими силами не соберут вокруг себя культ уровня GLaDOS.
С другой стороны, когда проскакиваешь череду вращающихся лазеров, когда замедляешь время, чтобы пробежать пропасть по мосту из падающих сейфов, когда предметы разом взлетают вверх, открывая решение головоломки – в такие моменты отсутствие шуток про шторки волнует меньше всего. Глубока ли дебютная игра Airtight Games? Не очень. Харизматична? Отнюдь. Интересна? Безусловно. Не знаем, сколько детей, девушек и прожженных фанатов Battlefield 3 уже привлек к себе Quantum Conundrum, но первый эксперимент Ким «на стороне» явно удался. Так держать.
8.5 Текст: Сергей Колокольников Рецензируемая версия: PC
Quantum Conundrum уже доступна в сетях цифровой дистрибуции для PC, версии для PSN и XBLA появятся 10 и 11 июля соответственно.













