16 июля 2012Игры
Обновлено 31.08.2021

Рецензия на DeathSpank

Если бы в игровой индустрии существовал аналог передачи «Жди меня», то история воссоединения с родней блудного, потерянного и вроде бы давно отмененного третьего эпизода Penny Arcade Adventures, по идее, могла бы стать одной из самых душещипательных. Только представьте: в студии с платочками сидят Тихо Браге и Джон Гэбриел (продолжая при этом сквозь зубы пререкаться друг с другом), рядом с ними выдавливают невидимые слезы мимы, грустно наглаживают авоськи с любимыми фруктами роботы-извращенцы да нервно заламывает щупальца сам Silent One.
Если бы в игровой индустрии существовал аналог передачи «Жди меня», то история воссоединения с родней блудного, потерянного и вроде бы давно отмененного третьего эпизода Penny Arcade Adventures, по идее, могла бы стать одной из самых душещипательных. Только представьте: в студии с платочками сидят Тихо Браге и Джон Гэбриел (продолжая при этом сквозь зубы пререкаться друг с другом), рядом с ними выдавливают невидимые слезы мимы, грустно наглаживают авоськи с любимыми фруктами роботы-извращенцы да нервно заламывает щупальца сам Silent One.

Ведущий, наконец, объявляет: «Но спустя 4 года мы все-таки отыскали его, и сейчас он появится в нашей студии…» Плач усиливается, Тихо нервно сморкается в платок, даже его племянница Анна-Клэр перестает читать книгу «Сплавы. История любви». И тут Гейб, первый заметивший обретенного родственника, удивленно восклицает: «Постойте, разве это наш?»

Действительно, третий эпизод разительно отличается от первых двух. В 2008-ом году авторы мега-популярного сетевого комикса Penny Arcade, в которых Джерри Холкинс и Майк Краулик (и, соответственно, их виртуальные двойники Тихо и Гейб) в основном высмеивают игровую индустрию, решили сделать на его основе собственную видеоигру. Они пригласили к сотрудничеству студию и ее творческого директора Рона Гилберта (а это, на минуточку, один из отцов серии Monkey Island), который в этот момент как раз не знал, куда пристроить свой DeathSpank и его могучий пародийный потенциал. В итоге именно Penny Arcade Adventures за 2 года до выхода Deathspank стала самой смешной игрой в мире.

Рецензия на DeathSpank - фото 1

Два эпизода, вышедшие 4 года назад, получились удивительным и очень вкусным коктейлем. Там авторы мешали туалетный юмор с меткими пародиями на штампы ролевых игр, уморительными диалогами, реально смешными гэгами и отсылками к Лавкрафту. А достаточно серьезно воспроизведенную механику JRPG — с возможностью прямо во время боя вскочить друг другу на плечи и огреть врага граблями или призвать на ратное поле кота, вылизывающего себе яйца. А еще там были пазлы, сбор предметов, диалоговые загадки и мини-игры (куда же без этого Рон Гилберт!), уморительные аркадные комбо-удары, апгрейд предметов, возможность создать собственного героя и симпатичная, мультяшно-карикатурная графика. Так вот, от этого изобилия в Episode Three остались рожки да ножки.

По большому счету, и самого третьего эпизода не должно было быть. Второй продавался не шибко хорошо, и на продолжении в какой-то момент поставили крест, а Рон Гилберт сосредоточился на Deathspank. Потом вроде бы сами игроки настояли и даже предложили студию, которая сможет сделать все в лучшем виде — Zeboyd Games. Та как раз собаку съела на пародийных jRPG (за их плечами недурственная Cthulhu Saves the World и Breath of Death VII). Собственно, та в итоге и сделала из Penny Arcade Adventures: On the Rain-Slick Precipice of Darkness, Episode Three очередную свою пародийную jRPG. Но не нечто большее, чем игра являлась раньше.

Рецензия на DeathSpank - фото 2

Проблема, конечно, не в графике и не в том, что третий эпизод теперь выглядит, как старенькая 8-битная аркада: это как раз сейчас модно, это стилизация, ностальгия и все дела. Проблема в том, что перейдя на движок RPG Maker, игра лишилась пространства для маневров: из нее пришлось выбросить практически всю квестовую часть, аркадные комбо-удары, мини-игры и блоки, которые раньше изрядно взбадривали драки. Остались собственно юмор и сражения, сражения, еще раз сражения.

То есть Тихо и Гейб, владельцы детективного агентства в Новой Аркадии 20-ых годов прошлого века, все также сражаются со злом, шутят, пререкаются друг с другом и весело комментируют происходящее. Но вся игра теперь это сплошная череда однообразных боев в классическом jRPG-стиле, где нужно копить энергию на спецприемы, атаковать, использовать предметы или уходить в глухую защиту. В перерывах можно сбегать в лавку и прикупить новую экипировку.

Рецензия на DeathSpank - фото 3

Нет, тут есть, конечно, действительно удачные сцены (вроде встречи Тихо с бывшей женой), уморительные персонажи (почти в самом начале к нашей партии присоединяется череп в банке, правда, в отличие от Морте, он не любит чесать языком) и смешные враги (периодически нас атакуют роденовские «Мыслители», картины, чайные сервизы и бомжи с плакатами). А еще тут можно выбирать крайне забавные классовые специализации: есть, например, Мазохист, мощная атака которого может нанести урон самому себе, или Dinosorcerer, способный превращаться в Ти-рекса или велоцераптора.

Но когда вам с одной и той же периодичностью постоянно капает на темечко капля одинаковых jRPG-сражений, все окружающее тускнеет и, как поет Копатыч (поймите, у автора есть дети), очень хочется спать. Даже смешные, по сути, враги атакуют теперь совсем не смешно: здесь просто физически не реализовать феерическую анимацию из первых двух эпизодов, где нас били белыми перчатками, ручными собачками, истеричным смехом, невидимыми предметами и прочувственным басом. Призвать на ратное поле пьяный патефон, блюющий на врагов? Забудьте теперь об этом. То есть вместо балагана и пародии на jRPG мы получили как раз предмет пародии, обычную jRPG, снабженную разве что необычными классами.

Рецензия на DeathSpank - фото 4

Конечно, это по большому счету дело вкуса. Все поклонники jRPG явно получат от игры свою дозу удовольствия. Благо, многие драки действительно заставляют попотеть, подбирая разные умения под разных врагов (хотя с уходом на покой активной паузы тактики стало поменьше, здесь даже нет разделения на ближний и дальний бой). Но в этом-то и проблема: теперь перед нами скорее нишевое удовольствие для вполне определенной аудитории, а не то общедоступное комплексное и уморительное представление, каким Penny Arcade Adventures была раньше.

6.5 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Buftlers
Buftlers
Интересно было почитать
Moebius
Moebius
Автор просто не понял, это в как в фильме Inception, пародия на пародию внутри пародии=)
saffewqe
saffewqe
Еще модно называть всё 8-битным.