Рецензия на World of Warcraft
В новом адд-оне Крис Метцен обещал войну и ненависть прямиком из Warcraft II, а на экране показывают пушистых панд - это как если бы Оззи Осборн откусил голову плюшевому зайчику вместо летучей мыши. То есть, игру оказуалили, верно?
Не верно. World of Warcraft: Mists of Pandaria построен так же, как и все предыдущие адд-оны: каждый аспект титанической игры с населением в 9 миллионов человек (а после выхода адд-она ожидается обыкновенный в таких случаях приток новых игроков) тщательно осмотрен, переработан, улучшен и дополнен. Те элементы механизма, что не подводят уже 8 лет, с любовью смазаны и работают как часы. Те, что давно мешали и износились, с каждым патчем регулярно отправляются в утиль. Что еще нужно эскаписту со стажем, как не лучший на рынке рейдовый контент каждые полгода? Что еще нужно домохозяйке с дочерью, как не ферма прямиком из FarmVille и коллекционирование боевых питомцев? Что еще нужно хмурому студенту, как не несколько коротких, но ожесточенных до зубовного скрипа матчей на новой арене?
Сами пандарены - всего лишь очередной взятый в оборот архетип. У нас были индейцы-таурены, ямайцы-тролли, русские-дварфы и кочевники-дренеи, поэтому азиаты-пандарены здесь очень даже к месту. Из азиатской и околоазиатской культуры (больше всего, конечно, из китайской) в Mists of Pandaria подмешано просто умопомрачительное количество самых разных визуальных вещей: архитектура, новые монстры, рисовые поля и заснеженные вершины со строгими монастырями. Думаю, не нужно вам рассказывать, что новый играбельный класс (как для Орды, так и для Альянса) - монах.
Старая система талантов признана нерабочей и полностью заменена. Новая, хоть и кажется тривиальной поначалу, дает еще больше поводов почесать затылок в поисках верной комбинации. “Большие” групповые квесты приняли свою финальную форму: они теперь называются сценариями и проходят в отделенных от основного мира локациях, но, в отличие от подземелий, не требуют от группы обязательных танка и лекаря. У разработчиков уже есть планы на эпические сценарии для 40 игроков! Упомянутая выше система боевых питомцев представляет из себя смесь покемонов и какой-то причудливой коллекционной карточной игры, предлагая мощнейшее “собери-их-всех” - и это отличнейший повод навестить как старые, покрытые остатками былых войн, континенты, так и новый кусок земли на карте Азерота. Система испытаний в подземельях - для тех, кому в компании 10 или 25 человек неуютно, а хардкора хочется. А также миллиард изменений в категории “quality of life” - сбор добычи сразу со всех побитых макак вокруг, кросс-серверные зоны и группы, улучшения пользовательского интерфейса, ачивменты и ездовые животные теперь общие для всех ваших персонажей… И, конечно, множество упрощений игровой механики, которые все больше настаивают на идее “easy to learn, hard to master”. За что и любим.
Именно поэтому все блестящие конкуренты - The Secret World, Star Wars: The Old Republic - сели в липкую лужу собственной некомпетентности и неповоротливости. Освоены сотни миллионов долларов бюджетов, привлечен чуть ли не главный франчайз вселенной, а население крепости Warcraft с гоготом пьет эль и еле успевает выливать кипящее масло на головы вяло тусующихся под стенами размалеванных варваров. Немытые невежды с топорами покричат-покричат, да и остепенятся, перейдя на сторону врага - за элем и весельем. Какие еще нужны доказательства того, что лобовой атаки этот бастион не боится? Ну, разве что, релиз The Elder Scrolls Online
Опять же, социальные связи в World of Warcraft куда сложнее других MMORPG (если не считать Eve Online, в которой кроме этих связей ничего и нет). Найдя правильную, взрослую и сплоченную гильдию, игрок вряд ли ее вообще покинет, а возвращение в стремительно развивающуюся игру даже после пары лет отсутствия не вызовет ни капли страха. Нигде вы не найдете столько закулисных локальных интриг и громких всемирных скандалов. Ответ на вопрос “Почему?” лежит на поверхности: не один вечер проведен в яростных сражениях бок о бок, в таких условиях очень просто завести друзей и нажить врагов (в игровом понимании, конечно же). Поэтому Battle.Net, объединивший недавно World of Warcraft, Diablo 3 и StarCraft 2: Wings of Liberty, при всех своих недостатках - лучшая система коммуникаций между игроками в одной вселенной.
Рассказывать о Mists of Pandaria еще подробнее было бы преступлением. Нужно самому отправляться на юг, к целому континенту неизведанных возможностей. Люди по-прежнему не придумали лучшей бесконечной сказки, чем World of Warcraft. Ни у кого в игровой индустрии нет такой обширной экосистемы, позволяющей посвящать игре хоть весь день, хоть полчаса перед сном. Мало что сравнится с ощущунием, когда под натиском 25 человек (и группы поддержки в voice-чате) впервые на сервере (а то и в мире) падает на землю очередной босс, на бой с которым вы ходили в последнее время как на работу, и которого вроде бы уже отчаялись победить. Главное, чтобы кроме этой самой работы была еще и реальная - надо ведь как-то оплачивать интернет, электроэнергию и подписку, верно?
9.0 Текст: Николай Лапко Рецензируемая версия: PC
Мнение
У Mists of Pandaria есть одна проблема – безыдейность. Разрабатывая предыдущие дополнения, сотрудники Blizzard старались прыгнуть выше головы и, что удивительно, три раза им это удавалось. World of Warcraft: The Burning Crusade стало настоящей революцией MMO (полеты, арены, интересные и сложные рейды). Во World of Warcraft: Wrath of the Lich King студия взяла курс на упрощение и сделала игру более дружелюбной к казуалам (поиск группы, фазирование и разнообразнейшие задания), но не забыла и про хардкорщиков (достижения, новый класс). World of Warcraft: Cataclysm ознаменовал новую эру – полностью переделав Азерот, Blizzard умудрилась вернуть (хотя бы временно) старых игроков и привлечь кучу новых, ведь старые зоны и задания устарели морально и технически. Mists of Pandaria же – топтание на месте. Да, контент сделан качественно, но новый аддон не предлагает ничего кардинально нового. Подсмотренные у Lord of the Rings Online сценарии, позаимствованная у Diablo 3 система умений, скоростное прохождение подземелий и «петушиные бои» не тянут на почти два года разработки, а новый класс получился откровенно скучным (монах – такой себе гибрид разбойника и паладина). Если в следующем аддоне Blizzard не возьмется за ум, MoP станет началом конца, и о текущих 9 миллионах подписчиков Бобби Котик будет вспоминать с такой же грустью, как и об 11 миллионах – несколько лет назад.