Рецензия на Botanicula
Скажем сразу: после «Саморостов» и Machinarium Дворски со своими друзьями (собственно, идея игры принадлежит художнику Яру Плачи) сотворили очередной шедевр визуального искусства. Поэтому знакомить с ним девушек строго рекомендуется: их отношение к видеоиграм может измениться драматически. Начав Botanicula, они гарантированно просидят за ней до финальных титров, и за это время вы увидите, как они будут улыбаться, умиляться и даже смахивать слезы.
Botanicula, как и все игры Amanita Design, чем-то напоминает гениальные советские мультфильмы, особенно норштейновского «Ежика в тумане», где маленькие, но храбрые герои бросают вызов, казалось бы, непреодолимым для них обстоятельствам и совершают какое-нибудь экзистенциальное путешествие, полное опасных и забавных ситуаций, удивительных существ, сюрреализма, грусти и юмора. Только в Botanicula они путешествует не по туманному лесу, городу роботов или странной планете, а по огромной липе, которой грозит гибель из-за нашествия пауков-паразитов. Пятеро смелых – Мисс Гриб, Мистер Желудь, Мистер Клубень, Мистер Прутик и Мистер Перо – спасают последнее семя дерева и несут его от верхушки к корням. На пути они встречают разнообразные препятствия, всячески помогают окружающим, чтобы те помогли им, решают загадки и избегают врагов-пауков.
По механике Botanicula представляет собой нечто среднее между «Саморостом» и Machinarium. С одной стороны, тут все тот же фирменный животворящий курсор, по мановению которого приходят в движение и оживают все эти листики-тычинки, гусеницы, жуки-букашечки и прочие местные обитатели. С другой, Botanicula объемнее «Самороста», здесь больше разнообразных загадок, есть инвентарь и мини-игры (включая волейбол с мисс Гриб в главной роли и местную вариацию Арканоида).
Фирменная черта Botanicula – уникальные способности героев. Ключ, упавший на дно пчелиного улья, вытащить сможет только мистер Прутик. Клубень умеет освещать темные места как фонарь, а сильный мистер Желудь готов буквально выбить нужный предмет из несговорчивой букашки. Впрочем, на деле загадки и сами ситуации куда интереснее, разнообразнее и безумнее, чем это может показаться. Так, однажды нужно в правильной последовательности наводить курсор на очередных букашек, чтобы все они завыли что-то свое, широко раскрыв глаза и рты. И тогда прилетит их большой босс, откроет рот, и наши герои с радостным визгом сиганут в него.
Ломать голову приходится редко, но неизменно вы будете улыбаться: выглядит этот театр абсурда трогательно, уморительно и смешно (игра уже взяла престижную награду IGF 2012 в номинации «аудио дизайн» - Прим. ред.). Здесь можно встретить местного джина и выполнить заветное желание каждого героя – послушать концерт, покататься на карусели и даже слетать на Луну. Здесь комар может напиться хлороформом из листика, икать и проливать его на слизня, чтобы тот «заправился» и запыхтел как пароход. А однажды на пути встретятся поганки, после чего экран раскрасится в фиолетовые тона и появится второй курсор, который помимо нашей воли заставит героев истерично бегать с ветки на ветку.
Botanicula окончательно убеждает, что сегодня Amanita Design – это наш коллективный Юрий Нортшейн, Борис Виан и Велемир Хлебников в одном лице. Чехи придумали свой изящный выверенный до мелочей стиль, свой язык (послушайте, как тараторят окружающие в игре!), свою космологию и свой фирменный геймплей. При этом на языке сюрреализма и абсурда они умудряются говорить о понятных, грустных, трогательных и забавных вещах, о стремлении к звездам, о мечтах, о необходимости делать добро, помогать другим, ничего не боятся. И о том, что все мы остаемся детьми. Потому что только дети, какого бы они не были возраста, могли все это придумать, нарисовать и так смешно прожужжать в микрофон, озвучивая полет какого-нибудь шмеля.
9.0 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC