Рецензия на Transistor

Начало без лишних предисловий, пара коротких кадров, которые приобретут смысл в самом конце. И вот уже голос, принадлежащий зеленому мечу в человеческий рост, зовет неразговорчивую главную героиню, Ред, вперед. Появляющийся спустя пару метров первый монстр, — тренировочная груша для отработки пары выданных приемов, которая, к тому же, подсказывает, что вам нужно собирать остающиеся после врагов «клетки», чтобы из них не вылупился новый неприятель. Находящаяся буквально в соседнем помещении троица близнецов первого оппонента выполняет задачу поважнее: представление тактического режима. Поставленный на паузу мир превращается в минималистичную рассвеченную неоновым огнями черную пустоту, на которой расставлены противники и разрушаемые стены.
Распланированная последовательность действий по сравнению с попытками увернуться от многочисленных атак в реальном времени выглядит как хирургический инструмент на фоне топора. Цепочка атак и перемещений при этом не такая уж и большая, а сразу по ее окончании включается таймер, до истечения которого нельзя не только снова включить режим, но и применять обычные способности. Одним этим штрихом Transistor не дает превратиться схваткам в монотонную сечу с волшебной кнопкой решения всех проблем. Точечные налеты с последующим укрытием все зоны опасности получается проводить не всегда. Попытки одолеть врагов, полагаясь исключительно на сноровку, тоже не назовешь универсальным подходом.
И пока я разбираюсь с тем, как сочетать оба эти метода, Transistor продолжает вываливать свои сюрпризы. Рассказчик в этот раз — непосредственный участник событий, знающий ответ на вопрос «Что, черт возьми, здесь случилось?», но больше озабоченный настоящим, чем прошлым. Обратная композиция — повод внимательнее вчитываться в подсказки, вслушиваться в монологи меча, всматриваться в роскошно нарисованные декорации. Процесс исследования мира игра переплетает с игровым процессом легко и просто: «функциями». Так тут называются различные виды умений, каждое из которых содержит в себе фрагменты истории одного из персонажей. Для того чтобы раскрыть все три части записи, нужно применить способность в бою каждым из способов. Кроме возможности назначить активное действие на одну из четырех кнопок, разработчики предлагают изменять одни «функции» другими или назначать их пассивными модификаторами. В десятках получающихся сочетаний «обычные» удары — в меньшинстве. Меч в руках у героини в соответствии с киберпанковским антуражем служит скорее преобразователем пространства согласно заложенным в него программам, чем холодным оружием. Различные виды дистанционных атак, мины, вызов помощников — вариантов много, и все они требуют использования различной тактики.
В деле реконструкции предыстории задействованы и более привычные киоски-терминалы с новостями, опросами жителей Клаудбэнка и посланиями. Но и тут Transistor находит, где соригинальничать. Вместо того, чтобы быть пассивным читателем, Ред выступает и в роли комментатора, как и положено порядочному обитателю города победивших цифровых технологий. Героине, как и ее спутнику, есть что сказать; память она не потеряла, только голос. О том, как это случилось, станет известно довольно скоро после начала. Каким образом это связано с происходящим — один из самых важных вопросов сценария, связанный со всеми остальными. Почему монстры называются «Процесс»? Что их привело сюда? В конце концов, что такое «Транзистор»?
Ключи в итоге всплывут не ко всем загадкам, но это — не скрытность ненадежного рассказчика из Bastion; просто у героев нет нужды рассказывать друг другу то, что и так им известно. Стороннему наблюдателю остается только домысливать пропущенное, но в этом нет ощущения непродуманности. Сюжет очищен от подробностей ровно до той степени, когда все самые важные детали известны.
Не раскрывая всех своих тайн, Transistor при этом с удовольствием уделяет время декоративным вещам. Можно, например, почеканить мячик. Отдельная кнопка отвечает за то, чтобы Ред начала напевать себе под нос мелодию, которая меняется в зависимости от фоновой музыки. Звуку в игре вообще отведено немалое внимание. Этому есть важное обоснование в истории: Ред — певица, чьи песни были весьма популярны в Клаудбэнке, слабо напоминающем типичный киберпанковский мегаполис. Этот город до случившейся катастрофы скорее напоминал футуристическую утопию, где торжествовали искусство и наука. Здесь были не только грязные подворотни и огни неоновых вывесок, но и вполне пригодные для жизни нормальных людей пространства. Отдавая должное компьютерной культуре деталями вроде парных скобок в конце названий приемов, Supergiant Games используют множество источников вдохновения, создавая в итоге ни на что не похожую вселенную.
Сохранив все достоинства первой игры разработчиков, Transistor добавляет к ним неожиданно глубокий игровой процесс и более личную, убедительную историю. Отличные песни, отличные пейзажи, прекрасное приключение. Как выяснилось, Bastion был просто разминкой.
Текст: Вадим Михнов

