Рецензия на The Night of the Rabbit

За ежевикой Джереми идет в лес, где под действием кроличьей магии обнаруживается гигантская жаба; мгновением позже – портал в другой мир. А когда большие деревья с глубокими корнями окажутся едва ли не центром Вселенной, станет ясно, что с пирогом придется повременить. Да, перед нами сказка, по всем приметам: Джереми носит нелепый цилиндр и штаны на подтяжках, его окружают говорящие зверушки, а местность зовется Мышелесьем, и ее терроризируют вороны. Небезызвестную Алису в волшебный мир тоже провел кролик, но если кэрроловский ушастик был нервным и суетливым, то Маркиз де Хото держит себя спокойно, уверенно, а иногда и чуть торжественно (тогда его уши начинают развеваться, будто флаги на ветру). Все это вызывает улыбку, пока не выяснится: у фактурного кролика что-то свое на уме.
The Night of the Rabbit – детище Маттиаса Кемпке, чей талант Daedalic Entertainment отыскала в мутных инди-водах. Кемпке не скрывает, что в создании игры ориентировался на золотой фонд адвенчур 90-х от Lucas Arts. В частности, ему хотелось сделать круговое меню как в The Curse of Monkey Island, но в итоге Кемпке остановился на упрощенном однокликовом управлении, посчитав, что чем проще, тем лучше для молодых игроков. Хорошо, что такое решение не повлияло на функциональность: у нас есть удобный инвентарь, предметы легко комбинировать друг с другом, и их никогда не бывает слишком много. Облегчение интерфейса действительно пошло The Night of the Rabbit на пользу – с ним справится любой ребенок, и такое чувство, что именно на эту возрастную группу нацелены разработчики.
Инфантильность The Night of the Rabbit – одновременно и достоинство и недостаток проекта Daedalic.
12-летний разговорчивый мальчик с волшебными тараканами в голове – не лучшая компания для кого угодно, особенно если учесть длительность игры. И дело даже не в том, что большая часть комментариев Джереми веселит только его одного – из мальчика так и не получается интересного персонажа, несмотря на магию, борьбу со злом и прочие испытания, что выпадут на его долю. Голос Бена из Full Throttle я буду помнить, даже когда мне уши забьют глиной, а вот Джереми так и останется ничем не примечательным юнцом в чужом цилиндре (он принадлежит господину Зароффу, главному злодею игры). С другой стороны, у The Night of the Rabbit ностальгическая картинка потрясающего качества – так выглядит «Вино из одуванчиков» Брэдбери в наших самых ярких снах; так должны были бы выглядеть квесты Lucas Arts, появись они сегодня. Визуальному очарованию игры невозможно сопротивляться, так что особо ностальгирующие за золотым квестовым веком игроки рискуют по-хорошему впасть в детство.
The Night of the Rabbit – классическая point-and-click адвенчура, с усеченным пиксель-хантингом и любопытными задачками, часть которых так с наскока и не решить. На помощь застрявшему игроку можно призвать Маркиза де Хото, но кролик – большой любитель общих фраз, так что его подсказки бесполезны. Зато у Джереми есть волшебная монета, сквозь которую можно смотреть на мир в поиске активных зон – теперь ни один важный предмет не ускользнет от вашего внимания. При таком раскладе пиксель-хантинг оказался вынесен авторами на обочину: по всему игровому миру разбросаны капли росы и лишь самые внимательные соберут их все, ведь капли не подсвечиваются волшебной монетой. Наградой охотников за росой будет дополнительная локация. Кроме того, любители скрытых бонусов обнаружат в The Night of the Rabbit восемь аудио-рассказов, которые стоит послушать на досуге, и кое-что еще (зачем раскрывать все карты?). Джереми побывает на Северном полюсе и в Японии, поохотится на волшебную лису, лепрекона, и научится магии. Интересная деталь: мальчик овладеет способностью менять время суток по своему желанию. Зачем? Ночью все по-другому: и музыка, и звуки вокруг, и персонажи занимаются чем-то новым, так что если не удалось раскусить пазл при свете дня – попробуйте ночью. Музыка, к слову, здесь тоже волшебная.
Новая игра Daedalic – штучной выделки продукт, что не затерялся бы и в золотые для квестов деньки, а сегодня кажется почти чудом. Жаль, это не шедевр на все времена, но The Night of the Rabbit способен понравиться всем любителям жанра без исключения. А от симпатии до любви – всего пара кроличьих шагов.
Текст: Иван Кислый
Daedalic Entertainment справедливо считают спасительницей жанра классических рисованных квестов: за прошедшую пятилетку компания перевыполнила план по выпуску качественных адвенчур, а две части Deponia оказались настолько близки к шедеврам классики, что заключительную часть трилогии – Goodbye Deponia– мы все ждем, затаив дыхание. Тем приятнее, что немецкая студия не боится работать над несколькими проектами одновременно. The Night of the Rabbit – авторская игра Маттиаса Кемпке, на счету которого уже два квеста, созданных практически в одиночку.
На сей раз результат инди-проектом точно не назовешь: задники прекрасно нарисованы и анимированы, диалоги полностью (и здорово!) озвучены*, музыка и звуковые эффекты с головой погружают в мир, а отсутствие ошибок положительно сказывается на нервных клетках. Этого не скажешь о загадках: герр Кемпке неспроста называет серию Monkey Island одной из своих любимых, ведь выходы из некоторых ситуаций ужасно нетривиальны. В наличии логики автору не откажешь, но понимаешь ее, лишь решив проблему методом перебора или заглянув в прохождение. Усложняется все тем, что практически все действие игры происходит в одной большой локации, и сразу же сталкиваешься с кучей предметов и объектов, которые получится использовать лишь позже. Неудивительно, ведь A Stitch in Time – предыдущий проект Маттиаса – похож на столь любимую им The Curse of Monkey Island и идейно, и графически.
The Night of the Rabbit тоже навевает воспоминания о классике, но дружелюбнее к игроку.
Здесь есть уже привычная для современных адвенчур подсветка активных точек и предметов по нажатию кнопки (на сей раз эта возможность органично вписана в сюжет), которая здорово облегчает поиск нужных вещей. Однако дополнительные секреты приходится искать самостоятельно: по экранам раскиданы капли росы и наклейки, сбор которых раскрывает новые подробности о мире. Мышелесье, придуманное братом Маттиаса Себастьяном, – населенная мышами, кротами, белками и ежами страна, расположенная в самом обычном лесу в самой обычной параллельной реальности. И самый обычный мальчик попадает туда, следуя за белым кроликом…
За два дня до начала нового учебного года двенадцатилетний Джерри Фундук, давно мечтавший стать волшебником, получает загадочное письмо. Совершив описанный в нем ритуал, мальчик встречает мага Маркиза де Хото – ученого белого кролика, который предлагает взять Джерри к себе в ученики. Вуаля – и парочка переносится сквозь дерево-портал в Мышелесье, где нас ждут великие дела.
Увы, харизма героя несоразмерна с тем, что ему предстоит совершить. Вечно печальный Седвик из «Ускользающего мира» поражал своим пессимизмом, а Фундук-младший запоминает лишь вечным (ну, почти) оптимизмом. Джерри далеко до Руфуса, Гайбраша, Мэнни или Бена – настоящим героем в The Night of the Rabbit является мир, а разворачивающийся на его фоне сюжет лишь подчеркивает невыразительность протагониста. Да и повествование разгоняется ближе к середине игры – начало несколько затянуто и не слишком увлекает, хотя в целом рассказ удался.
Сама история обладает всеми достоинствами хорошего художественного произведения и подходит для всех возрастов.
Маленькие дети увидят тут сказку со счастливым концом, подростки – захватывающее приключение, а взрослые – трогательную драму. При этом The Night of the Rabbit не стесняется шутить и отвешивать поклоны в сторону других игр – вас наверняка развеселит итальянский усатый водопроводчик и порадуют отсылки к другим проектам Daedalic и классике вроде – жаль, некоторые из них легко пропустить.
Но это только повод вернуться в этот чудесный мир: снова посидеть в уютном кафе Ании, поболтать с ворчливыми древесными гномами, послушать лесное радио с кротом-ведущим, сразиться с местными жителями в квартеты – опциональную карточную игру. В Мышелесье все кажется правдоподобным и к месту – а это высшая похвала для его создателя. Хотя в плане сюжета и загадок игра не допрыгнула до заданной Deponia планки, The Night of the Rabbit не уступает лучшим представителям современных адвенчур и лет через десять-двадцать вполне может претендовать на звание классики. Главное – не опоздать и вовремя пуститься вдогонку за белым кроликом.
- Озвучение доступно только на английском и немецком. Русская локализация ограничилась субтитрами, но перевод достаточно хорош.
Текст: Денис Кублицкий

