Рецензия на The Elder Scrolls 5: Skyrim
У Bethesda Softworks получилось создать самый убедительный, проработанный и «близкий» людям сеттинг за всю историю серии The Elder Scrolls. Дело тут сразу во всем — в графике, в лоре, в арт-дизайне, шикарно перерабатывающем скандинавские мотивы. При этом Скайрим еще и таким количеством контента наполнили, что можно спокойно говорить о сотнях часов геймплея.
Здесь есть все, что только может прийти в голову поклоннику ролевых игр, и каждый решает за себя, как прочитать эту сказку.
Сначала, правда, придется определиться с полом, расой и внешностью персонажа — все, как мы привыкли и в TES, и в других ролевых играх. Дальше, наверное, тюрьма? Так ведь традиционно начинаются TES-игры. Ну, почти. Вашего героя везут на казнь вместе с какими-то мятежными голодранцами, но в списках его имени почему-то не оказывается. Хм, что же делать: разбираться с ошибкой? Долго… Лучше просто казнить вместе со всеми — без суда и следствия! Благо (не для жителей города, но для нас) недоразумение прерывает огромный огнедышащий дракон: паника, разрушенные дома, клубы дыма и долгожданная свобода.
С этого момента можно присоединиться к повстанцам, начать отстаивать региональные интересы Империи, пойти спасать Тамриэль от древней угрозы или навсегда забыть про основную сюжетную линию и отправиться исследовать мир.
И какой мир! Skyrim, без вопросов, самая красивая ролевая игра на сегодняшний день.
Новый движок Creation Engine умудряется выдавать такие душераздирающие пейзажи, что порой даже не веришь, что все это прекрасно работает на железе шестилетней давности. Исправлено и много ошибок — люди стали похожи на людей (вспомните, какой с этим был ад в Oblivion), а подземелья избавились от печати копи-паста. Да и вообще сложно описать словами все, что происходит в Skyrim с чисто эстетической точки зрения. Березки, сугробы, морозные реки и буран! В неистовой горной реке можно ловить рыбу, пока на другом берегу тем же самым занят медведь! Охотиться на лосей и волков, шить из шкур одежду и питаться исключительно подножным кормом. Есть даже чудесная возможность обожраться грибами и валяться плашмя в чистом поле — разумеется, исключительно в научных целях!
При этом с точки зрения механики изменений не так много, хотя все они довольно серьезные. Оружие и заклинания теперь можно назначать на обе руки и тасовать в любой удобной последовательности. Из очевидно удобных комбинаций — будучи магом стрелять огнем и электричеством одновременно. Или взять в каждую руку по огромному орочьему ятагану. Из более экстравагантных методов — меч в одной руке и заклинание в другой.
Бои стали свободнее, а вместе с тем зрелищнее и динамичнее. Но если вы поборник мечей, топоров и щитов, то больших различий с Oblivion не заметите — все та же простецкая система «удар блок». Да и стелс-система все-такая же кривая и чересчур условная: мерзкая надпись «Вас заметили» может появиться даже если в радиусе сотни метров вообще никого нет.
Так что я советую смотреть в сторону магии и луков — превращайте игру в средневековый шутер и она станет куда приятнее!
Ролевая система в своей основе осталась верной своим корням (вы по-прежнему прокачиваете навыки по мере их использования), но получила апгрейд в виде перков. Вы не просто растите условные параметры вроде «Одноручного оружия» или «Скрытности» — вы еще и покупаете конкретные навыки с каждым новым уровнем. То есть за один уровень можно увеличить повреждения от двуручных мечей, стать менее восприимчивым к паучьему яду или, чем черт не шутит, вложиться в навык торговли и распродать награбленное добро по баснословным ценам.
Удачный гибрид традиционной RPG-системы и классики, знакомой еще со времен Morrowind.
Вообще Skyrim — это постоянный выбор, игра никак не ограничивает свободу, все подземелья, все города, все локации открыты сразу же и останутся такими до конца игры. Она очень часто играет сам в себя: драконы случайным образом нападают на города, огромные мамонты и лесные гиганты защищают свои владения, а горожане довольно убедительно изображают жизнь.
Построить вокруг «живого» мира интересную историю помогает система Radiant Quest. Если вас занесет в какую-нибудь сюжетно важную пещеру, в которой вы «случайно» обнаружите прописанный в сценарии артефакт, игра адекватно на это отреагирует и слегка скорректирует сюжетную линию. Более того, специальные механизмы генерируют свои собственные истории! Это в дополнение к миллиону активностей, прописанных разработчиками.
Во многом The Elder Scrolls V: Skyrim недалеко ушла от своих предшественниц и их канонов, но это определенно лучшая RPG с открытым миром со времен Fallout 3. Гигантская, глубокая, с невероятно тонко проработанной вселенной и до слез красивым миром. Ну, и традиционно моды с годами сделают ее еще лучше.
А еще она чем-то неуловимо напоминает Morrowind — в Skyrim, несмотря на суровый климат и неприветливых местных жителей, хочется отправиться прямо сейчас. Возьмите на работе отпуск, дождитесь зимних каникул в школе и университете, отложите в сторону все остальные релизы осени — но ни в коем случае не пропустите эту игру.