Рецензия на Sniper Elite V2
Кроме того, лучшие снайперы очень часто действовали вместе с напарником, который помогал определять цели и прикрывал коллегу. Именно благодаря «споттеру» Василий Зайцев выиграл легендарную сталинградскую дуэль у главы цоссенской школы снайперов Гейнца Торвальда по кличке «Кениг». Напарник Зайцева Николай Куликов поднял на дуле автомата свою каску, немец выстрелил, Николай от неожиданности вскрикнул, его голова на мгновение показалась из укрытия, и тут же немец выглянул из-под железного листа, чтобы разглядеть «убитого» им Зайцева: а Василий в этот момент одним выстрелом раскроил фрицу лоб. Причем «Кенига» Зайцев и Кулаков выслеживали несколько дней, потом еще полдня ждали, когда они окажутся в тени, а на укрытие немца, наоборот, упадет солнечный свет.
Конечно, в Sniper Elite V2 ничего этого нет. И если отсутствие мокрых штанов и суточных приготовлений к одному выстрелу мы, конечно, можем понять, то почему в игре не реализовано влияние солнца и вообще времени суток на условия и точность работы снайпера, остается вопросом. Снайперский прицел тут максимально простой, никаких поправок и подкручиваний на нем делать не нужно. Нет и всяких хитрых уловок вроде поднятой на дуле автомата каски: просто потому, что здесь нет настоящих реалистичных снайперских дуэлей, а вражеских стрелков легко обнаружить по удобно подсвеченному полету пули.
И вообще одиночная кампания частенько напоминает обычный линейный шутер с укрытиями: с той лишь разницей, что здесь расстреливать врагов можно из снайперской винтовки. Благо помимо чисто снайперских миссий, где нужно добраться до высокой точки, убить цель и уйти, здесь появились откровенные экшен-задания, которые выглядят дико в такой игре. Например, штурм секретного ракетного завода: с массовым расстрелом врагов (никто из них, конечно, не догадается обойти снайпера с тыла) и побегом из рушащегося здания под тиканье таймера.
Формально, конечно, можно использовать стелс, красться мимо часовых, тихо снимать их выстрелом в голову из пистолета с глушителем, отвлекать врагов броском камня, минировать трупы или перетаскивать их в более укромное место. А добравшись до места, сделать оттуда пару точных выстрелов и потом сбежать - можно обкладывать проходы к нему фугасами, динамитом и растяжками, чтобы обезопасить тылы. Проблема в том, что на протяжении большей части одиночной кампании все это вам не понадобится. Стелс был реально востребован в первой части, вышедшей в 2005 году, а здесь куда проще и быстрее достать снайперку и перестрелять всех врагов. Благо особым интеллектом они не блещут: спокойно открываются и перебегают улицу под снайперским огнем и не спешат заходить вам в тыл. По сравнению с первой частью, игра стала еще и более линейной: возможность добраться до цели разными обходными путями есть лишь в паре миссий. А вот система повреждений как была, так и осталась кривой. Когда вы точно разите врага в левый глаз и вам сообщают, что это было смертельное ранение, то это понятно и даже приятно. Но когда фашист мгновенно погибает от точного выстрела в локоть или в щиколотку (тоже, по мнению игры, смертельное ранение), тут уже хочется спросить авторов, что же за пули использует наш герой?
Из-за этого смазываются впечатления и от того, как в Sniper Elite V2 реализована баллистика пули. То есть на самом-то деле она реализована неплохо. Есть зависимость и от ветра (правда, понять, куда он дует, невозможно), и от расстояния, и от того, какую винтовку вы берете с собой на миссию: там, где, например, начальная скорость пули ниже, нужно делать больше поправок на тот же ветер и расстояние. Но на деле это в какой-нибудь Battlefield: Bad Company 2 нужно было четко выцеливать и выставлять прицел так, чтобы точно попасть в макушку врага. А тут в большинстве ситуаций достаточно просто стрелять чуть выше головы противника: ведь, куда бы ни прилетела пуля, хоть в щеку, хоть в пятку, он все равно погибнет в муках.
Нет, можно, конечно, стараться действовать тихо и поражать всех точным выстрелом именно в голову, а не в плечо, зарабатывая больше очков за миссию, но все это уже из разряда «развлекай себя сам!». Однако не спешите их хоронить. Несмотря на все вышесказанное, получить от игры удовольствие можно. Когда вы точным выстрелом подрываете бензобак разворачивающегося танка, за пару секунд успеваете предотвратить казнь важного ученого, а потом прикрываете его отступление, когда убиваете выстрелом в правый глаз Мюллера и даже самого Адольфа Гитлера и видите в замедленном рапиде, как пуля ломает вдребезги его череп или как она проходит сквозь ребра и печень врага — в такие моменты этой игре можно простить многое. Пусть даже подрыв танка от выстрела в крышку бензобака — это ложь и попса.
Более того, ближе к финалу удовольствие вы будете получать не только от смакования замедленного полета пули и последующего смертельного рентгена органов брюшной полости врага, но и от того, как сложно тут, порой, выжить. Появляются действительно интересные, хардкорные миссии, да и враги словно просыпаются и начинают заходить в тыл, подрываясь на ваших растяжках и фугасах. Случается это эпизодически, и тем не менее… Если же после одиночной кампании вы загляните в кооператив и мультиплеер, то отношение к Sniper Elite V2 может уже серьезно изменится. В кооперативе, например, вы работаете с напарником. Это вам, конечно, не Зайцев с Куликовым. Все сводится к тому, что один бегает внизу и помечает цели через бинокль, второй где-то с верхних этажей их снимает. Но играть в таком режиме все равно достаточно интересно. К тому же иногда здесь даже можно маскировать выстрелы под шум взрывов. А в мультиплеере обнаруживаются почти настоящие снайперские дуэли. Без выставленных касок и чучел, конечно, но все равно непростые и увлекательные: игроки ищут выгодные точки и подолгу выслеживают друг друга, стараясь меньше шевелиться и не выдавать себя.
К снайперам всегда и везде двоякое отношение. Их любили, уважали и ненавидели практически одновременно. Причем как свои, так и враги. Точно такой же дуализм рождается и в отношении Sniper Elite V2. Иногда эту игру презираешь и хочешь забросать ее гнилыми помидорами, а иногда она увлекает с головой и дарит крайне приятные ощущения. Особенно, когда вы убиваете одним выстрелом двух фашистов, перебегающих улицу.
6.5 Текст: Кирилл Волошин Рецензируемая версия: PC