Shenmue 3 — неоднозначное продолжение культовой серии Ю Судзуки
Когда деревья были большими, а SEGA — дерзкой и талантливой компанией, которая боролась на равных, а то и обходила своих прямых конкурентов, серия Shenmue считалась флагманом ее, как потом оказалось, последней приставки — Dreamcast. Первая же часть Shenmue была самой высокобюджетной игрой в истории на момент выхода и еще много лет спустя (она стоила 47 миллионов долларов), а также детищем самого крутого тогдашнего «сеговского» геймдизайнера Ю Судзуки. Именно он до этого подарил миру революционные OutRun, Hang-On и Virtua Fighter.
Хардкорные игроки и пресса были в восторге. Полностью трехмерный практически открытый мир — тогда ведь даже GTA 3 еще не было. Невероятная проработка внешности персонажей, к которой западный геймдев подобрался лишь годы спустя, ближе к выходу Half-Life 2. Возможность если не зайти, то хотя бы постучаться в дверь любого дома, а также обыскать интерьер, заглянув в каждый ящик. Шанс поговорить с любым NPC с полностью озвученными диалогами, причем фразы в диалогах менялись в зависимости от сюжета. Возможность «жить обычной жизнью»: ходить на работу, кормить кота, тренироваться приемам единоборств в спортзале, покупать и коллекционировать гасяпоны (капсулы с игрушками), ходить в зал с аркадными автоматами и делать много чего еще.
И на фоне всего этого — чарующая атмосфера небольшого портового городка Японии 80-х (даже меняющаяся день ото дня погода была основана на реальной) и интригующий сюжет, завязанный на восточных единоборствах, мести и разборках с бандитами.
И геймплей был неплох. Необычная смесь жанров (драки, приключение и так далее), которую Ю Судзуки называл как F.R.E.E. (Full Reactive Eyes Entertainment). И хотя это была по большей части лишь маркетинговая придумка сродни «капкомовскому» survival horror, долю славы это игре также обеспечило. Как и термин QTE (Quick Time Events), обозначающий механику для кинематографических моментов с быстрым нажатием кнопок.
К сожалению, Shenmue не окупилась, несмотря на всю свою крышесносящую революционность. И тому есть целый комплекс причин: общая необычность, непривычный сеттинг и тематика боевых искусств, слабый пиар. И тот факт, что владельцев «Дримкаста» было мало — ведь тогда SEGA боролась за внимание игроков с PlayStation и Nintendo. Не стоит забывать и о специфическом японском менеджменте, когда авторитет начальника был незыблем — возможно, это было причиной перерасходов.
Вторая часть вышла уже под закат платформы, и хотя сохранила качество и расширила масштаб, перенеся действие вместе с главным героем в Гонконг, общей картины (не)успешности она не поменяла.
С тех пор много воды утекло. Президент «той самой» SEGA умер, Ю Судзуки и многие другие звезды покинули компанию, сама она перестала делать приставки и еще спустя пару лет обанкротилась, будучи потом выкупленной фирмой Sammy, специализирующейся на азартном бизнесе. Оставшихся разработчиков бросили на серию Yakuza, которая хоть и использовала наработки Shenmue, была совершенно другой игрой, клоунадой про бандитов.
Тем не менее Shenmue повлияла на индустрию и сохранила небольшую, но крепкую фанбазу. Благодаря ей и кампании на Kickstarter анонс 2015-го стал возможным, хотя до этого казался несбыточной мечтой. Ю Судзуки собрал небольшую команду YS Net из старых разработчиков и новых энтузиастов, вооружился движком Unreal Engine 4 — и понеслось. Вопрос с правами был решен: Sega-Sammy дала возможность делать новые части, сохранив за собой права на старые — похоже на историю с продолжением Dreamfall: The Longest Journey от Рагнара Торнквиста. Сомнения по поводу третьей игры, впрочем, оставались, ведь это была по сути инди-разработка, а не флагман большого издателя, как раньше. Окончательно с Shenmue 3 все стало понятно только сейчас, после релиза.
Восприятие Shenmue 3 сильно зависит от того, знакомы ли вы с прошлыми частями или нет. И хотя вообще все в этом мире субъективно (за исключением точных наук и инженерии), я постараюсь по возможности выразить обе точки зрения. Конечно, создатели немного позаботились и о новых игроках, сделав в начальном меню возможность посмотреть видео с кратким пересказом сюжета прошлых частей. Но как вы уже поняли из вышеописанного, это лишь малая толика опыта, который можно получить в предыдущих играх.
В Shenmue 3 сюжет продолжается ровно там, где оборвалась вторая часть: главный герой Рё добрался до затерянной в горах глухой китайской деревушки, где загадочная девушка Шенхуа встретила его и приютила в своем доме. Она просит отыскать своего похищенного отца, мастера работы по камню, из которого изготавливаются особые нефритовые зеркала. В этом заинтересован и сам Рё, ведь подобное зеркало послужило причиной убийства его отца — это и стало завязкой сюжета всей серии, общая канва которого сводится к попыткам героя отомстить убийце.
Игрок оказывается в этой самой деревне, и тут его накрывает масса противоречивых эмоций — причем накрывает и знатоков серии, и новичков. У первых — возгласы вроде «О! Спустя N-дцать лет я снова в Shenmue» или «Здесь все как прежде!», у вторых — вопросы. Но вскоре и те, и другие начинают вглядываться в детали.
Маленькая утопающая в зелени деревушка какая-то уж чересчур умиротворенная. К тому же провинциальный Китай 80-х здесь изображен чуть ли не как Средневековье с элементами Dynasty Warriors — древняя одежда, архитектура, прически. Признаков цивилизации минимум. И это заметно контрастирует с первыми играми, действие которых происходило в городах. Забегая вперед, скажу, что после первой трети события Shenmue 3 перенесутся в провинциальный китайский город, который хоть и радует древнекитайской архитектурой с пагодами, общей картины не меняет.
Это довольно сильно бьет по восприятию, ведь в прошлых частях все было реалистичнее. Хотя определенные признаки «фэнтэзийности» появились уже в конце второй части (взять тот же знаменитый гонконгский район-муравейник Коулун), но тут это прям бросается в глаза.
Мир Shenmue 3 кажется неспешным, и музыка, которая едва запоминается, это впечатление лишь усиливает. Да, саундтрек никогда нельзя было назвать сильной частью серии, но в прошлых играх он, по крайней мере, был более разнообразным. Тут же любую хоть немного бодрую мелодию (например, во время мини-игры по рубке дров) воспринимаешь как праздник.
А вот графически к Shenmue 3 особых претензий не возникает. Игра довольно хорошо выглядит, Unreal Engine справляется. Конечно, это не уровень нынешних ААА с огромными бюджетами, но в целом все хорошо. К тому же в игре нет заметных багов, да и производительность хорошая — даже на компьютерах 3-5-летней давности. Безусловно, можно высказать небольшие претензии по поводу непривычной внешности главного героя или карикатурных NPC, но, как по мне, это пустяки.
А вот что смущает, так это то, что открытый мир — не такой уж открытый. Это просто пара больших локаций-хабов (с переходом в мелкие локации вроде зданий и всего такого). И даже эти локации становятся доступны не сразу и не полностью, а по частям. Примерно так же было и раньше, но в Shenmue 3 это сильнее бьет по восприятию, ведь экранов загрузки или каких-то видимых препятствий теперь не видно, герой просто упирается в невидимую стену и говорит «я пока туда не пойду». И хотя эти ограничения снимают довольно быстро, осадок остается. Или вот яркий пример: неглубокая речка с покатыми берегами — ее герой не способен перейти вброд, обязательно нужно бежать по мосту. Выглядит очень странно.
Персонажи же и их проработка на уровне прошлых игр. По-прежнему все реплики озвучены (чем, однако, никого не удивишь в 2019-м). Правда, удастся поговорить уже не со всеми, но все же с большинством NPC. Их внешность, анимация, характеры — все здорово. Может смутить и запутать «китайщина » в именах, но тут уж ничего не попишешь, сеттинг такой. Есть английская и японская озвучки, а также субтитры на многих языках. Создатели настолько запарились, что привлекли большинство актеров озвучания из прошлых частей для нужных NPC, за что им уважение. Правда, русского языка нет даже в виде субтитров, так что без знания английского остается либо страдать, либо ждать фанатского перевода. Что поделать.
Интерфейс несколько переработан и в целом плюс-минус отвечает современным стандартам. Например, появился нормальный радар и управление камерой на втором аналоге геймпада — без этого в 2019-м совсем уж было бы странно. А NPC, готовые выдать побочные задания, теперь выделяются звуком и сигнальной кнопкой в интерфейсе при приближении. Но, конечно, и традиционные элементы, типа записной книжки Рё, куда он вносит все свои соображения по основному сюжету и побочным заданиям, остались на месте.
Все довольно удобно, хотя и требует привыкания. Но у давних фанатов серии, опять же, могут возникнуть претензии. Например, механику покупок в магазинах изменили: если раньше надо было посмотреть на нужный товар, то теперь все происходит в обычном меню. Такие моменты, правда, не портят общее впечатление от игры.
Если у вас к этому моменту сложилось впечатление, что Shenmue 3 — это примерно та же самая игра, что и 20 лет назад, только с подтянутой графикой и интерфейсом, это не так. Точнее, не совсем так.
Дело в изменившейся геймплейной петле. Если в прошлом Shenmue все же тяготела к приключению, перемежающемуся не особо сложными драками и QTE, а прокачивать приемы было совершенно необязательно, то в Shenmue 3 добавилась необходимость прокачки. И она прям жесткая: пойти и сходу набить морду боссу не выйдет никак. Во всяком случае, на уровне сложности выше Easy (а Easy, как известно, для слабаков). В прошлых частях выбора сложности, кстати, не было, что о многом говорит. Здесь же даже на Normal чувствуешь себя героем фильма про кунг-фу, потеющим над отработкой приемов. Тут уже от вас зависит, нравится вам такое или нет. Я вообще сначала поставил высокий уровень, но благо игра позволяет в любой момент переключить сложность.
Как и в любом продолжении тяготеющей к RPG игре, главный герой тут начинает полным бездарем и слабаком, хотя казалось бы — в прошлых частях бурил небеса и набил морды всем портовым гопникам и мафии Гонконга. Закон жанра, что тут скажешь.
Прокачивать можно две характеристики — атаку и защиту, отчего растет уровень вашего владения кунг-фу. И делается это повторением однообразных действий в специальных кунгфуистких храмах. Защита повышается на тройке типов деревянных болванчиков, символизирующих стили животных в кунг-фу, каждому из которых соответствует свой тип QTE. Атака же растет благодаря отработке приемов в спаррингах. Сами приемы записаны на свитках — их либо надо покупать, либо получать в побочках (а изредка и по сюжету). В традициях прошлых частей, каждый второй бомж, укурок или грузчик оказывается знатоком единоборств — не без этого.
Чтобы стать ощутимо сильнее, нужно провести в кунгфуистком храме много времени. Короче, как в жизни — потратить условные 10 тысяч часов, чтобы стать профи. Хотя тут, конечно, не настолько жестко, как в реальности, но все же у вас уйдет не один час на отработку приемов, стоек и ударов. Ну, учитывая, что Ю Судзузки изначально задумывал Shenmue как Virtua Fighter RPG, ничего удивительного. Чем-то Shenmue 3 и впрямь напоминает нишевую файтинг-RPG для PS1 под названием Shaolin.
Боевая механика тоже новая, и поначалу она ощущается непривычно, но в итоге оказывается вполне себе. Правда, смущает, что на протяжении большей части игры вы будете сталкиваться лишь с одним-двумя противниками одновременно, а массовые замесы начнутся только ближе к финалу. Кроме сюжетных поединков, бывают еще и драки в храмах, за которые повышают ваш условный «дан», а также подпольные бои. Но любые схватки приносят лишь предметы или немного денег, но никак не прокачивают. Только отработка ударов, только хардкор. Можно несколько облегчить ситуацию, купив бутылочки с зельем, позволяющие подлечиться прямо в бою, но они отнюдь не дешевые.
Однако боевые искусства — лишь часть геймплейной петли. Другая важная составляющая — необходимость есть, чего, опять же, не было в прошлых частях. У героя потихоньку падает здоровье, и поднять его можно с помощью еды. Также здоровье восстанавливается после пробуждения в начале каждого игрового дня, но потом начинает резко убывать. А с низким здоровьем лучше в бой не соваться, да и эффективность тренировок в таком случае резко падает. С голодухи помереть невозможно, но на низком здоровье вы даже бегать нормально не сможете. Еду же в основном можно купить у уличных торговцев и работников общепита. Снедь кстати прорисована с любовью, не хуже, чем в Final Fantasy XV, что характерно не то что для японских разработчиков, а вообще для современной японской культуры. В общем, отсюда вытекает следующая составляющая петли — необходимость зарабатывать на пропитание.
Да, это всегда было частью Shenmue, но прошлые игры не делали заработок необходимым геймплейным элементом, за исключением отдельных миссий, связанных с покупкой важных для сюжета предметов. В первой части вообще поначалу можно было жить на карманные деньги, и лишь потом герой устраивался на работу. В третьей же игре Рё оказался очень далеко от дома, поэтому необходимость в деньгах возросла.
Не знаю, задумка это создателей или скрытая мораль, но деньги в игре так просто не даются. Обычная работа — скажем, наколоть дров или потрудиться грузчиком в порту — приносит копейки, которых с трудом хватает на проживание в городской гостинице, где Рё поселится после бесплатного деревенского домика.
Серьезные же суммы можно поднять в основном на азартных играх, то есть в условном казино. В игре есть где-то пять закутков, где расположены всякие активности — броски костей и шарика на удачу, подобие рулетки и так далее. Особенно забавно видеть такие закутки в начале игры, в китайской деревне. Что у них там с экономикой вообще? Они там в казино играют или на полях пашут? В общем, это самый легкий способ заиметь крупную сумму денег. И это очень специфичная штука, ведь далеко не всем нравится механика азартных игр, где по большей части все зависит от случайности, а не от самого игрока.
Есть кое-какие хитрости, к тому же можно приноровиться и повысить свои шансы на выигрыш, да и сохраниться можно предварительно, в отличие от прошлых частей на Dreamcast, но все равно — механика довольно бесячая, как по мне. Лишний раз убеждаешься, что азартные игры — зло.
Ну, японцы и азиаты вообще — известные лудоманы, так что неудивительно, что казино цветут и пахнут. Такое было уже во второй части и уже там подбешивало. Тут же азартных игр стало в разы больше. Причем не только казино, но и тех же гасяпонов. Такое впечатление, что авторы пытались взять количеством, а не качеством. Потому что хоть теперь этих азартных активностей стало совсем много, больше удовольствия они не приносят — наоборот, раздражают. Особенно если вы перфекционист и хотите «собрать их всех». Тогда для вас игра станет сущим адом.
Однако азартные игры — не последний пункт упомянутой геймплейной петли. Дело в том, что в Shenmue 3 вы уже не можете выиграть просто деньги. Как и в реальном казино, вы покупаете условные «фишки», а точнее какие-то китайские жетоны, и играете на них. И обменять их назад на деньги напрямую нельзя, лишь на разнообразные призы — от кофеварок и статуэток до самоцветов и синтезаторов. По большей части призы совершенно бесполезны и служат лишь одной цели — пойти в ближайший ломбард и уже там обменять их на деньги. Вот такая вот хитрая схема конвертации, взятая из реальной японской жизни — именно так дело и обстоит в настоящих японских игровых залах с пачинко. Обход закона о запрете азартных игр же.
Ломбард с удовольствием примет как всякий хлам из казино, так и гасяпоны. Особенно ценятся полные наборы каких-то определенных вещей — скажем, комплектов все тех же гасяпонов, которые можно обменять на крупную сумму денег или на прием кунг-фу. То есть элемент случайности только усиливается, так как полный набор капсул собрать очень непросто — некоторые из них редки, поэтому крутить ручку раздаточного автомата придется много десятков раз (за деньги, разумеется). Да и сама тематика гасяпонов скучная — какая-то дребедень типа огнетушителей, пиксельных машинок и всего такого. В прошлых частях и видов гасяпонов было меньше, и они сами были прикольнее — по мотивам игр SEGA, таких как Sonic, Nights into Dreams, Virtua Fighter и так далее. Тут же, видимо, YS Net о чем-то не договорилась.
Ровно так же дело обстоит и с залами аркадных автоматов, другой традицией серии. Если в прошлых частях в них были в основном настоящие аркадные игры SEGA 80-х — OutRun, After Burner и Hang-On, — то здесь какие-то скучные несуществующие игрулины, даже не электронные, а аналоговые, типа советских игровых автоматов или машин, где надо стукать кротов молотком на время. Когда герой доберется до города, ему все-таки дадут возможность сыграть в одну полноценную видеоигру, но она тоже «ненастоящая» и не особо прикольная — пародия на Virtua Fighter.
Странно, почему создатели не могли договориться с нынешней SEGA по этому вопросу, ведь плакаты с этими самыми играми 80-х висят то тут, то там. Какая-то замануха — а самих игр нет. Ну, если проблема с правами, договорились бы с какими-нибудь пиксельными инди. Тех же клонов OutRun полно — например, великолепная Slipstream. Было бы гораздо лучше. Но нет, скукота. Благо, залы аркадных автоматов хоть и позволяют выиграть кое-какие предметы, в целом для прохождения не так критичны, как азартные игры, поэтому их с чистой совестью можно игнорировать.
Еще один способ заработать — собирать травы на всяческих лужайках. Сдается это добро в лавки китайской народной медицины. Причем в них также гораздо сильнее ценятся сборы, а не отдельные травки. Тоже не слишком увлекательное занятие — однообразно собирать корешки и искать зеленое на зеленом. Но тут хотя бы нет рандома, как с капсулами или казино — все зависит от игрока. Таким добровольным травником я и заделался. Зачастую этого хватало на пропитание и прочие траты.
В итоге игровой процесс получился крайне противоречивым, к тому же из-за него сильно страдает целостность игры и плавность повествования. Основные сюжетные миссии неплохие, по-своему увлекательные и более или менее соответствуют духу предыдущих частей с динамичными QTE. Вернулся и сюжетный обыск интерьеров, и копание по всяким ящичкам: эдакие мини-расследования на местах происшествий — занятно и не отнимает много времени. Но вот жесткая необходимость качать кунг-фу, питаться и зарабатывать заметные суммы денег понравится далеко не всем. И дело даже не в ощущении, что продолжительность игры пытаются растянуть. Скорее в том, что сами механики прокачки и заработка либо очень однообразные, либо завязаны на чистой случайности, а иногда и то, и другое. Строго на любителя.
Вероятно, настоящие фанаты Shenmue скажут, что в игре надо жить, ведь серия с самого начала позиционировалась как симулятор жизни — мир, в который можно нырнуть с головой. Просыпаться с утра, здороваться с Шенхуа и другими соседями, ходить на работу, затем двигать куда-нибудь в казино или аркадный зал и так далее… Но с этим есть проблема. В прошлых частях игрок был волен выбирать, заниматься ли ему всяческими повседневными заботами или же бежать по сюжету — а прокачка и покупка приемов была добровольной, сбор гасяпонов — необязательным, да и азартных игр было не так много, а крупные суммы денег требовались лишь иногда. В Shenmue 3 же вас побуждают заниматься довольно неувлекательными активностями — это понравится далеко не всем. Да и сеттинг наполовину сказочного провинциального Китая куда как больше на любителя, чем прибрежный японский городок или Гонконг 80-х.
Отсюда следует не самый утешительный вывод: Shenmue 3 по большей части предназначена если не исключительно для фанатов, то как минимум для знакомых с первыми двумя частями людей. Тяжело представить человека, которого с нуля увлекут приключения Рё в провинциальном Китае. Если только он не большой фанат тематики кунг-фу, которому будут в кайф все эти боевые монахи, однообразные тренировки и задания от пьяного мастера типа «поймай 10 куриц в QTE» или «купи злого бухла». Да и то не факт, что его не утомят остальные элементы.
Однако и с фанатами не все так просто. Ю Судзуки явно старался им угодить — кроме большого количества традиционных для серии необязательных активностей вернули даже портовой погрузчик, который стал мемом, а в прихожей гостиницы есть возможность воспользоваться телефонной карточкой, чтобы позвонить знаковым персонажам из предыдущих частей и поболтать с ними. Но весь этот фансервис не слишком радует, так как у авторов явно нет чувства меры — да и к его качеству возникают вопросы.
Кроме того, отсутствие нормальных договоренностей с Sega-Sammy, о чем я писал выше, привело не только к появлению скучных аркадных игр и коллекционок, но и к невозможности перенести сохранения из прошлых игр, в том числе и из ремастера Shenmue I & II. Хотя из первой части во вторую сохранения можно было перенести.
С другой стороны, Shenmue 3 нельзя назвать провалом. Игра делает то, что должна, — продолжает оборванную историю саги, вводит новых персонажей, двигает сюжет вперед. Технически это неплохая игра, да и геймплей, несмотря на некоторые скучные активности, может увлечь. Просто не стоит ждать от игры слишком многого — революции, откровения или AAA-уровня, как раньше.
Дьявол кроется в мелочах — пожалуй, это лучшая характеристика Shenmue 3. На первый взгляд, это триумфальное возвращение — и в нем вроде бы все как надо. Но затем выясняется, что далеко не все в нем хорошо и складно.
И кое-что о концовке — без спойлеров.
Сюжет на протяжении Shenmue 3 развивается вяло. Не сказать, что он раньше был очень насыщенным, но все же был пободрее. Здесь же лишь в конце игры наступает какая-то заметная движуха, но и она обрывается на полуслове. Да-да, эта игра — вовсе не завершающий эпизод саги. Нам опять показали главного злодея и приказали ждать Shenmue 4. Это, наверное, не будет сюрпризом для тех, кто следил за разработкой третьей части, да и ранее Ю Судзуки говорил, что история никак не впишется в три игры. Но для тех, кто к этому не был готов, такое завершение может стать очень неприятным сюрпризом.
Планируется еще как минимум одна игра, а то и две. И вот каким образом удастся собрать деньги на их разработку — большой вопрос. Думаю, что рекордных сборов вновь достичь не удастся — а значит, Ю Судзуки снова придется исхитрятся. Посмотрим, что разработчики покажут в DLC. Сейчас остается лишь пожелать им удачи.
- Больше о классических JRPG можно узнать в Telegram-канале автора этой рецензии.