Рецензия на Serena
Мы смотрим на тесный мир Serena глазами забывчивого мужа – и именно он в ответе за то, что нам нельзя ступить за порог. Герою кажется, что жена вот-вот вернется, и ему стоит подождать внутри. Пол под ногами скрипит, часы на стене тикают, солнце пробивается сквозь мутные стекла – в тесной хижине нечем заняться, кроме как трогать курсором вещи и слушать пространные откровения в стиле «О, сынок, у этого мебельного гарнитура есть целая история». Воспоминаний в Serena действительно много, не в пример тому же The Novelist. Герой вспоминает мелочи, бережно перебирая осколки событий: вот их обеденный стол, и он помнит, как жена игриво терлась ногой о его ногу во время еды. Иногда слышно голос Серены – нажатие на солонку вызывает в памяти ее просьбу не налегать на соль и подумать о своем давлении.
Так мы кружим по домику в поиске активных точек, слушая поток воспоминаний, которые бывают и трогательными, и остроумными, и скучными, как чужой фотоальбом. Вот муж оправдывает эротический журнал в своей тумбочке, а вот вспоминает, как они вместе готовили ужин («Мы решили никогда больше не делать равиоли»). Но хижина в лесу, их «убежище от всего мира, место тепла и страсти» обветшало не случайно, и однажды тучи сгустятся и гром грянет. «Под кроватью нет монстров. Думаю, они все в моей голове», – иронично замечает герой, сам не подозревая, что занимается классической охотой на призраков из собственной головы. Досадно, что в Serena почти нет интриги – если тут стоит запертый шкаф, то в нем непременно спрятан скелет. Впрочем, чей это скелет – еще нужно разобраться.
Игра проходится одним махом, меньше чем за час – здесь нет ни главного меню, ни сохранений, а кнопка Esc отправляет на рабочий стол. Все это время мы бродим по мрачной загаженной хижине и кликаем, собирая подробности давно минувших дней – благодаря им лицо Серены четче проступает на фото. И тут идеальная лирическая картинка, созданная многословным мужем, начинает по-сорокински разлагаться. У всех предметов появляется новое, негативное значение – так, пузырек с таблетками оказывается полон не заботы, но ненависти. Герой теперь ругает стряпню жены, передразнивает ее интонации, насмехается над манерой расчесывать волосы перед сном и даже хочет «разорвать всю ее грязную, заразную одежду и сжечь». «Как я мог быть так слеп?», – стонет он, – «Все это ложь, эти жалкие сувениры нашей совместной жизни. Я так ее ненавижу!».
Это любопытно на стадии концепции, что предметы, однажды вызывавшие восхищение, при повторном рассмотрении вызывают только ненависть. Но на практике ты просто снова и снова кликаешь на одни и те же стулья, зеркала и расчески, желая поскорее продраться к концу истории. Часы на стене не умолкают, а герой однажды спрашивает: уж не чистилище ли это? Похоже на то. И ладно, если бы Serena была работой начинающих авторов – но нет, в создателях значатся Августин Кордес (Scratches), Скотт Мерфи (серия Space Quest) и другие опытные люди, которые всерьез желают закликать игрока до смерти. Хорошо, что им, по крайней мере, хватает совести не просить за это денег.
Текст: Иван Кислый