Рецензия на Risen 3: Titan Lords
Titan Lords можно с легкостью возненавидеть: в первые часы новый Risen не дает ни одного повода остаться. Поначалу боевая система откровенно раздражает — враги действуют по шаблону: наносят два-три удара, после чего уходят на секундный «перекур» — наступает ваша очередь рубить их мечом. Вариантов атаки всего два — слабый и сильный удары (при последнем приключенец о-о-очень медленно замахивается и чаще всего бьет мимо — неприятели на месте не стоят).
Звучит примитивно, но стоит зазеваться, и вам уже не дадут встать — скорее всего прыткие мобы забодают вас насмерть. Решение тут одно — бухать. Как и в Risen 2 фляги со спиртным восстанавливают здоровье, причем «накатить» Безымянный (так принято называть главных героев «Готики» и ее продолжателей) может в любой момент, хоть во время сражения — было бы что. Перефразируя Леонардо Ди Каприо из «Волка с Уолл-стрит»: грог, ром, дешевое пойло, — что ни дай, все осушит до дна!
К слову, таланты к поглощению выпивки — далеко не единственный читерский прием, доступный игроку. В перекате ваш подопечный становится практически неуязвимым — вас не достанут ни огненные заклинания, ни удары огромной клешни. Кувырки не тратят энергии, а потому передвигаясь кульбитом можно обогнуть хоть весь остров — ваш персонаж и слова не скажет.
Впрочем, не то чтобы эти поблажки сильно помогали. На старте вы все равно будете постоянно умирать — убивают тут в два счета. Враги атакуют большими группами, поэтому кто-нибудь нет-нет да и пробьет выставленный блок — героем тут же примутся играть в футбол, швыряя его по всей карте.
Не спасут и перекаты — велик шанс, что в пылу боя вы отпрыгнете куда-то не туда и привлечете новых монстров. Порой «салочки» доходят до смешного: сражения часто заканчиваются адреналиновым забегом по лазурным берегам — вы и ваш сопартиец что есть сил удираете от десятка озлобленных животных. Само собой, используя перекаты — иначе догонят и как следует надают. Со стороны, уверен, выглядит не хуже вот этой сцены из «Пиратов Карибского Моря».
Так проходят первые часы игры — кроме меча и пистолета у вас ничего и нет, в карманах гуляет ветер, и пока вы не накопите на более приличное оружие, бои так и будут сводиться к перекатам и закликиванию. Одним словом — скука.
От клишированного сюжета также невольно цокаешь языком: главный герой пытается вернуть себе утраченную душу и потому бороздит острова в поисках волшебников и жрецов, которые помогли бы ему снять проклятие. В противном случае Безымянный превратится в исчадие ада — миньона, похожего на CGI-орка из «Хоббита».
Нечто подобное мы уже видели в Dark Souls и Dragon’s Dogma, только в игре Capcom вместо души у вас воровали сердце. Неказистая завязка и глупые диалоги навевают грусть на протяжении всего пролога. Когда слышишь разговоры вроде этого, кажется, что лучше уже точно не будет:
— Чего ты так долго?
— В храме опасно.
— Нам нужно идти.
Хочется тут же бросить все к черту, свернуться калачиком и затянуть что-нибудь грустное — Placebo, например. На этом ваше знакомство с Titan Lords наверняка завершится — и совершенно зря. Первые часы становятся проверкой на прочность: стоит немного прокачаться, обзавестись нормальным оружием, и игра в буквальном смысле преобразится — такая вот извращенная трактовка фразы «книга выбирает человека». Враги перестанут укладывать вас одной левой, а боевая система наконец-то заработает в полную силу.
Надоело холодное оружие? Устали от бесконечного парирования? Что ж, возьмите вместо меча мушкет — при прицеливании камера переместится за плечо Безымянного, как в каком-нибудь боевике. Отстреливать кровожадных гадов гораздо веселее (и проще, чего уж), чем шинковать их вручную — бои получаются куда более динамичными. Правда, от перекатов все равно никуда не деться.
Ну а когда вам наскучит огнестрел, самое время обратиться к магии — тут вам и вуду, и обычные заклинания — есть из чего выбрать. Главное найти подходящих учителей (фирменная фишка «Готики» и Risen) или вступить в нужную гильдию, члены которой раскроют вам секреты своего искусства — после выполнения ряда квестов, конечно. Всего насчитывается три фракции: стражи, пираты-вуду и охотники на демонов.
Безымянный одинаково умело обращается с файерболами, молниями и прочими заклинаниями и на манер Геральта комбинирует магию с атаками холодным оружием — одной рукой рубит врагов мечом, другой разит их волшебным огнем. Выглядит довольно эффектно. И я не говорю уже о более экзотичных умениях: прокачав определенные навыки, вы сможете призывать на поле боя самых разных существ, которые будут сражаться на вашей стороне. Повторюсь, примитивной боевая система Risen 3 кажется лишь в первые часы прохождения.
Но тактическое разнообразие не решает другой проблемы игры — обилия монстров и враждебной фауны. По прибытии на очередной остров вы час-полтора потратите на изничтожение разгневанных бабуинов, гигантских крабов и порождений Тьмы, которые как назло облюбовали пути к важным локациям. Бегать от неприятелей вскоре устаешь, заклинаний, превращающих вашего персонажа в попугая (позволяют облететь недругов стороной) на каждую такую стычку не напасешься, потому уровни и приходится натурально «зачищать» от всякой живности. И что сказали бы на это представители PETA?
Главный сюжет постепенно уходит на задний план — о нависшем проклятии напоминают лишь мутные сновидения из междумирья. В них герой встречает знакомых по предыдущим частям персонажей: инквизитора Мендосу, своего отца — матерого пирата по прозвищу Стальная Борода (Безымянный — брат той самой Пэтти, у которой к третьей части неожиданно выросла нормальная грудь).
К побочным квестам немцы подошли с куда большей выдумкой, и потому проходить их в разы интереснее, чем основные. На Такаригуа (локации из Dark Waters частично перекочевали в Titan Lords) на вашем пути попадется пират по имени Роско — корсар как ни в чем ни бывало греется у костерка, когда вокруг снуют порождения Тьмы. Мужик и в ус не дует, все бормочет о зарытом неподалеку кладе и несметных богатствах, оставленных его отцом — флибустьер предлагает помочь ему отыскать сокровища.
Но приключение не задается с самого начала: в первом сундуке вместо драгоценных монет оказывается ржавая вилка, которую он сам же и спрятал, только забыл.
(« — А [ее] зачем закопал?
— Так я ж пират, оно положено так!»)
Во втором товарищи находят обыкновенное зеркальце. На следующем месте раскопок появляется призрак папаши Роско, который сильно раздосадован сыном — тот, дескать, должен был смекнуть, что главное сокровище — жизнь человека, уж она-то ценнее всяких денег!
Недолго думая отец отправляет отпрыска в Преисподнюю, оставив вас размышлять над увиденным.
Risen 3 вообще приятно удивляет необязательными деталями. На острове Кила вы найдете Слима — человека, который и продал вам с Пэтти злополучную карту сокровищ (фактически из-за его аферы у Безымянного и украли душу). Незадачливый корсар попал в лапы местных туземцев — те схватили его за то, что пьяный разгильдяй помочился в их священный источник.
Выполняя совсем другое задание (вам нужно будет примирить дикарей с обосновавшимися неподалеку флибустьерами), вы при помощи магии вуду возьмете под контроль одного из членов племени. В его теле вы сможете зайти в импровизированную тюрьму Слима и немного над ним поиздеваться: сначала напугать до смерти, потом забрать оставшиеся деньги (целых три золотых!) и верхнюю одежду, а после заставить плясать — полуголым. В диалоге появится отдельный пункт «Танцуй для меня!»
В такие моменты становится по-настоящему обидно, что Titan Lords с большой вероятностью забросят еще в самом начале, так и не увидев игру с лучшей стороны. А ведь тут и впрямь есть на что взглянуть. Но в этом, разумеется, виноваты сами Piranha Bytes и никто другой.
В открытом мире тоже есть чем заняться: зарытые клады, легендарные предметы (по ходу своего путешествия вы находите древние фолианты с описанием могущественных артефактов), скрытые проходы, в которые проникнуть получится лишь приручив дикую обезьянку, — все это превращает Titan Lords в увлекательную приключенческую игру. А уж когда вас не донимают кабаны и прочие твари, исследование уровней кажется чуть ли не самым увлекательным занятием в Risen 3.
Пора перестать ждать от Piranha Bytes чуда: немцы безнадежно отстали от своих зарубежных коллег и догонять их не собираются. Авторы «Готики» заняли отдельную нишу игр для «тех, кто помнит», в которой им предельно комфортно. Ну а инновациями и жанровой революцией пусть занимаются уже упомянутые BioWare с Bethesda — уверен, что бы ни придумали конкуренты, «Пираньям» будет все так же плевать на тренды. Немцы и дальше продолжат делать то, что у них получается лучше всего — кривоватые, но неизменно душевные вариации на тему Gothic. И их трудно за это судить.
А что вы думаете о Risen 3? Поделитесь с нами в комментариях!