Рецензия на Yakuza: Kiwami
Kiwami – это ремейк самой первой части Yakuza, вышедшей еще на PS2. Ремейк довольно условный: в нем заметно улучшили графику и боевую систему, но оставили почти без изменений весь остальной геймплей и сюжет. Yakuza с трудом можно было назвать хорошей игрой в 2005-м, и ее обновленная версия в 2017-м вызывает примерно те же эмоции.
Самое обидное, что из Kiwami не получилось толкового продолжения Yakuza 0: приквел очень хорошо раскрыл всех действующих лиц первой части, но ремейк не удосужился расширить их роли в куцем сюжете оригинала. Особенно жалко Мадзиму, который был в Yakuza 0 одним из двух протагонистов (самым лучшим и ярким, конечно же), а в Kiwami превратился в клоуна, в котором совершенно не видно эмоциональной глубины его предыдущего образа. Герой теперь один – пресно-скучный Кадзума Кирю, который в порыве самоотверженности принимает на себя ответственность за чужое преступление и садится в тюрьму на десять лет. Когда он выходит, то обнаруживает, что все вокруг поменялось, друг оказался вдруг и никто, кроме него самого, не может добиться торжества справедливости.
Пока Кирю ходит и вершит самосуд (никого не убивая, как Бэтмен), Мадзима, его фанат, постоянно ищет повод втянуть Кирю в драку – во-первых, потому что ему это весело, а во-вторых, потому что за десять лет за решеткой наш герой позабыл свой фирменный стиль боя и вспомнить может только в напряженной дуэли. В оригинальной Yakuza Мадзима был странноватым второстепенным персонажем, появлявшимся всего на пару сцен чисто ради подобных поединков – он был настолько Джокером, что озвучивать его позвали Марка Хэмилла.
После того, как Мадзима в Yakuza 0 стал настоящей звездой, в Kiwami его роль расширили: теперь он такой же пустой и поверхностный клоун, как и в оригинальной первой части, только вместо двух раз с ним надо драться несколько десятков.
Разработчики назвали эту механику Majima Everywhere: одноглазый якудза рыскает по городу в поисках Кирю, поджидает его буквально везде: от стрип-клубов до магазинов с едой, мимикрируя под местный персонал. Некоторые сценки с ним можно назвать забавными, но необходимость проходить десятки одинаковых боев для прокачки стиля утомляет, а никакого интереса Мадзима в Kiwami так и не начинает представлять.
Боевая система – вплоть до анимаций – перекочевала из Yakuza 0: у Кирю есть три стиля (четвертый надо качать Мадзимой), между которыми он может переключаться на ходу, небольшая арена с толпой противников и подручные предметы, которые можно об их головы разбить. Увы, я не могу сказать, что за прошедшие с релиза Yakuza 0 полгода я соскучился по этим боям, поэтому сражения в Kiwami казались насквозь вторичными и уже не такими увлекательными.
Но у них появилась и еще одна проблема: регенерирующие боссы. Практически каждый серьезный противник в середине боя может встать и начать восстанавливать себе здоровье, и чтобы это прекратить, надо накопить шкалу супера и провести на нем особый прием. Это очень гнусная механика, которой не было в оригинале и которая делает бои в Kiwami еще более затянутыми.
В плане геймплея в целом же Kiwami уступает нулевой части, хотя она на нее во многом и похожа: тут выше сложность (отчего бои скорее в тягость, чем в удовольствие) и много пустой беготни, во время которой на героя постоянно, непрерывно нарываются рандомные гопники (из-за них я в 2005-м и бросил оригинал). Но это было бы не такой большой проблемой, если бы это неудобство компенсировалось сюжетом. В Yakuza 0 он был отличным, напряженным и целостным до самого финала. В Kiwami история двух друзей детства, оказавшихся по разные стороны баррикад, ставится на паузу на добрую треть, а то и половину игры, во время которой сюжет подсовывает игроку пустопорожние истории, которые и в сайдквестах смотрелись бы убого. Понятно, откуда это взялось: первая часть, очевидно, хотела поразить игроков картиной подпольного мира токийского квартала красных фонарей, продемонстрировать, насколько опасно в нем жить и какие ситуации там могут сложиться… Но в других частях, например, в четвертой или той же нулевой, все эти элементы мира воспринимались как нечто обыденное, на этом не акцентировалось столько внимания: игрок точно так же знакомился с этим сеттингом, но это происходило ненавязчиво. Kiwami же делает это со всей грацией слона в посудной лавке.
А вы знали, что у нас в районе есть банды? Теперь вам надо побить пару десятков синих гопников, а потом красных, а потом белых – при том, что никто из них не появляется в городе ни до, ни после этой главы, и они совершенно не важны для сюжета.
И это – типичный пример того, чем приходится тут заниматься. Вместо того, чтобы в ремейке избавиться от худшего, что было в Yakuza, разработчики все это сохранили. Kiwami и так недлинная – ее реально пройти часов за 12, отвлекаясь на сайдквесты – так еще и наполнена убогим филлером.
Что же до основной сюжетной линии игры, то она довольно короткая и в целом средненькая. В финале тут нет совсем уж зияющих сюжетных дыр, но некоторые элементы истории (например, амнезия) и постановку определенных сценок (например, со взрывами) иначе как моветоном не назвать.
А опциональный контент еще хуже сюжетного. В Yakuza 0 были одни из лучших побочных историй в видеоиграх; в Kiwami же сайдквесты совершенно пустые и до пошлого шаблонные. Большая их часть сводится к «героя пытаются обмануть, он бьет подлецам морды, те слезно извиняются и обещают больше так не делать». Если в приквеле почти в каждой такой истории была своя «изюминка», был отдельный плот-твист, то в Kiwami все максимально прямолинейно и неинтересно.
Вот и выходит, что при равной технологической базе (движок, графика, механика, сеттинг тут практически одинаковы) Yakuza Kiwami оказывается разительно слабее своей предшественницы.
Yakuza 0 покоряла отличным сюжетом и замечательными побочными заданиями; в Kiwami же нет ни того, ни другого.
Я стал бы ее советовать лишь тем игрокам, кто всерьез увлекся историей Кадзумы Кирю и не хочет возвращаться к PS2 (именно для них Sega буквально только что анонсировала Yakuza Kiwami 2). Остальным же я в очередной раз посоветую попробовать Yakuza 0 – лучшую часть серии.