Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
23 апреля 2020/Игры

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

Четыре года сюжет обновленной серии XCOM находится в подвешенном состоянии. Старейшин-эфириалов мы с Земли изгнали, но вот что дальше — загадка. Финал второй части намекает на переосмысление Terrors from the Deep, однако Firaxis упорно молчит и ничего не рассказывает. XCOM: Chimera Squad, спин-офф серии, ситуацию, увы, не проясняет.
Четыре года сюжет обновленной серии XCOM находится в подвешенном состоянии. Старейшин-эфириалов мы с Земли изгнали, но вот что дальше — загадка. Финал второй части намекает на переосмысление Terrors from the Deep, однако Firaxis упорно молчит и ничего не рассказывает. XCOM: Chimera Squad, спин-офф серии, ситуацию, увы, не проясняет.

После событий XCOM 2: War of the Chosen прошло пять лет. Старейшины бежали с Земли, бросив на планете вообще все, что только можно было, — от технологий до порабощенных ими пришельцев. Те смекнули, что воевать теперь не обязательно, и подписали с землянами мирный договор. Это все, впрочем, на бумаге, потому что ни люди, ни гибриды, ни пришельцы друг другу не доверяют. И, как показывают события игры, правильно делают.

В центре внимания Chimera Squad — не глобальная организация XCOM, а один из ее «филиалов» — отряд «Химера», собранный из сорвиголов разных национальностей и рас. Отряд собран недавно, финансирование у него (кажется) околонулевое, а доверия общественности и вовсе нет. XCOM отправляет их в Сити-31, «город-модель», где пришельцы и земляне пытаются уживаться друг с другом без кровопролития.

Город, как ни странно, вполне себе процветает. Мэр здесь из гибридов, в совете сидят представители разных рас и народов, а по радио постоянно проскакивает реклама уникальной еды, которая подходит всем биологическим видам, кроме сектоидов. Организованная преступность, естественно, тоже есть, причем с ней у местной полиции большие проблемы. Рабочих рук не хватает, а три самые крупные группировки и вовсе чихать на копов хотели. Поэтому в город и направили отряд «Химера» — помочь местным органам правопорядка и испытать себя в бою.

И, разумеется, все, что могло пойти не так, — пошло не так

Мэр погибает сразу же после того, как «химеровцы» вытаскивают ее из западни. Три группировки одновременно начинают широкомасштабные боевые действия, надеясь добиться каких-то мутных целей. Временной казармой бойцам служит старое полуразвалившееся железнодорожное депо, а вместо навороченного самолета у них дряхлый БТР. О том, что отряду не хватает людей, финансирования и производственных мощностей и говорить как-то неудобно.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

Firaxis сразу сказала, что это будет небольшая игра (а если вас эти заверения не убедили, то взгляните на ценник), но поначалу ее все равно хочется назвать камерной. Отряд у вас крошечный, карты маленькие, а на прохождение вы потратите втрое меньше, чем на ту же вторую часть XCOM.

Впрочем, многое местами серьезно отличается от того, что было в других частях серии. Главное отличие, которое бросается в глаза сразу же, — это местные персонажи. Под вашим управлением теперь находятся не рандомные болванчики, которых вы потихоньку «лепите» под себя, — нет, в отряде «Химера» служат вполне себе самостоятельные личности. И каждый — со своим набором навыков, со своим классом и со своими особенностями.

В теории это довольно интересная задумка, которая должна была заставить игроков постоянно тасовать свой отряд и выдумывать различные тактики. Частично получилось, однако одна серьезная проблема все-таки есть — некоторых героев так и тянет назвать «безальтернативными».

Вот, например, Терминал. В той же XCOM 2 она была бы бойцом поддержки — с дроном у плеча и медпакетом в зубах. Фишка в том, что медпакет у нее буквально бесконечный, да еще и использовать его можно каждый ход. Причем она может быть в каком угодно углу карты, дрон все равно долетит куда надо и вылечит. Или Затяжка — умеет притягивать союзников или врагов, поливает все живое ядовитыми плевками, а также обладает просто-таки неприличными бонусами к уклонению, благодаря чему большую часть игры была танком. Всего героев одиннадцать, однако за одно прохождение вы вряд ли сможете опробовать всех.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

И если без шуток, то «жонглировать» героями, постоянно меняя состав отряда — интересное занятие. И порой просто необходимое, ведь если на задании кого-то серьезно ранили, то он заработает не только опыт, но и шрам. Шрамы эти портят персонажам характеристики, поэтому от них стоит избавляться как можно быстрее. А что для этого надо? Правильно — выкинуть бойца из состава отряда и оставить его в центре подготовки на пару-тройку дней.

Подбор «идеальной» композиции отряда — на самом деле та еще проблема. Дробовики поначалу кажутся слабыми, однако у владельцев этого вида оружия быстро открываются весьма мощные и полезные умения, что компенсирует отсутствие дальнобойности. С винтовками бегают члены отряда поддержки, причем оба моих бойца были совершенно разноплановыми в этом смысле. Терминал союзников лечит и дает им дополнительные ходы, а Вердж в то же время ломает врагам психику и заставляет драться друг с другом. Ему можно — он сектоид.

Самое печальное во всем этом разнообразии то, что авторы не сумели как-то внятно прописать персонажей. О каждом можно узнать чуть подробнее, обратившись к биографической справке или посмотрев минутный ролик с досье. Но непосредственно в игре они не раскрываются практически никак. Переговоров на заданиях самый минимум, общаться с ними на базе нельзя, и в итоге единственное, что хоть как-то раскрывает бойцов «Химеры», — это довольно редкие диалоги между ними на базе. Они, правда, все как-то больше про шутки, серьезных разговоров по душам практически нет.

И это, черт возьми, обидно. Зачем было делать персонажей индивидуальными и прописывать им биографию, если они не развиваются? Чтобы мы узнали, что мутонам после вторжения раздавали кошек, потому что хотели научились их жить в мире с окружающими?

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

Изменились и другие вещи. Например, карты. Выше я уже упоминал что они сильно меньше тех, что были в XCOM 2, но давайте объясню в подробностях. Если в предыдущей игре вам на растерзание отдавали целый городской квартал (а то и парочку), то в Chimera Squad вам за раз будет доступна одна-две небольших комнаты.

«За раз» я пишу не просто так: каждый бой здесь — это череда из нескольких обособленных стычек (обычно 2-3 штуки), где вы сначала врываетесь в здание, отстреливая самых наглых противников, а потом приступаете непосредственно к плану сражения. На моменте с «врывом» вам надо выбрать, каким проходом воспользуются ваши бойцы, какие навыки задействуют и кого смогут размазать по стене, пока идет «штурмовая» фаза боя. А еще вам нужно будет выбирать, в каком порядке бойцы будут заходить внутрь, и это очень важно — ведь очередность прямо влияет на инициативу бойцов.

Да, вот еще одно серьезное отличие от предыдущих частей серии. Chimera Squad стала больше напоминать какие-нибудь пошаговые ролевые игры. Единого хода отряда у вас теперь нет, каждый боец действует самостоятельно, и от порядка хода на самом деле зависит очень многое. Вам постоянно придется выбирать, кого пустить первым (и кого подставить под пули), а кому выпадет сомнительная честь разрядить своим телом оглушающую мину в дверном проеме. Придется внимательно читать все бонусы и штрафы на конкретной точке прорыва, думать, кому из героев будет лучше этот бафф применить (или «станковать» штраф) — механика, в общем, довольно неплохая.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

Но и тут не без минусов. Пройдя один сегмент карты и перейдя на следующий, вы уже не сможете вернуться назад. Игра постоянно гонит вперед, поэтому никаких тактических отступлений с засадами и игр в гляделки с превосходящими силами противника не будет. Отношусь я к такому нововведению двояко. Вроде бы и правильно, нечего разводить окопную войну и давать возможность убежать прямо до начала локации… вот только иногда карты становятся до смешного маленькими, и выкручиваться приходится так, как и Гудини не снилось.

Например, одна из сюжетных карт — небольшое помещение 15×15 клеток. Ваших бойцов четверо, вражеских уже в начале боя человек десять, один из них — босс. А если вы не успеете вырубить портал посреди зала, то вам на голову скинут еще несколько врагов.

Челлендж, все дела, но вот необходимость драться в настолько стесненных обстоятельствах иногда серьезно угнетает. При этом у вас нет даже возможности сбежать с миссии, оставив парочку агентов в плену у противника и провалив задание. Смерть персонажа, ключевого заложника или разрушение необходимого объекта — это конец игры, а бегство с заданий здесь вообще не предусмотрено. Так что крутиться придется до последнего. Парочку миссий у меня вообще получалось выиграть, когда в отряде оставался полумертвый боец и один едва ковыляющий андроид.

А в целом геймплей на заданиях схож с предыдущими частями — освоитесь в Chimera Squad вы быстро, если играли. Разве что к индивидуальной очередности хода привыкать придется.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

Возня с тактической картой тоже поменялась. Так как управляете вы не всей организацией XCOM, а отдельно взятым отрядом, то и по миру вам шататься не надо. Вместо этого игра дает вам на растерзание город, разбитый на девять районов. В них регулярно случаются разного рода кризисы, которые нужно оперативно разрешать, а также побочные задания, где можно разжиться чем-нибудь полезным. Соль в том, что за один игровой день можно сделать только одно задание или разрешить один кризис (можно закрыть один кризис «бесплатно», но возможность для этого открывается не сразу) — а оставшиеся неразрешенными дела усилят недовольство жителей.

Пять единиц недовольства в районе — и город начнет накрывать волна анархии. Если вы каким-то образом ухитритесь довести счетчик анархии до 14, то игра закончится, поэтому с разрешением кризисных проблем лучше не тянуть.

В остальном все более-менее стандартно. Изучаете оружие и броню чтобы стать сильнее, исследуете различные гаджеты вроде трассирующих патронов и зажигательных гранат, обучаете своих дуболомов премудростям войны и помогаете им раскрывать свой потенциал.

Тут разве что стоит обратить внимание на то, что вам могут встретиться эпические пушки. Нет, это не кроссовер XCOM и Diablo, просто ряд оружия здесь обладает определенными скиллами (и выглядит не так, как стандартное). Легендарки эти можно получать в качестве наград за побочные задания или покупать на местном черном рынке. Пушки полезные, единственная проблема — никогда не знаешь заранее, какой навык на стволе наролится.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

О том, что бюджет у Chimera Squad был меньше, чем у прошлой игры, говорят не только ее масштабы, но и техническое состояние. XCOM 2 на старте тоже была далеко не подарком, но там основная проблема была в производительности. С Chimera Squad же творится что-то совершенно дикое. Игра работает плавно, но буквально на каждом втором действии вас может ждать вылет на рабочий стол с просьбой отправить отчет об ошибке.

Переходите в другую зону? Вылет. Использовали лечебную способность во время штурмовой фазы? Вылет. Игра у меня вылетала и в том случае, если я отдавал приказ Терминал использовать ее «ульту» — стабилизацию и лечение всех членов команды. Всего за восемнадцать часов игры я ухитрился вывалится на рабочий стол раз двадцать.

И не стоит забывать про типичные «икскомовские» баги. Танцующие трупы, стреляющие в противоположную сторону от цели оперативники, улетающая «сквозь крышу» камера (после чего драться надо буквально на ощупь), а также разные проблемы с сохранениями. Перезагрузки автосейвов, к примеру, напрочь ломают таймер вражеских подкреплений, из-за чего миссию становится попросту невозможно завершить.

Ну и вражеский AI здесь совершенно феноменален, конечно. Враги то демонстрируют высокий уровень стратегического планирования, то пытаются отравить ваших имунных к яду персонажей. То за пару действий вырезают половину вашего отряда, то зачем-то сбиваются в кучу за одной хлипкой стенкой, словно бы дожидаясь пока вы не кинете туда гранату. Отдельный привет мутонам-берсеркам — я встречался с ними буквально пару раз за всю кампанию, и они постоянно творили какую-то ахинею. Хотя этим можно, они по умолчанию безмозглые.

Рецензия на XCOM: Chimera Squad

XCOM: Chimera Squad — крайне любопытная игра. Своего рода облегченная версия XCOM, компактнее и местами куда проще оригинала, но с интересными идеями и толковой реализацией. Жаль только, что многие вещи разработчики попросту не докрутили до приемлемого уровня. Играть, впрочем, интересно, этого у Chimera Squad не отнять.

P. S. Локализация в игре просто ужасная — перепутаны окончания, падежи и рода, местами встречаются грамматические ошибки и неточности перевода. По возможности лучше играть на английском.