10 февраля 2016Игры
Обновлено 07.06.2016

Рецензия на XCOM 2

Четыре года назад на прилавках появилась XCOM: Enemy Unknown, возрождение одной из старейших стратегических серий. Авторы переделали ее на современный лад, но сохранили ключевые механики оригинальных игр. Вторая часть развивает и закрепляет успех перезапуска — она красивее, умнее, масштабнее и требует в два раза больше пузырьков с валерьянкой.
Четыре года назад на прилавках появилась XCOM: Enemy Unknown, возрождение одной из старейших стратегических серий. Авторы переделали ее на современный лад, но сохранили ключевые механики оригинальных игр. Вторая часть развивает и закрепляет успех перезапуска — она красивее, умнее, масштабнее и требует в два раза больше пузырьков с валерьянкой.

Впрочем, XCOM 2 — это не прямое продолжение Enemy Unknown. Студия Firaxis проигнорировала концовку прошлой игры и перевернула все с ног на голову. В одной из ранних миссий вы узнаете, что после событий Enemy Unknown прошло двадцать лет, а организация XCOM была фактически стерта с лица земли пришельцами в первые же месяцы войны.

Вы — командир организации — двадцать лет находились в плену у злобных инопланетян, где постоянно прокручивали у себя в голове тактические симуляции и обучали пришельцев тактике войны с людьми. То есть да, вы все правильно поняли — события Enemy Unknown рассказывают о том, как игроки помогали пришельцам победить человечество. Пусть и против своей воли.

Рецензия на XCOM 2 - фото 1

Двадцать лет под пятой захватчиков не прошли для человечества и Земли даром, вот только поначалу кажется, что тебя обманывают. Всюду высятся небоскребы, люди получают бесплатную медицинскую помощь, и все вроде бы счастливы. Однако бойцы Сопротивления — бывшие члены XCOM и просто недовольные пришельцами люди — уверены в том, что за всем этим красивым фасадом кроется нечто ужасное, грозящее человечеству участью худшей, чем рабство. Освободив командира (то есть вас) из плена организации «Адвент», Сопротивление объявляет пришельцам войну.

При этом если в оригинале члены XCOM отбивали нападение врага, то теперь все ровно наоборот — люди нападают на пришельцев. Сил на полноценную войну у Сопротивления нет, поэтому «летучий отряд» XCOM постоянно организует партизанские вылазки: тут взорвут завод, там ограбят конвой, здесь слетают в какой-нибудь город и посреди бела дня украдут высокопоставленного чиновника «Адвента».

Сидеть как раньше и считать звезды не выйдет — вам придется носиться по всей карте, сканируя различные точки и всеми силами пытаясь сорвать коварные планы «Адвента». В этом вам помогает новая мобильная база XCOM — «Мститель».

Рецензия на XCOM 2 - фото 2

Сам по себе «Мститель» мало отличается от базы из предыдущей части. Главное отличие — это его мобильность и куда меньшие размеры. Однако принцип развития базы не поменялся, вы все так же расчищаете место под отсеки, вербуете инженеров и ученых и следите за тем, чтобы лаборатории постоянно что-нибудь исследовали.

Тут же встречается и первое из небольших, но важных отличий второй части от оригинала. Отсеки «Мстителя» от мусора самостоятельно не расчищаются, да и комнаты без инженеров внутри работают не ахти, и потому инженеры вам нужны как воздух. Беда в том, что в мире, захваченном пришельцами, очень немногие ученые и инженеры идут в Сопротивление, поэтому придется тщательно «мониторить» миссии и вербовать их при первой же возможности.

Рецензия на XCOM 2 - фото 3

Но поиск персонала – капля в море, текущих задач у вас будет много. Начиная от банального сканирования в поисках сброшенных Сопротивлением денег (да-да, забудьте о том, что когда-то деньги поступали к вам напрямую — их нужно забирать самостоятельно) и заканчивая уничтожением очередного завода «Адвента».

Иногда вам станут подбрасывать миссии партизаны, иногда ваш собственный отдел разведки предложит саботаж отдельных регионов «Адвента». А иногда пришельцы сами, не дожидаясь ваших действий, начнут карательную операцию против мирного населения, и тогда вы будете вынуждены лететь их останавливать. Здесь со времен первой части почти ничего не изменилось, разве что самих миссий стало больше, да и на глобальной карте теперь есть чем заняться.

Рецензия на XCOM 2 - фото 4

При этом авторы не забыли и о нововведениях. Каждый месяц разведывательный отряд будет предоставлять вам данные о том, что пришельцы собираются делать. Всего у них имеется три вида действия — от бонуса солдатам в виде пары единиц брони до НЛО, которые бороздят небо в поисках вашего корабля. Ваша задача — решить, какое из действий пришельцев вам не нравится больше всего, а затем сорвать его. Из-за того, что каждый месяц можно отменить только один проект пришельцев, миссии периодически меняются почти целиком, а вы, проклиная все на свете, начинаете искать способ противостоять очередным козням пришельцев.

Самая большая проблема — это таинственный проект «Аватар», который инопланетяне в ударном темпе пытаются реализовать. Всего у этого проекта двенадцать пунктов готовности, и если запустятся все — то вы скорее всего проиграете. Так что помимо обычных миссий вам иногда нужно будет отвлекаться и лететь куда-нибудь, где пришельцы построили очередной завод, и разбирать его по кирпичику.

Причем трудность еще и в том, что один-два свежепостроенных завода особых проблем не доставят. Но вот если их будет штуки три, и вы будете регулярно пропускать задания от Сопротивления, где наградой указана «остановка прогресса проекта „Аватар“», вот тогда придется жать на «Новую игру». Учитывайте еще и то, что сорвать проект — невозможно. Это, конечно, отвлекает, но если не забрасывать подрывные операции в самом начале игры, то и особых проблем не доставит.

Рецензия на XCOM 2 - фото 5

Классы солдат также были переделаны, некоторые популярные способности — выброшены и заменены чем-то новым. Умения вроде «Камеры наблюдения» у снайпера вообще перешли в разряд предметов. С ними, кстати, в XCOM 2 все проще, чем раньше: после исследования новой брони или оружия предметы гарантированно попадают к тем, кто умеет с ними обращаться. Всего есть три основных технологических уровня, каждый из которых дает существенную прибавку к урону и «выживаемости» команды.

Исключением становятся разве что экзоскелеты, огнеметы и прочее экспериментальное вооружение. Все подобные вещи разрабатываются отдельно и производятся поштучно, да и стоят они приличного количества ресурсов и времени, однако при этом значительно усиливают вашу команду (потому и вложенных ресурсов, без сомнения, стоят).

Солдаты развиваются как и раньше — на прокачку влияют убийства в боях. Каждое звание дает определенные бонусы, причем некоторые сперва кажутся совершенно бесполезными. Но это только на первый взгляд — даже умения снайпера, ориентированные на владение пистолетом, в определенных ситуациях могут спасти жизни членов отряда.

Выбор навыков теперь напоминает выбор специализации в какой-нибудь RPG. Пулеметчик может стать профессиональным подрывником и научиться метать гранаты на большие дистанции, нанося противнику огромный урон. А может сосредоточиться на владении пулеметом. Солдат поддержки выбирает между медиком и хакером, причем полезны в бою обе ветки, так как у пришельцев и урона много, и роботизированных единиц тоже хватает.

Особняком от всего этого стоят псионики, которые прокачиваются отдельно (только на корабле) и имеют огромное количество разных полезных способностей вроде моментальной заморозки врага на один ход или умения избегать смерти при получении летального урона. Ну, или можно просто брать и подчинять солдат врага своей воле — это тоже работает на «ура».

Рецензия на XCOM 2 - фото 6

Бои стали куда интереснее и динамичнее. Если Enemy Unknown предлагала три-четыре шаблона уровней, которые в случайном порядке «застраивались» объектами, то в XCOM 2 появился полноценный генератор локаций, который — стоит отдать должное — за 30 часов игры выдал всего пару похожих друг на друга карт.

Сами уровни наконец-то стали «живыми» — дома разваливаются на части, бензоколонки взлетают на воздух, а бойцы противника — ну или ваши, если не повезет — с протяжными криками падают с третьего этажа, если вы взорвали у них под ногами гранату. Разрушаемость вместе с непредсказуемостью (а ну-ка, угадай, куда полетит вот этот заряд плазмы!) делают бои неповторимыми и интересными.

При желании, кстати, некоторые миссии можно пройти без единого выстрела — главное не показываться на глаза противникам. Но в самом деле, кто станет заниматься подобными вещами, когда можно просто взять и разнести половину уровня?

Рецензия на XCOM 2 - фото 7

Ну а если разносить окрестности вам не нравится, этим с удовольствием займутся противники, которые плевать хотели на сохранность уровней. Причем если поначалу у врагов будут обычные солдаты с магнитным оружием, то уже через пару игровых месяцев вам на голову будут сыпаться сплошные мутоны, архонты и прочий инопланетный сброд, от одного вида которых хочется забиться в угол и не высовываться.

Большинство пришельцев по сравнению с первой частью стали куда хитрее, сильнее и злее. Даже тем, кто прошел оригинал, будет нелегко во второй части. И даже наоборот, старая память сослужит дурную службу, потому как противники обучились новым приемам и способностям. Каждый раз, нарываясь на очередной новый трюк пришельцев, вы будете сидеть в кресле и с остекленевшим взглядом смотреть в экран, сквозь зубы обещая стереть в порошок всех, кто ВОТ ЭТО породил. И таких моментов, поверьте, будет много.

Сама боевая система осталась прежней — это все еще пошаговая тактика, где вам нужно грамотно распределять свои силы и не менее грамотно пользоваться многочисленными умениями. Злополучные проценты попадания (о, вот она — главная причина любить и ненавидеть эту игру!) все так же рассчитываются по дальности от персонажа до цели, особенностям ландшафта и многим другим факторам. А также благодаря рандому, куда же без него!

Рецензия на XCOM 2 - фото 8

К счастью, побороть этот рандом — хотя бы частично — помогают оружейные модули, прибавляющие оружию точность, увеличивающие магазин или дающие шанс на убийство с первого попадания. Персонажам-мазилам пригодится модуль, который позволяет наносить часть урона при промахе.

Добыть такие модули можно на трупах некоторых противников. Все модули при этом одноразовые — установив один такой вы уже не сможете его снять, максимум – заменить. Помимо оружейных апгрейдов существуют еще и специальные модули, предназначенные для самих персонажей. Эти модули увеличивают здоровье, шанс уклонения и некоторые другие параметры. Все это, конечно, существенно упростит борьбу с пришельцами.

Впрочем, в бочке меда не без ложки дегтя. Сюжет, стартующий с любопытной завязки, почти сразу начинает буксовать и вспоминается дай бог через пару десятков часов игры. Очень сильно не хватает механических солдат наподобие тех, что были в XCOM: Enemy Within.

В определенный момент вы понимаете, что, в общем-то, исследовали все, что могли исследовать, а новых изобретений нет и не будет. Все снаряжение, особенно если не торопиться по сюжету, вы получите где-то в середине игры. Дальше только изнуряющая война и ничего кроме.

Рецензия на XCOM 2 - фото 9

Несмотря на мелкие недочеты (и оптимизацию, которую цензурными словами и описать не выйдет) XCOM 2 остается отличной игрой – от нее все так же невозможно оторваться, пусть на часах давно утро, а на работу снова придется шагать с красными глазами. Продолжение Enemy Within, пожалуй, в ближайшее время станет главным аргументом в бесконечной войне между владельцами ПК и консолей – и на это самым упертым фанатам Мастера Чифа и Нейтана Дрейка пока что нечего будет ответить.

Комментарии 203
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
StriPMan
StriPMan
"Продолжение Enemy Within, пожалуй, в ближайшее время станет главным аргументом в бесконечной войне между владельцами ПК и консолей – и на это самым упертым фанатам Мастера Чифа и Нейтана Дрейка пока что нечего будет ответить." Без каких-либо намеков на платформосрач,вы реально думаете что она на консолях не выйдет?