Рецензия на World of Warcraft: Battle for Azeroth
Многие поклонники воспринимали дополнение World of Warcraft: Battle for Azeroth со скепсисом. Ведь что может быть масштабнее и круче, чем война с армией самого Саргераса, война с чудовищной угрозой для всего живого? Дополнение Legion подняло планку на какую-то совершенно невозможную высоту, вернув заскучавших в Warlords of Draenor игроков назад.
А в новом аддоне авторы снова сталкивают лбами две знакомые фракции… Нет, иногда приятно вернуться к тому, с чего все начиналось, но теперь это уже не дотягивает до уровня былых конфликтов. К тому же почти все нововведения «Битвы за Азерот» выглядят как переработанные механики из предыдущих аддонов. Но даже это не вызвало бы вопросов, если бы разработчики все сделали аккуратно.
События Battle for Azeroth начинаются сразу после окончания Legion. Саргерас воткнул гигантский меч в планету, которая оказалась древним титаном. Не то чтобы это было сюрпризом, особенно для тех, кто разбирается в лоре, но мысль о том, что твой мир на самом деле живой, завораживает.
В общем, мир этот из-за ранения начал умирать, истекая минеральной кровью, застывающей в виде азерита — специфического ресурса, который наделяет живых существ невиданной силой. И две фракции, Альянс и Орда, вцепились друг другу в глотки из-за ценного минерала.
Сам азерит — своего рода энергоноситель, который можно поместить в специальное ожерелье, питающее доспехи. Доспехи, правда, тоже нужны особенные, азеритовые. В Battle for Azeroth они заменили надоевшие артефакты, от которых броня, впрочем, ничем принципиально не отличается. Накапливая азерит, вы можете открывать новые абилки — будь то периодическое включение щита или дополнительная характеристика в скиллах. Откровенно бесполезных среди этих умений немного, да и если ошибетесь с билдом, на себе особо не почувствуете.
Вариативности с броней сильно меньше, чем с артефактами, но зато доспехов больше — и теперь вам не придется бегать с одной пушкой всю игру. Зато предстоит походить без красивого оружия, что не помешает вам трансмогрифицировать любую заточку в тот же легендарный Испепелитель. Есть и хорошие новости: азерита реально много, его выдают за выполнение квестов, убийство легендарных существ и прохождение подземелий. Конечно, у каждой вещи свои требования к уровню вашего ультрамодного ожерелья, но для открытия всех умений в синих шмотках достаточно будет недели неспешной игры. Причем накапливаеся азерит одновременно для всех вещей.
Вообще, в текущем состоянии на Battle for Azeroth вам вообще не придется тратить много времени.
И все потому, что новое дополнение выглядит так, будто это всего лишь пролог истории посерьезнее. Никакой полномасштабной войны пока нет — вас отправят на один из островов за союзниками: Орда поплывет в ослабевшую империю троллей Зандалар, а Альянс попробует заручиться поддержкой КулʼТираса, находящегося под руководством матери Джайны Праудмур, Катерины. Но надеяться на теплый прием ни там, ни там не стоит.
Главная задача — найти утерянные флоты, попутно разобравшись с мелкими дрязгами местных жителей. Согласитесь, после борьбы с угрозой планетарных масштабов звучит как-то совсем скромно. При этом значительное количество времени фракции будут разведены по своим островам, лишь изредка сталкиваясь.
В какой-то момент вас отправят создавать передовые базы на вражеском острове, и вот здесь наконец-то начнется интересное. Выполнить квесты вражеской фракции, увы, не получится, но у вас будут свои — с рекогносцировкой, саботажем, подготовкой плацдарма для будущей мясорубки. Кроме того, именно на вражеском острове будут доступны мировые квесты, как в Legion.
Но есть и одно большое «но». Для прохождения цепочки военной кампании придется изрядно пофармить репутацию. В этом не было бы ничего плохого, если бы вам в определенный момент, причем довольно скоро, не пришлось заниматься только этим. Сюжетную кампанию можно неспешно пройти за полторы недели и потом либо развлекаться, набивая репутацию, либо не вылезать из подземелий.
Но с ними тоже не все отлично. По какой-то причине данжены Альянса получились удручающе скучными. Тол Дагор и Святыня Штормов вполне могут занять место в пантеоне самых скучных подземелий за все время существования World of Warcraft. У Орды с этим получше. Конечно, вы можете попасть во все, вне зависимости от выбранной стороны, но из восьми базовых половину вы, скорее всего, не захотите видеть уже на второй раз. Совет: оставьте их к моменту, когда достигните максимального уровня. Все равно в них придется вернуться, а квестов для прокачки вам хватит с головой.
Создается впечатление, что создание всего, связанного с Альянсом в Battle for Azeroth, просто саботировали, иначе как объяснить, что даже локации у Орды выглядят круче? Некрополи, джунгли с гигантскими динозаврами, пустыня со стометровым громоотводом в виде змеи. В КулʼТирасе тоже есть несколько интригующих мест, но в основном это горы и равнины, на которых нет ничего кроме травы и редких деревьев. Возможно, это дело вкуса, но кампании и впрямь выглядят неравнозначными по качеству.
Альянсу разве что со столицей повезло больше. Боралус — главный город КулʼТираса гораздо уютнее, чем пирамиды Зандалар. Но дизайнеры с удобством передвижения не особо заморачивались, судя по всему, поэтому придется плутать.
Хорошо хоть, что на каждом острове по три разных локации. Их можно посетить в любом порядке и если вам надоест одна, можно переместиться в другое место.
Подкачали и квесты. Они все еще прекрасно написаны, но обычно к ним привязаны обыденные поручения вроде «убей десять кабанчиков». Понятно, что это неизбежное зло в MMO, но вопрос всегда стоит в их количестве — и в Battle for Azeroth, особенно на фоне все того же Legion, их слишком много. Да и строятся нарративные линии в каждой из трех зон на острове по одной и той же схеме, в конце которой вам придется вселиться в какое-то чудовище и поубивать противников. Особенно смешно, когда в очередной раз ваш союзник переметнется к врагу, а вы лишь зевнете от «неожиданности».
Полномасштабная война начнется с появлением Warfronts. Пока фронты недоступны, и это накладывает отпечаток на восприятие игры прямо сейчас. По сути, пролог будущей битвы — единственное, чем можно заняться в игре сегодня. Наверное, впервые в истории World of Warcraft авторы сделали ставку на PvP, а не на PvE.
Фронты откроются четвертого сентября, и тогда можно будет сделать окончательные выводы. До этого момента, правда, вас будут искусственно тормозить, чтобы вы все быстренько не посмотрели. Даже финальный сюжетный квест — это мифическое подземелье, куда нужно собирать людей руками, как в старые добрые. Но предварительно все равно надо серьезно покататься по базовым подземельям для сбора подходящих вещей.
Несмотря на все сказанное выше, повоевать все же удастся и сейчас — благодаря War Mode. Так как Blizzard избавилась от серверного деления на PvP и PvE, теперь переход в режим «сейчас всю деревню вырежу» можно сделать одним нажатием кнопки. Так вы подписываетесь на то, что вас могут убить абсолютно в любом месте, но взамен получаете доступ к нескольким отдельным талантам и +10% к опыту во время прокачки. Конечно, вы также сможете убивать любого, кто ходит не под тем флагом. И если на вашем острове будет относительно безопасно, то вот на вражеском жизнь превратится в настоящие шпионские игры. Придется очень осторожно бегать, чтобы не попасться на глаза врагу.
По ощущениям это очень похоже на WoW времен ваниллы и Burning Crusade, где вас могли убить в любом месте за пределами Шаттрата. Чувство опасности и необходимость оборачиваться в десять раз чаще и постоянно следить за обстановкой — наверное, лучшее, что было и есть в игре. Главное, что можно включать и выключать PvP по желанию, но только в столицах.
Еще есть режим островных экспедиций. В нем вас отправляют на затерянный в океане остров, где нужно с другими игроками соревноваться в сборе азерита. Играется примерно так же скучно, как и звучит. Все в этом режиме кажется сделанным наспех, процедурно сгенерированные острова выглядят однообразно, местные противники — тоже. Дошло до смешного: у корабля, на котором вы возвращаетесь в порт после экспедиции, просто нет трапа. Может, это только у Альянса и лишь в одном случае, но все равно говорит о многом.
Часто на острова отправляться не хочется, и если режим не сделают интереснее, то про него вскоре просто забудут. Особенно после того, как ему придется конкурировать с фронтами.
Battle for Azeroth выглядит логичным дополнением, но получилось оно неоднозначным. Оказалось, что иногда недостаточно просто напихать в аддон «все самое лучшее», что было в игре раньше.
Тем не менее это все еще та самая World of Warcraft, увлекательная MMO, но именно сейчас острее всего в ней ощущается отсутствие по-настоящему новых идей. Да и без главного развлечения нового дополнения, той самой глобальной войны, Battle for Azeroth выглядит как филлер, тем более после потрясающего Legion. Что-то вроде побочной истории. Местами интересной, но все же заставляющей зевать.
Сейчас оценить Battle for Azeroth я могу только на семь баллов, но пока не запущен режим Warfronts — говорить о финальной оценке рано. Посе четвертого сентября, когда откроется «Битва за Штормград» и первый рейд «Улдир», я обновлю рецензию и уже тогда вынесу финальный вердикт.
Обновление от 24 октября
Спустя два месяца после релиза Battle for Azeroth всем игрокам стал доступен первый рейд — «Ульдир». Это тестовая лаборатория титанов, в которой те пытались изобрести оружие, эффективное против Старых богов. Все пошло не так, как задумывалось, и в итоге титаны вместо того, чтобы найти способ противостоять древнему злу, случайно создали его аватар — Гʼхууна.
Новый бог, который умудрился совратить половину троллей Зулдазара, выглядит не особо внушительно — это просто гигантская личинка. Мерзкая, конечно, но ни с одним другим Старым богом она не сравнится. Хотя внешность бывает обманчивой: даже на нормальном уровне это чудовище без труда впечатывает в землю игроков, привыкших к легким первым рейдам.
Вообще, кроме Гʼхууна в «Ульдире» есть и другие проблемы. Например, Зул — тот самом пророк, с которым вы встретились в подземелье Штормграда. Зул очень любит призывать толпы помощников и в какой-то момент вообще заливает пол ядовитой кровью. Не хватает урона — вайп. Танк неправильно водит противника — тоже вайп. Тем не менее до уровня сложности рейдов того же The Burning Crusade «Ульдиру» далеко, но те времени уже, судя по всему, никогда не вернутся.
Зато «Ульдир» очень удобный, за исключением нечеловеческого спуска к Митраксу. В остальном все здорово: не нужно долго бегать и зачищать окрестности. К тому же подземная лаборатория выглядит впечатляюще — тут же вспоминаются двемерские архитектура и технологии из The Elder Scrolls. Правда, все, кто хотел, новый рейд уже прошли, и альтернативы пока нет.
Самое смешное, что через два месяца недостаток контента заметно еще сильнее, чем прежде. Частично эту проблему должны были решить и фронты, но нет. Хотя бы потому, что это не фронты, а фронт — то есть он один, называется «Битва за Штромгард».
Справедливости ради надо отметить, что он удался. Вы стартуете на своей базе, потихоньку захватываете добывающие постройки, потом — опорные пункты врага, и так до тех пор, пока вплотную не подберетесь к его крепости. Все это время вражеская фракция, ведомая ИИ, пытается отбиться, запуская волны пехоты и кавалерии и осадные орудия в вашу сторону. Больше всего это напоминает даже не классическую Warcraft, с которой режим сравнивали до его появления, а Dota или даже Heroes of the Storm с мелкими заданиями, дающими преимущество, и чуть более комплексными механиками. Попутно вы собираете железо и дерево, которое можете вкладывать в развитие собственных крепости и зданий, где можете нанимать воинов, улучшать их доспехи или получать неплохие баффы.
Звучит неплохо, но есть проблемы. Во-первых, сессии проходят стремительно, но если для данжей или батлграундов это плюс, то на «фронтах» предполагалась более вдумчивая игра. Война ведь — это о стратегии, планировании и динамично меняющемся окружении, под которое приходится быстро подстраиваться. А здесь почти нет тактики. Вы с толпой союзников просто уничтожаете любое сопротивление без особых усилий. Это больше напоминает вторжение монгольской орды, чем войну с равным противником. Конечно, многого от ИИ требовать трудно, но тогда нужно либо усложнять задачи, либо разрешить за обе стороны играть настоящим игрокам.
Во-вторых, всего один фронт — это мало. Еще хуже то, что у него низкая реиграбельность — из раза в раз действия игроков практически всегда одинаковые, поскольку компьютерные соперники не вынуждают всегда действуют по одной схеме и не побуждают выдумывать новые тактики.
В-третьих, единовременно на «фронт» может зайти только одна фракция. Другой же придется ждать и вкладывать ресурсы, пока не появится шанс отбить территорию. Получается формат «неделя через неделю». Это слишком большой период ожидания для любой активности, тем более ключевой для всего дополнения. Возможно, Blizzard предполагала, что большинство игроков будут играть одновременно и за Альянс, и за Орду, а потому смогут заходить на «фронт» каждую неделю, но если учесть за от смены фракции режим особо не меняется, то эта идея попросту не работает.
Понятно, что с появлением новых карт ситуация изменится, но поклонники WoW уже сейчас рассчитывали на то, что будет интересно. Сколько еще надо ждать, пока Battle for Azeroth не станет «полноценным» дополнением? Ответа на этот вопрос разработчики пока не дают.