Рецензия на Wasteland 3
Третья часть покажется знакомой любому, кто видел изометрические ролевые игры с пошаговой боевой системой. Небольшой отряд бравых вояк, огромное количество возможностей для кастомизации, тонны навыков, перков и характеристик, десятки видов разнообразного оружия — от обычных автоматов до уменьшающих гранат — и все тому подобное. При этом никаких особых сложностей в геймплее (по крайней мере, на первых порах!) нет — освоиться в Wasteland 3 будет несложно даже тем, кто старается не лезть к пошаговым тактикам.
Первые часы: знакомство с Колорадо-Спрингс и ролевой системой
Завязка у игры следующая. Прошло пять лет после того, как пустынные рейнджеры Аризоны уничтожили собственную базу ядерной ракетой, чтобы одолеть взбунтовавшийся ИИ «Кочис». Теперь у рейнджеров дела идут неважно, и они решают принять приглашение некоего Патриарха из Колорадо, который обещает отправить припасов бедствующим людям в обмен на военную силу рейнджеров. Те снаряжают к соседям конвой, который на половине пути к цели влетает в засаду. Большая часть рейнджеров погибла, однако задание есть задание, и парочка выживших в засаде раздолбаев отправляется на встречу с Патриархом.
Тот почти сразу раскрывает карты — нападение произошло из-за его небрежности, поэтому рейнджерам он поможет не только едой, но и новобранцами. Вместе с этим выясняется, какая конкретно помощь «спасителю Колорадо» вообще требуется. Против него, оказывается, взбунтовались трое его детей, которые ударились в бандитизм и теперь грозят устроить переворот. В общем, типичный постапокалипсис.
Все это выливается вам на голову в течении первых 20 минут игры, а после — вы предоставлены сами себе. Сюжет ведет вас в местное поселение, где, как водится, журнал побочных квестов начинает набирать вес с каждым сделанным шагом. О центральной истории из-за этого, конечно, вспоминаешь только часов через десять.
Причем я уж не знаю, как там будет дальше, но в начале квесты очень разнообразные, к тому же их много, и они все довольно яркие. Вот, например, жительница местного арендного жилья жалуется на соседа (и на ленивых шерифов) — тот у себя в квартире взрывчатку мастерит. Вроде бы банальная история, да? Но на поверку все оказывается куда веселее, ведь загадочный изобретатель мастерит не взрывчатку, а… собственных клонов. Причем до ужаса тупых и агрессивных. А разбираться, естественно, вам.
В той же копилке занятных квестов — история о беглом синте и охотящихся на него людях, задание о пропавшем в местном казино шерифе, разборки с беженцами, которые нагло оккупировали часть вашей базы, и так далее. Каждый квест полон моментов, где нужно делать выбор, который впоследствии игра вам припомнит.
А решения принимать в Wasteland 3 и впрямь надо часто. От того, что вы говорите, зависит не только исход того или иного задания, но и ваша репутация у определенной группировки, а также отношение спутников к вам. Если им что-то в ваших действиях не нравится — они вам об этом скажут в лоб. Будете продолжать гнуть свою линию, не считаясь с интересами компаньонов, и они вообще с вами распрощаются. Правда, это относится только к «сюжетным» компаньонам со своей историей. Рекруты, которых вы нанимаете на базе, останутся с вами до конца. Или пока их не пристрелят.
Геймплейно же Wasteland 3 это… ну, типичная изометрическая партийная RPG с пошаговыми боями. По карте герои бегают в режиме реального времени, обшаривая каждый закоулок и ящик на предмет ценных предметов, в пошаговом же режиме сражаются с врагами. Боевка тоже довольно стандартная — у вас есть очки действий, за них вы бегаете, стреляете, используете навыки или предметы, а еще есть несколько завязанных на AP дополнительных действий. Инициатива как таковая в игре есть, но влияет она только на определение того, какая команда ходит первой, непосредственно в бою вы можете менять порядок хода своих подчиненных как вздумается.
Мелочей, впрочем, хватает. Например, после нескольких успешных попаданий вы можете включить режим «прицельного выстрела», напоминающий V.A.T.S. из последних частей Fallout. Выбираете часть тела, стреляете — и враг кроме урона получает какой-нибудь неприятный эффект в зависимости от того, куда вы попали.
А еще не стоит пренебрегать окружением! Увидели генератор, питающий вражескую турель? Отключите, пока вас не изрешетили. А если заряжен «прицельный выстрел», вы можете попробовать разбить на турели чип наведения, заставив ее атаковать своих же хозяев. Нашли на холме гигантскую светоотражающую линзу? Почините ее — и сможете выжечь врагов.
Оружия в Wasteland 3 много — и найти что-нибудь себе по душе сможет любой. Пулеметы, гранатометы, лазерные автоматы, уменьшающие гранаты, мечи… базука, стреляющая замороженными хорьками. И это, повторюсь, самое начало игры! Не удивлюсь, если дальше обнаружится какой-нибудь орбитальный лазер или Пушка Судного Дня, например.
Игра, пусть местами она и напоминает XCOM (здравствуйте, промахи при шансе попадания 90%, я по вам скучал!), все же более суровая. Аптечки, патроны и прочее снаряжение у вас не бесконечные, поэтому остаться посреди боя без снарядов для гранатомета — это запросто. При этом патроны не универсальные — вам надо постоянно проверять, чем стреляют ваши винтовки, и закупать определенные виды амуниции. Иначе вместо перестрелок придется махать кулаками (хотя можно и так — даже перки соответствующие есть).
И, кстати, герои здесь не сами по себе — они представляют пустынных рейнджеров, что открывает определенные дополнительные возможности. Вы можете, например, кидать людей в тюрьму, брать взятки у воротил темного бизнеса и даже рассекать по заснеженным пустошам на собственном бронетранспортере со встроенным искусственным интеллектом. Который, кстати, совсем не прочь вам помочь в некоторых сражениях.
Словом, первые впечатления от Wasteland 3 исключительно положительные. Хорошие и рабочие RPG-механики, приятная боевая система и разнообразие квестов — вот чем приветствует вас игра. Возможно, дальше все станет хуже, и 60 часов прохождения превратятся в ужасную пытку, однако начало достойное и цепляющее. Впрочем, судя по оценкам критиков дальше все должно быть как минимум на том же уровне.
40 часов на полное прохождения: финальные впечатления
Первые впечатления не обманули — Wasteland 3 действительно хороша. В определенные моменты я ловил себя на мысли, что сравниваю игру с легендарной Fallout 2. Смешно, конечно, получается: третья часть серии, которая по сути и породила Fallout, напоминает собой вторую часть того, что без нее вряд ли получилось бы. Звучит, может быть, абсурдно, но тем не менее это так.
Если не сравнивать ключевые моменты — постапокалиптическую Америку, партийность и весьма широкую свободу действий, — то вот что у нас получится. Третья часть Wasteland постоянно балансирует на грани между серьезным произведением и «черной» комедией. Проблемы постапокалиптического общества (нужно сказать, весьма приземленные и реалистичные) тут перемешиваются с жизнью кучки культистов, которые поклоняются богопрезиденту Рейгану и строят в его честь статуи. Военные организации выживальщиков соседствуют с настоящими боевыми клоунами-каннибалами, которых зовут «Лос Паяцос». И так почти во всем.
Нельзя, впрочем, сказать, что вся эта клоунада мешает. Выглядит немного нелепо, пожалуй, но не более.
При этом авторам удается почти всегда подать даже самых сумасшедших и бредовых оппонентов интересно. Скажем, те же культисты Рейгана. Вот что в них такого? Культ как культ, мало ли таких в произведениях про постапокалипсис, правда? Но кроме борьбы с роботами-коммунистами из соседнего аэропорта они еще пытаются пересадить ИИ «Рейган» — которому, собственно, и поклоняются — в человеческое тело. И в ваших силах решить судьбу их небольшого городка и того, чем они займутся дальше.
Так, в общем-то, почти со всеми группировками в игре. Взять, к примеру Армию монстров, занявшую подземный торговый центр. По сути они — кучка фриков, которые часами смотрят старые фильмы о монстрах. А руководит ими забавный пухляш, который косплеит графа Дракулу. Им можно помочь остаться в живых и защитить их Диковионариум, а можно послать все к черту и вырезать их за неплохую награду.
С самым отмороженным сынком Патриарха Виком, который убивает направо и налево, можно скорешиться и взять его в группу. А можно пристрелить. Или просто притащить к папаше связанным. И за каждым персонажем при этом будет стоять своя история.
Благодаря местной ролевой системе вы можете быть как откровенным негодяем, так и образцовым рейнджером, причем оба варианта могут вам как помочь, так и сильно усложнить прохождение. Испорченная репутация с какой-то из фракций закрывает доступ к некоторым квестам, компаньонам может не понравится то, какую дичь вы творите, а некоторые друг друга на дух не переносят и вместе в группе вряд ли останутся. Что особенно радует — в игре штуки четыре основные концовки. И открыть часть из них можно, только последовательно делая определенные вещи на протяжении всей игры.
А еще вы можете пройти большинство битв с боссами (включая финального) вообще без боя. Этого, на мой взгляд, во многих ролевых играх очень не хватает, и здорово, что inXile решила вставить такую возможность.
С точки зрения отыгрыша роли Wasteland 3 очень хороша. Игру можно пройти эгоистом, который забивал на все, что не касается его конкретно, дружит с каннибалами и радостно мочит всех, кто под руку попался. Или же натуральным святошей, который освобождает рабов направо и налево, а также пытается всех примирить. Можно и просто играть… ну, постапокалиптическим рейнджером — поступать по справедливости, но при этом не забывать и про выгоду для себя.
В каких-то диалогах вам могут припомнить, что вы говорили несколько часов назад. Где-то посмотрят на репутацию. В иные моменты вы можете попробовать пройти проверку навыка, сделать это успешно — и обнаружить, что ваш оппонент от этого только взбесился. Это, кстати, здорово — побуждает лишний раз думать головой.
А вот с боевой системой есть проблемы. Вообще, в Wasteland 3 хорошая тактическая боевка, которая поначалу усложняется тем, что вам вечно не хватает навыков и на социальные умения, и на боевые. Что важнее — заговаривать зубы в диалогах и отпирать замкнутые двери или стрелять из снайперской винтовки и лечить союзников? Выбор и впрямь непростой — следует думать, выстраивать тактику и играть максимально грязно.
Но чем дальше вы продвигаетесь, тем слабее становится внутриигровой баланс. Уровне на двенадцатом (и на пятнадцатом часу игры) я навестил гипперов — тех самых культистов Рейгана, — где мне подарили энергетическую снайперку. Настолько мощную, что я прошел с ней до конца игры, ведь критом в голову она по первости выносила по две тысячи здоровья, тогда как у врагов было максимум по тысяче HP.
Ближе к финалу я завязывал в узел скорпитронов (огромные скорпионообразные роботы, неспешно бродящие по карте мира) за один ход, а в одной из последних локаций сумел разорвать босса со здоровьем в 7 тысяч единиц и свитой из четырех врагов за один ход. При этом все перестрелки у меня превратились в увлекательный фестиваль под названием «один выстрел — один труп», ведь у моих персонажей было ОЧЕНЬ мало здоровья, и даже силовая броня с не самыми плохими модификациями не спасала от крита в 800 единиц урона, прилетавшего от рандомного оппонента с сотней здоровья. Так что последние уровни я старался зачищать как можно быстрее, чтобы потом не приходилось лечить свой горе-отряд от вывихнутых конечностей и простуды.
Увы, проблемы с балансом — вообще штука распространенная, и страдают от этого, по-моему, все RPG. В Original Sin 2 такое было, в Pathfinder: Kingmaker тоже (там, правда, враги вас все равно брали высокими характеристиками), и конца и края этому не видно.
А вот что в игре совсем не радует — так это ее техническое состояние. Картинка красивая, но вот различных багов и раздражающих проблем в игре просто тьма. Загибайте пальцы: слишком длинные загрузки между локациями (а карта не бесшовная!), «замерзающий» во время боев AI противников, из-за которого приходится перезагружаться, вылеты на рабочий стол, глитчи в инвентаре (смотришь на одну вещь, а тебе показывают характеристики совершенно другой) и прочие мелочи вроде дублирующихся объектов на глобальной карте. С момента релиза прошел уже месяц, однако патчей, правящих все это безобразие, что-то не видно. Грустно это.
Но если говорить об общих впечатлениях, то я остался весьма доволен. У inXile вышло весьма интересное и толково сделанное произведение, которое совсем не стыдно рекомендовать любителям классических ролевых игр. Wasteland 3 — крутая игра. И, несмотря на изрядное количество технических проблем и косяков с балансом, в нее хочется играть. Да, в жанр ничего принципиально нового она не привносит, но не так у нас и много выходит CRPG, чтобы требовать от каждой новизны и прорывных механик, правда?
А в свете последних событий (речь о сделке между Bethesda и Microsoft) разработчики, может, и возьмутся сделать нам новую изометрическую часть Fallout? Опыт у них, в конце концов, есть. Может получиться здорово.