Рецензия на второй сезон «Волшебного участка»: грустные сказки «северной Венеции»



6 ноября в онлайн-кинотеатре Okko состоялась премьера продолжения «Волшебного участка». Знакомые герои во главе с участковым Лёхой Поповым перебираются из Москвы в Санкт-Петербург — ловить опасных сказочных существ и охотиться за Кощеем. Кинокритик Тимур Алиев посмотрел половину второго сезона и пришел к неутешительным выводам в отношении сказочных экспериментов.
Страна: Россия
Жанр: фэнтези, комедия, детектив, боевик
Шоураннер: Александр Носков
Режиссёр: Степан Гордеев
В ролях: Николай Наумов, Андрей Добровольский, Алексей Золотовицкий, Дарья Мельникова, Мария Смольникова, Ева Смирнова
Премьера: 6 ноября 2025
Где смотреть: Okko
Рейтинг: 18+
Оценка зрителей: Кинопоиск — 7.9
Что было в первом сезоне
Оригинальный сериал, вышедший осенью 2023 года, базировался на полицейском процедурале, поверх которого наслаивалось дерзкое переосмысление русского фольклора во всей его полноте. Главный герой — экс-снайпер спецназа Лёха Попов (Николай Наумов), который злоупотребляет алкоголем в провинции и затем оказывается завербован в ОБСП (Отдел по борьбе со сказочными преступлениями).
Позже Лёха узнаёт, что среди обычных людей живёт немало сказочных существ, и далеко не все из них ведут себя прилично. Пока протагонист налаживает отношения с племянницей Василисой (Ева Смирнова) в рамках обрушившегося на голову опекунства, ОБСП противостоит злодеям из русских сказок. Тут все как на подбор — от Бабы Яги, которая подрабатывает в вебкаме, и Змея Горыныча, страдающего от расстройства личности, до Кощея Бессмертного, дух которого растворился в цифровом пространстве.

Илья Соболев в роли гнома-матершинника на кадре из первого сезона «Волшебного участка»
Источник: Okko
В финале сезона Кощей завладел телом Василисы, но потерял бессмертие, которое неожиданно досталось Лёхе. Герой не сумел спасти её родную маму (свою сестру) от гибели. Мрачная ирония судьбы, которая подчеркивает неразрывный круг насилия и пустую веру в хэппи-энд во вселенной, где добро не всегда побеждает.
Что происходит во втором сезоне
Осторожно, в тексте возможны спойлеры
Санкт-Петербургские оперативники ОБСП на одном из заданий погибают при загадочных обстоятельствах. Коллеги из Москвы отправляются в командировку, чтобы разобраться в произошедшем. В новой локации им приходится адаптироваться к местным нравам и новому отделению: в отличие от московского, которое расположилось в здании ТАСС, здесь ОБСП базируется в заброшенном особняке. Съёмки проходили в знаменитом здании Дворца культуры работников связи на Мойке.

Кадр из второго сезона «Волшебного участка»
Источник: Okko
Знакомые персонажи — Лёха, Заяц (Алексей Золотовицкий), Гном (Илья Соболев), Краснова (Мария Смольникова) и Михалыч (Андрей Добровольский) — оперативно выясняют, что в убийстве питерских коллег замешан Кощей и его подручный Ворон (Филипп Янковский). Чтобы расследовать план злодея и разобраться, причём здесь ОБСП, герои заводят местные знакомства. Новыми героями сезона становятся британский маг Мерлин (Виктор Бычков), который обосновался в культурной столице со времён Петра I, и говорящий пёс Палыч. В первых эпизодах Антон Лапенко озвучивает собаку, а позже появляется в кадре и сам актёр.
В «северной Венеции», как охарактеризовал Петербург персонаж Соболева, — бойцы столкнутся с новыми сказочными героями. Среди них чайный гриб Серёга, эксперимент советской инженерии Карл, похищающий радость детей, уральская братва во главе с Хозяйкой медной горы и древний богатырь Пирдамир с таинственной судьбой.
Плюсы второго сезона
Перенос событий из Москвы в Санкт-Петербург выглядит эффектно. Все закоулки города по-особенному притягательны — от промышленных территорий, над которыми возвышается здание Лахта-центр (местная башня Мордора, где прячется Кощей), до старинной архитектуры центра и Дома Зингера, на первом этаже которого разместился салон «Малахитовый цветок».

Кадр из второго сезона «Волшебного участка»
Источник: Okko
Санкт-Петербург вообще не даёт о себе забыть. То герои сталкиваются с фабрикой троллей (отсылка на знаменитую компанию Евгения Пригожина засчитана), пробираясь через катакомбы метрополитена. То их забрасывает (фигурально, конечно) в пушкинскую эпоху, и каждый оперативник начинает говорить реплики в рифму — местами кринж, но в целом забавно. Ощущение глобальной экспансии присутствует.
Отметить стоит и костюмы, над которыми художник явно постарался, а не просто отрабатывал ставку. Таких костюмов, как у местных Хозяйки медной горы, Огневушки (наш ответ Флэшу из DC; девушка быстро бегает и плюётся огнём), Балабурда и Мерлина, трудно встретить где-то ещё. Никаких намёков на дешёвую театральщину — планка первого сезона в этом плане сохранена, а то и повышена.
Что у продолжения не получилось
Слабое звено сериала — Николай Наумов, до сих пор неспособный избавиться от проклятия «Реальных пацанов». К счастью, в продолжении у него не так много экранного времени. Наблюдение за моральным разложением горе-мента, который переживает чувство вины из-за утраты племянницы, — худшая часть второго сезона. Актёру не удаётся найти должный баланс между драмой и комедией, герой кажется лишним на питерском «празднике жизни». Сопереживать его ничтожным мытарствам просто не хочется.

Кадр из второго сезона «Волшебного участка»
Источник: Okko
От готовности к экспериментам над формой во втором сезоне не осталось и следа. Кажется, что и заход на территорию абсурда у создателей перестал работать. Ого, мы превратим избитые мемы про чайный гриб в огромное чудовище, которое хочет отомстить… за семью, срезанную в лесу под Рязанью? Над британским магом, обосновавшимся в Питере, можно подшучивать: «Отправишься на Родину, где тебя примут товарищи по всей строгости закона». Депортация — это так смешно, правда?
Худшая трансформация продолжения — гном-матершинник в исполнении Ильи Соболева, который, выпив зелье, стал ростом как обычный человек, но потерял способность материться. Привет «Алисе в стране чудес» с кастрированным репертуаром Высоцкого, конечно, вышел боком. Если смотреть на нецензурную брань как на инструмент социальной критики, ситуация и близко не смешная, а по-настоящему страшная.

Кадр из второго сезона «Волшебного участка»
Источник: Okko
Почти всё, что мы наблюдаем на экране (как минимум половину второго сезона), теперь не весело и игриво. Происходящее может быть местами остроумным, но глобально, к сожалению, беззубо, пресно и чересчур осторожно. Не хочется за это пинать создателей — их можно понять, равно как и генеральных продюсеров, уходящих от мало-мальских рисков. Как отметил сценарист и шоураннер Александр Носков, второй сезон сделан «быстро, в срок, в условиях», а не так как первый — «вымучиваешь, вынашиваешь, спасаешь как младенца».
На фоне первого сезона продолжение катастрофически теряет не только в остроте высказывания (мы все понимаем, красные линии двигаются непредсказуемо), но и в темпоритме. Основная линия сюжета (Лёха — Василиса — Кощей) движется так вяло и лениво, что к третьей-четвёртой серии вообще забываешь, кто здесь главный негодяй и кому нужно физиономию начистить, чтобы помнил, где раки зимуют (в Сказочном централе). Битвы с чайным грибом, уральскими бандитами и летающим андроидом рассыпаются на элементы, едва ли связанные в одну цепочку.
Итого
Второй сезон «Волшебного участка» — не самый плохой сериал на свете, но слишком ровный и спокойный. Пару лет назад шоу Okko заставляло ёрзать в кресле от того, что мы раньше не могли представить. Авторы позабыли, что его движущая сила — микс провокации и неудобства, способность быть хулиганом-бунтарём, который надел смокинг на премьеру, но в кармане спрятал фигу. Там, где раньше царствовала ядовитая сатира и наглые аллюзии на современность, теперь мерцает обыденный, благостный город-открытка. Герои едва ли изменились, а шутки стали шаблонными. Стоит ли продолжать, мистер Андерсон, если цензурные и иные ограничения так заламывают руки?
Автор: Тимур Алиев
Кинокритик, психолог, автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости». Посмотрел так много хороших и плохих сказок, что впору писать свою собственную. Жаль, но все каноничные сюжеты уже оприходовали греки и иже с ними.
