Рецензия на Virginia
Начнем с того, что это не совсем игра. И даже не интерактивное кино. В Virginia у игрока нет права голоса, он просто должен вести героиню в единственном возможном направлении и жать на единственную кнопку. Некоторым играм можно простить недостаток интерактивности, но Virginia получилась довольно слабой и как кино.
А ведь все нужное здесь есть: тут вам и пропавший ребенок местного священника, и загадочные сновидения, и намечающаяся теория заговора.
Волей нечистого на руку начальства новоиспеченная агент ФБР Анна Тарвер оказывается втянута во внутреннее расследование против своей новой напарницы — Марии Гальперин. Но у девушек постепенно начинают завязываться теплые дружеские отношения, а еще Анне снятся очень странные сны. Они определенно что-то значат.
В первые полчаса Virginia забрасывает сразу несколько сюжетных удочек. Персонажи не говорят, но от этого становится только интереснее исследовать камерные локации — не хочется упускать ни единого кусочка неспешно складывающейся мозаики.
Во многом очарование Virginia основывается на превосходном саундтреке. Музыка в игре работает не только на создание атмосферы, но и на раскрытие персонажей. Умело подобранные композиции в исполнении Пражского симфонического оркестра плавно перетекают одна в другую, точно модулируя эмоциональное состояние главной героини. У Virginia довольно приятный минималистичный визуальный стиль, но стоит только отключить звук, как игра превращается в череду безжизненных скучных коридоров.
Другой столп, не позволяющий игре развалиться на куски, — монтаж. Как правило, разработчики стараются реализовать максимально плавную, бесшовную подачу истории, чтобы усилить чувство погружения, создать у игрока обманчивое ощущение реальности происходящего. Но не Variable State.
В попытке обеспечить Virginia максимальную кинематографичность, разработчики использовали агрессивный монтаж. Склейки через затемнение здесь услужливо избавляют игрока от ходьбы и поездок на машине, которые превратили бы прохождение игры в многочасовой скучный ад. Благодаря нестандартному монтажу, Virginia поддерживает относительно бодрый темп.
В кадре постоянно происходит что-то значимое, но ни географией событий, ни выразительностью сцен, ни атмосферой сонного захолустного городка, затерявшегося в лесах Вирджинии, разработчики ради этого не жертвуют.
Впрочем, иногда вмешательство в темп повествования оказывается чересчур бескомпромиссным. Переходы к следующей сцене будут застигать вас совершенно неожиданно, без спросу. Если вы не успели прочитать документ или хотели проверить, нет ли чего интересного вон за тем камнем в пещере — ваши проблемы. Кто не успел — тот опоздал.
Но ни музыка, ни графика, ни оригинальный подход к монтажу не спасают Virginia от провального сценария. Стартует игра просто потрясающе. Она подкидывает все новые загадки и эфемерные зацепки, заставляет строить догадки о том, как же могут быть связаны пропавший сын священника, военные, руководство ФБР и местные подростки. И при чем тут вообще этот чертов бизон?
А не при чем. Во втором акте на первый план выходит внутренний конфликт Анны на почве порученного ей внутреннего расследования. И плевать ей, что стало с несчастным ребенком. И что замышляют военные. И что на самом деле ее напарница узнала о заговоре в руководстве ФБР. И на бизона. Да кому это вообще интересно?
Вместо того, чтобы оригинально распутать лихо закрученную теорию заговора, Variable State просто бросают все на самотек и пускаются в дебри натужной рефлексии. Финал Virginia — бессвязное месиво из самокопания, ЛСД-трипа и грубого обрубания всех повисших в воздухе линий ржавым топором.
Я ждал мощной кульминации — с активным напряженным действием и неожиданной, но логичной развязкой. Variable State же просто анимировали все имеющиеся сценарные наметки, приправили это пустыми сюрреалистическими образами и выдали в форме наркотического видения, которое должно было все объяснить. Нет, это так не работает.
Даже несмотря на то, что игроку дают ответы на большинство загадок, удовлетворения это не приносит.
Суть детективных историй вовсе не в заглядывании на последнюю страницу, в поисках имени убийцы. Суть в том, чтобы напряженно следить за героями, которые шаг за шагом приближаются к его разоблачению. А пропавший мальчик… если уж сценаристам на него плевать, то почему нас должна волновать его судьба?
Virginia очень трудно оценить. С одной стороны, это большой шаг для развития игр, как искусства. Агрессивный кинематографический монтаж отлично сработал — в будущем, я уверен, работа Variable State оставит отпечаток на жанре интерактивного кино.
Кроме того, Virginia смело заходит на территорию острых социальных тем. Расизм, сексизм, прогнивший институт религии, ненадежные, коррумпированные власти — для игры нет табу. Все это приводит западных критиков в либеральный экстаз.
Virginia ценна как опыт для индустрии, прецедент и пример для будущих поколений. Но как игра, как самостоятельное произведение, она разочаровывает. Начало и середина здесь задают такую планку, что Virginia без раздумий хочется записать в лучшие игры года, но ощущение наскоро прикрытой пустым псевдосимволизмом халтуры в финале от этого лишь усиливается.
Впрочем, от своих слов о демо я все еще не отказываюсь — на мой взгляд, это одно из лучших применений 20 минутам вашей жизни. В демо есть интригующий сюжет, ощущение страшной тайны и отличная открытая концовка, которой лишена полная версия игры. Я надеюсь, что идеи и наработки Variable State закрепятся в игровой индустрии, но насладиться ими я все же предпочту в какой-нибудь другой игре.