Рецензия на Valkyria Chronicles 4
Они обе посвящены одной и той же войне – события Valkyria Chronicles разворачиваются в вымышленной Европе, где друг с другом схлестнулись демократическая Федерация и диктаторская Восточно-европейская империя (географически – Россия, по моде и именам – Германия). Первая часть была посвящена тому, как ополчение из небольшой страны, находящейся между двумя гигантами (аналог, например, Литвы), отбило имперское вторжение. Четвертая – отряду Федерации, который сперва воюет на передовой, а затем перебрасывается на специальное задание, призванное положить конец войне.
Сценарий Valkyria Chronicles 4 поначалу приятно удивляет: по сравнению с первой частью он не ударяется в пошлую мелодраматичность и избегает совсем уж банальных ходов. Если в VC1 было очень много нытья о тяжелой судьбе нации дарксенов, которую унижают в злой империи (очевидно, к чему тут отсылка), то в VC4 дарксен – главный забияка и душа (но не мозг) отряда, и о его происхождении речи толком и не идет. Основной костяк героев – друзья детства, и это тоже большой плюс: они то и дело вспоминают старые истории, рефлексируют, растут над собой. Даже отношения, которые в анимешных играх обычно отображаются совсем провально, тут вышли неплохими.
Радует и харизматичный имперец, выступающий противником героев большую часть игры: он настоящий бунтарь с тяжелым прошлым и большим сердцем, он сгодился бы в протагонисты! Увы, во второй половине игры его затмевают злодеи, с мотивациями и характерами которых все очень банально, и валькирии, этакие волшебницы в этом реалистичном сеттинге, с которыми в игру неизбежно приходит надрывные попытки давить на эмоции. С сюжетом в целом тут, увы, тоже не задалось.
Хотя число солдат в отряде исчисляется десятками, в сюжетных сценках участвуют человек шесть. У остальных, как правило, есть побочные истории (одна на троих), раскрывающие их поближе, но зато нет иммунитета к гибели на поле боя.
Valkyria Chronicles 4 не была бы японской игрой, если бы в ней не были представлены самые разные яркие архетипы персонажей – более того, тут личностные качества оборачиваются боевыми перками.
Например, характеристики интроверта могут снизиться, если он окажется в окружении соратников, однако стоит ему в уединении пробежать мимо лужайки с цветами, как он сразу воспрянет духом. Выполнение побочных заданий помогает участвующим в них персонажам побороть недостатки и превратить их в свои сильные стороны!
Бои в Valkyria Chronicles пошаговые, но ход каждого отдельно взятого юнита проходит в реальном времени. Работает это так: вы видите карандашный план местности, выбираете на нем значок нужного юнита – и переноситесь к нему, управляя им с видом от третьего лица. Пока юнит под вашим контролем, время идет, и, если его видят враги, они будут по нему стрелять.
Чтобы подобраться к противнику, юнитам ближнего боя – например, штурмовикам – нужно использовать окольные пути, ползти в скрывающей их траве или рваться вперед во время того, как враг перезаряжается.
Один раз за ход юнит может произвести действие – атаку или лечение. Пока вы целитесь, время останавливается – это позволяет навести прицел на голову противника для нанесения критического урона. Однако, если юнит сидит за укрытием, то это дарит ему иммунитет от критов.
В свою фазу ваша задача, как правило, – убить побольше врагов (желательно с одной атаки – недобитые контратакуют), зачистить нужную территорию, продвинуться вперед, по возможности захватить лагеря, куда можно призывать подмогу (это же умеет делать и оппонент). За одного юнита можно делать сколько угодно ходов (но с последующими ходами он будет все больше уставать, и передвижение будет даваться ему с трудом). В VC1 разведчики были непомерно круче остальных: они бегали через полкарты, а с баффом на увертливость вражеские пули в них толком не попадали. Поскольку в VC1 большинство миссий выигрывались именно захватом лагерей, «скаут рашем» можно было пройти значительную часть игры.
Valkyria Chronicles 4 немного старается поправить баланс: тут и разведчики менее увертливые, и миссии разнообразные, и другие классы (кроме несчастных инженеров, они совсем не у дел) компенсируют плохую мобильность впечатляющей убойной силой. Тем не менее, у бегунов все равно есть важнейшее преимущество: появившаяся в VC4 возможность раз за фазу взять себе под опеку еще двух напарников и бесплатно потащить их за собой позволяет разведчикам перемещать на огромные дистанции менее поворотливых юнитов. А ведь еще есть БТР, защищающий пассажиров от вражеского огня!
В TRPG перемещение все же играет важнейшую роль, и большая часть тактических решений в Valkyria Chronicles 4 будет завязана на молниеносной переброске войск. Многие сражения можно закончить блицкригом буквально за 1-2 фазы!
Не особенно высокая сложность игры (за исключением пары миссий) гарантирует, что у большинства здешних тактических головоломок (а бои тут именно так и воспринимаются) найдется множество разных решений. Однако она же может расстроить любителей более серьезных тактических испытаний – ведь опциональные бои в Valkyria Chronicles 4 еще проще сюжетных. Увы, и те немногие миссии, что можно назвать непростыми, в основном являются такими из-за вражеской валькирии, сражаться с которой попросту неудобно. Некоторые сюжетные бои сильно заскриптованы, и внезапное появление врагов прямо у вас под носом приятным не назовешь. В других же все идет как по маслу, если знать «изюминку» боя, и все не клеится, если пока не получилось догадаться – иными словами, тактику приходится нащупывать методом проб и ошибок.
Прокачка в Valkyria Chronicles 4 довольно линейна: полученный за победы опыт можно «вливать» в развитие целых классов, что поднимает характеристики всех относящихся к ним юнитов. Подняв десять уровней, класс становится «элитным»: штурмовики, например, получают доступ к мощнейшим огнеметам. Также прокачка открывает новые качества персонажей и позволяет главному герою использовать в бою новые приказы (как правило, баффы). В боях можно также заработать и деньги – они идут на развитие экипировки. В случае с оружием можно делать это в нескольких направлениях – например, спекнуться в высокую точность, в бронебойность или же в максимальный урон по вражеским солдатам. С убитых уникальных противников можно полутать их экипировку, которая по характеристикам бывает круче собственных разработок отряда. В целом в недостатке кастомизации юнитов игру упрекнуть нельзя, но лично мне несколько жалко, что умения тут только пассивные и активируются рандомно.
Самая очевидная проблема Valkyria Chronicles 4 и при этом ее самое очевидное достоинство – то, что она практически не отличается от первой части. Да, появился еще один класс, да, баланс стал получше, а миссии – разнообразнее, но по большей части все то же самое. Игра даже начинается сразу с боевой миссии, словно ожидая, что мы уже изучили VC1 и готовы на новые, более крутые подвиги.
Поэтому с оценкой и тяжело. С одной стороны – ну как хвалить копию игры десятилетней давности, не включившую в себя элементов из последующих частей и почти не выросшую в плане геймплея? С другой – можно ли в этом упрекать наследницу игры совершенно уникальной и во многом непревзойденной? Низкая сложность – добро или порок? Действительно ли хороша непредсказуемость боев, происходящая из внезапно меняющихся на ходу правил и выпрыгивающих из кустов роялей? В зависимости от ваших ответов на эти вопросы от этой оценки можно отнять целый балл.
Только вчера перепрошел первую часть. Сюжет временами вызывал зубовный скрежет от тупости и шаблонности, особенно во второй половине. Кстати, не соглашусь: тема с евреями и биологические метафоры - лучшее, что есть в сюжете первой. Но, да, сама эта тема в сценарии раскрыта плохонько.
Проблема с геймплеем в первой даже не в самом скаутраше (все-таки реально прорашить можно, может быть, в половине миссий), а в том, что рейтинг, на котором завязана прокачка, зависит только от скорости прохождения, что побуждает тупо переть вперед. И делает все классы, кроме скаутов и танков довольно бесполезными (иногда еще лансеры нужны, чтобы появиться в лагере, пульнуть в зад танку и отступить) Тут, я слышал, рейтинг так и не исправили.
В принципе, четвертая часть (хотя стоило бы ее назвать второй или оставить без цифры, с подзаголовком, все-равно в реальные вторую и третью никто не играл) меня заинтересовала, но не по цене дороже ААА проектов, с графоном-то пс3 и без существенных отличий от игры 10-летней давности. Подожду распродаж или взлома.
Ну как бы с тактическими стратегиями застой не порок. Сколько лет уже ждем этакий "JA2 и чтобы 1в1 без глупых изменений".