Рецензия на UFC 4
Один из главных элементов UFC 4 — режим карьеры, от которого, правда, не стоит ждать мощного сюжета или неожиданных поворотов. После первого боя, во время которого вашему персонажу достаточно просто устоять на ногах до свистка, появляется возможность попасть в UFC. Но сперва надо сделать себе имя в местной лиге — и за многочисленными тренировками с отработкой разных стилей и приемов (бокс, кикбоксинг, борьба, захваты и тейкдауны) и впрямь следует ряд поединков с равными по силам соперниками, такими же новичками. И вот ваши победы замечает Дана Уайт, президент UFC: он предлагает очередной контракт, который и открывает вам дорогу к славе и будущим победам (или поражениям).
Впрочем, сюжетом игры серии UFC никогда и не славились, все дело ведь в геймплее и самих поединках. А еще в том, что происходит между ними. Взять, скажем, подготовку к бою — можно провести время в зале, чтобы улучшить свою физическую форму, или пригласить на спарринг известного бойца и выучить новый прием. А еще — «посидеть» в соцсети, местном аналоге Twitter, где вам или желают удачи, или предсказывают поражение (как в жизни почти!). Еще в соцсети можно общаться с другими бойцами, но в моем случае все такое общение свелось к сюжетным моментам.
Что же до тренировок в зале, то это не просто «фишка» для растягивания времени, а возможность прокачать своего бойца. Выполняя испытания и команды тренера, вы получаете особые очки, которые можно как раз потратить на улучшение характеристик персонажа. Основных позиций — три: «стойка», «грэпплинг» и «здоровье», и в каждой еще по нескольку пунктов. Скорость удара ногой или сила удара кулаком в стойке, удары в партере или проведение тейкдаунов в грэпплинге, прочность челюсти (да!) и скорость восстановления выносливости — все это можно прокачать. Радует еще и то, что к тренировкам следует подходить с умом: решив потренироваться накануне боя, вы рискуете получить травму и вывести на арену ослабленного бойца.
Про выносливость, кстати, следует рассказать подробнее. В UFC 4, в отличие от большинства других файтингов, у бойцов нет полосок здоровья (разве что в отдельном аркадном режиме), зато есть полоска той самой выносливости. Если вы во время поединка не будете давать персонажу отдыхать, его выносливость просто не сможет восстановиться до прежних значений — а чем она ниже, тем слабее удары вашего бойца и тем проще противнику пробить его блок. Выдохлись к концу третьего раунда? Пара апперкотов — и ваш персонаж приляжет отдохнуть, несмотря на то, что практически никакого урона он не получал.
Кроме того, есть перки, но с ними все просто: они покупаются за очки и дают постоянные бонусы. Скажем, помогают быстрее восстановиться или же бить точнее. Удары и комбо, кстати, тоже можно и нужно прокачивать — тоже в зале или во время поединков.
UFC 4 вообще далека от привычных многим файтингов. Это не Injustice, не Mortal Kombat и не Tekken. В ней недостаточно выучить несколько комбинаций и постоянно ими пользоваться. При таком подходе вы быстро окажетесь в партере, в удушающем захвате. Чтобы победить, важно знать сильные стороны своего бойца и бить в «слабые точки» оппонента.
Вот пример: в режиме карьеры я дрался за пояс с Камару Усманом, который часто проводит тейкдауны и не выпускает, пока не кончится выносливость. Когда проиграл несколько боев, понял, что пора вырабатывать особую тактику — не подпускать его близко и наносить удары в корпус или в голову исключительно ногами.
И вот такие моменты делают UFC 4 по-настоящему хорошей игрой, от которой практически невозможно оторваться. Она не дает вам бездумно жать на все кнопки подряд в надежде нанести противнику хоть какой-нибудь урон — она побуждает учиться, искать слабые места в его обороне, изматывать его. Ведь чем меньше у оппонента будет сил, тем слабее он станет.
Отдельный положительный момент именно четвертой UFC связан еще и с тем, что разработчики починили некоторые механики, которые прежде работали так себе. К примеру, бои в партере — они стали проще, доступнее для тех, кто недавно познакомился с серией. В борьбе у вас есть три условных положения: «болевой», «встать» и так называемый «граунд энд паунд». И ваша задача — в нужный момент предугадать действие соперника, понять, в какое из положений он перейдет, чтобы грамотно ему «ответить» и самому оказаться в подходящей для удара или захвата позиции.
Вместе с тем UFC 4 еще и выглядит здорово. Есть вполне реальный шанс, что человек, наблюдающий за ней со стороны, далеко не сразу поймет, что смотрит игру, а не реальное шоу. Арены детально проработаны, а бойцы очень похожи на самих себя в реальности — разработчики перенесли в игру даже музыку, под которую те или иные спортсмены выходят на ринг.
Идеальным симулятором смешанных единоборств UFC 4 мешают стать редкие баги (персонажи время от времени застревают в текстурах, есть проблемы с локализацией) и внутриигровой магазин, куда, по идее, нужно донатить. Нет, на геймплей донат не влияет — за реальные деньги можно купить только разного рода косметику, чтобы выделиться среди других игроков в онлайне, но, я уверен, вполне можно было бы обойтись и без этого.
И несмотря на это, UFC 4 кроме как стоящей игрой назвать не получится. Поверьте, если ее тематика вам интересна, вы получите немало удовольствия в попытках повторить, например, легендарный поединок Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора, отправить соперника в красивый нокаут или закончить поединок удушающим приемом.