Рецензия на Tyranny
Tyranny от других ролевых игр отличается тем, что изначальная позиция персонажа здесь — зло. Хотя, конечно, после первой пары часов в «Тирании» начинаешь недоумевать: какого черта вообще империю Кайроса Владыки окрестили вселенским злом?
Да, Кайрос вспыльчив и любит стирать своих врагов в порошок с помощью чудовищной магии. Да, его армии захватили полмира. Но на захваченных землях Кайрос устанавливает более-менее толковые законы, не велит сажать на кол каждого второго, да и вообще — его империя вообще-то процветает.
Да и враги у Кайроса — люди Ярусов — не то чтобы олицетворяют собой добро. Подписать мирный договор, а затем вероломно его нарушить? Легко! Год сидеть в крепости вместо того, чтобы выйти и разрешить проблему целой страны? Будто бы иначе можно! Мародерствовать и грабить собственных односельчан, доводя последних до голодной смерти? Конечно да, что за дурацкие вопросы. Короче говоря, в определенный момент я задался серьезным вопросом — а кто тут, черт подери, злодей-то?
Но с самого начала вас будут убеждать, что зло тут — именно вы. Потому что это вы пришли разрушить привычный уклад жизни людей. Вы хотите подчинить их своей воле. Даже на экране создания персонажа вам будут напоминать о злодейской натуре вашего протагониста.
Создание героя, к слову, занимает немало времени, хотя сам этот процесс в «Тирании» предельно прост. Тут, например, в принципе нет выбора расы — почти все жители Терратуса обычные люди. Зато можно выбрать класс, предысторию героя, а так же указать, что ваш протеже уже успел сделать в Ярусах. Но имейте в виду — игра запомнит все, что вы выбрали, и с последствием своих решений вы обязательно столкнетесь.
Задание у нашего героя несложное — доставить свиток с Эдиктом двум генералам Кайроса, которые уже длительное время не могут разобраться с мятежниками на покоренных землях. В Эдикте говорится буквально следующее: «Или вы захватываете эту территорию — или на ней вообще не остается живых». В результате вам придется помочь двум постоянно конфликтующим армиям разбить повстанцев, дабы уберечь как минимум собственную шкуру. Не смотрите на то, что у вас над головой появился таймер. Первый акт по сути разминочный, завалить его получится только в том случае, если вы будете целенаправленно на это работать.
Воевать в «Тирании» придется много и часто, но не так часто, как болтать. Боевка — это главное, что роднит игру с Pillars of Eternity (ну, или с Dragon Age: Origins, если вам угодно — суть в активной паузе), пусть и не без некоторых изменений.
Но основы привычные — танки «танкуют», хиллеры лечат, а маги закатывают врагов в бетон термоядерными ударами своего недоброго волшебства. Конечно, это в том случае, если ваш маг правильно прокачан и не брезгует учить новые заклинания. Если же колдун у вас ленивый — придется сражаться в ближнем бою, постоянно рискуя получить мечом по затылку и стрелой в колено лицо.
Вообще говоря, маг в «Тирании» — все равно, что двуногий танк «Мамонт»: быстро и эффективно уничтожает все, что шевелится. Но для этого его нужно развивать — задача не самая простая. Основная сложность тут не столько в прокачке, сколько в том, какие рунные слова ваш колдун знает. Все заклинания в Tyranny приходится собственноручно создавать с нуля, пользуясь взятыми из свитков знаниями о магии.
Разумеется, поначалу фаерболами вы будете швыряться максимум на метр, да и поджечь ими сможете разве что подол мантии вражеского мага. Но не отчаивайтесь, мощь вашего волшебника будет расти. И речь не только о циферках урона — исследуя мир, вы будете находить все новые и новые слова силы, которые позволят творить совершенно адские непотребства. Скажем, огненная буря, которая до кучи замораживает противников. Как вам? Или конус молний, накладывающий на врагов еще и кровотечение? Главное — чтобы знаний на все это хватило, потому как некоторые заклинания требуют, чтобы маг был настоящим гением.
Еще одна интересная деталь боевой системы в «Тирании» — составные навыки отряда. Всего в группе может быть до четырех человек, включая вашего протеже, и каждый из персонажей как раз и дает протагонисту по несколько «составных» навыков. И знаете, их мощь и реализация правда впечатляют. Кто-то начинает швыряться мечами в разные стороны, кто-то — стреляет из лука, как из пулемета. Но мой личный фаворит — взлет всей группы в воздух с последующим выжиганием земли с помощью «лунных лазеров». Жаль, что такие суперсилы восстанавливаются только при отдыхе у костра. Берегите для особо тяжелых схваток!
Впрочем, основная часть игры — не сражения, а болтовня. Если вы не уверены, что готовы проходить интерактивную версию «Войны и мира» (отставить панику — я о количестве слов), то «Тирания» — явно не ваш выбор.
Ну а любителям подобных развлечений приятно будет узнать, что диалоги в Tyranny — важная часть геймплея. Именно за разговорами сюжет может внезапно перевернуться с ног на голову и наградить вас свежей порцией проблем. Но может получиться и так, что ваша словоохотливость приведет к неочевидным разрешением таких споров, которые, казалось бы, только поножовщиной могли закончиться. Приходится не только внимательно вчитываться в слова собеседников, но и каждую свою реплику обдумывать особенно тщательно.
Глобально ваши ответы могут ничего и не изменить, но вот на отношение к вам персонажей и фракций повлияют только так. Попросту запороть нормальное прохождение какого-нибудь квеста неудачной репликой тоже можно — пользуйтесь.
Мой персонаж, к примеру, был весьма острым на язык и не боялся спрашивать «в лоб». Давя авторитетом вершителя судеб, я частенько оказывался в таких ситуациях, когда нужная информация-то получена, но все вокруг мечтают меня во сне прирезать. Впрочем, у «Тирании» и тут есть, чем порадовать игрока — даже отрицательное мнение о вас у фракций и персонажей может дать бонусы в виде пассивных или активных навыков.
По сути, единственная серьезная проблема игры — очень странная концовка, которая явно намекает на то, что к игре выйдет еще не одно сюжетное дополнение. Лично мне хотелось бы видеть более осязаемый финал: без белых пятен и туманных намеков напоследок. Но совсем уж кричать и ругаться концовка не заставляет. Она, в общем-то, подводит к концу приключения нашего героя в Ярусах.
Obsidian снова это сделала. У разработчиков опять получилась отличная во всех отношениях ролевка, в которой ваши решения не определяют цвет концовки, а действительно влияют на мир. Ко всему прочему, это еще и настоящий рай для любителей проходить игры по несколько раз — развилок с возможностью выбора тут столько, что и за два прохождения все варианты не переглядишь.
Tyranny — игра о крутых диалогах, отлично прописанных персонажах, и герое, который изначально «на темной стороне». И это, поверьте, имеет значение.
Разумеется, «Тирания» не лишена мелких недостатков и шероховатостей, однако одной из лучших ролевых игр года это ей стать не помешает. Если не верите — просто сыграйте, оно того стоит.