Рецензия на Twin Mirror
Есть у двух этих игр еще одна общая черта — форма. Обе — сравнительно небольшие истории про людей и отношения между ними. Истории, которые удачно укладываются в сериальную структуру — именно благодаря ей сценаристам Dontnod в Life is Strange удалось найти время на каждого важного для сюжета персонажа.
Проблема в том, что Twin Mirror на эпизоды не поделена. Это единая игра такой же формы, что и Life is Strange, старательно сжатая в предсказуемый детективный сюжет на пять — или около того — часов. Из-за того буквально каждому ее герою вечно чего-нибудь не хватает — экранного времени, строк в диалоге, катсцен, деталей и так далее. И это же — причина того, что неплохую изначально идею разработчики попросту не успели раскрыть.
Главный герой Twin Mirror — журналист Сэм Хиггс. Он возвращается в родной город Басвуд, откуда сбежал несколько лет назад, оставив все, что ему было дорого. Сбежал — потому что незадолго до этого написал статью-расследование о халатности руководителей местной шахты, градообразующего предприятия. Место добычи угля в итоге закрыли, из-за чего многие лишились работы — конечно, во всем обвинили сующего всюду свой нос журналиста.
А вернулся Сэм по еще более грустной причине — из-за гибели друга детства. И задерживаться он не хотел — собирался только прийти на похороны, почтить память Ника, побывать на поминках и снова покинуть город, в этот раз уже навсегда. Впрочем, в какой-то момент все пошло не по плану, и в результате — сильнейшее похмелье на утро, провалы в памяти и… чья-то кровь на одежде Хиггса.
Пытаясь разобраться в случившемся, герой узнает две вещи. Во-первых, кровь на его одежде принадлежит одному из жителей Басвуда, с которым он повздорил накануне, — теперь же тело бедолаги лежит на полу редакции, где когда-то работал сам Хиггс. Во-вторых, многое указывает на то, что Ник, друг Сэма, не сам погиб в автоаварии — судя по всему, ему помогли. Не волнуйтесь, все это едва ли можно счесть за спойлеры — это только завязка, которую Dontnod подает в первые же полчаса игры.
В центре сюжета — расследование, которое ведет Хиггс. В этом смысле — да и во всем, что касается геймплея — Twin Mirror очень близка к играм про Шерлока Холмса украинской студии Frogwares. Новая игра — тоже весьма неторопливая адвенчура с минимум экшена. Чаще всего герой бродит по локациям и местам преступлений, ищет улики и общается с персонажами (с редкой возможностью выбрать вариант ответа в диалоге, что может повлиять на финал). А затем он объединяет все свои догадки в «чертогах разума» — тоже как Шерлок Холмс.
Местные «чертоги разума» — пожалуй, основной геймплейный элемент, выгодно выделяющий не слишком яркую историю Twin Mirror. Искать улики, решать простенькие головоломки, догадываться наперед, что скрывает тот или иной персонаж, — это то, ради чего фанаты детективных игр вообще в них играют. И Twin Mirror их едва ли разочарует. Единственное, что смущает — отсутствие вариативности в вынесении условных вердиктов. Иначе говоря, ошибиться с версией произошедшего у Хиггса никак не получится — игра ему просто не даст сделать это. Верный вариант того, как журналист сложит вместе те или иные доказательства, — всего один. С другой стороны, Хиггс — и не детектив, за решетку он своим мнением, как Холмс, отправить не может.
Главный герой Twin Mirror «уходит в себя» не только для того, чтобы сложить кусочки какого-нибудь пазла. Хиггс — человек с массой психологических проблем, и потому время от времени он просто теряет самообладание — и не сойти с ума ему помогает… его внутреннее «я». Ухоженный молодой человек с внешностью героя, но в очках и с другой прической — это образ, созданный сознанием Сэма очень давно. Образ куда более дружелюбного и общительного Хиггса — в противовес Хиггсу настоящему, хмурому, недоверчивому и постоянно погруженному в свои мысли.
Эпизодов с «ним» (то есть с внутренним «я» главного героя) в Twin Mirror чуть ли не больше, чем эпизодов, посвященных расследованию. «Он» часто вмешивается в диалоги Сэма с местными жителями, помогая и мешая герою принимать решения, а также в ходе простеньких мини-игр спасает Хиггса от того, чтобы окончательно поехать головой. Во второй половине игры акцент и вовсе смещается на взаимоотношения героя с «ним», и это намекает на то, что основная идея, заложенная авторами в Twin Mirror, — это диалогизм самосознания, один из элементов которого — внутренний диалог. Именно его Сэм Хиггс и ведет большую часть игры.
Попытку разобраться в тонкостях внутриличностной автокоммуникации разработчики игр совершают очень редко, и потому Twin Mirror могла бы стать прорывной в этом смысле игрой, если бы не тот факт, что в рамках пятичасовой истории разработчики не успели раскрыть ни главного героя, ни второстепенных персонажей. Сэму, конечно, повезло больше — игра фактически и посвящена решению его психологических проблем. Но вот всем остальным времени на экране явно очень не хватает, хотя каждый житель Басвуда достоин того, чтобы его историю тоже раскрыли по полной.
Бывшая девушка Сэма, которая рассталась с ним и стала встречаться с его лучшим другом. Маленькая дочь Ника, переживающая события, практически в реальном времени формирующие ее как личность. Главный редактор газеты, которому явно не хватает какого-нибудь близкого человека, из-за чего он постоянно хочет со всеми обниматься. Глава местной аптеки, перебравшийся в Басвуд не так давно и все еще пытающийся сойти за местного. Будь Twin Mirror эпизодической игрой, каждому из этих персонажей можно было бы посвятить отдельную серию на два-три часа, а главный герой через продолжительное общение с жителями города мог бы лучше разобраться в самом себе. Но нет.
Зато Dontnod преуспела в другом. Ей удалось создать в Twin Mirror знакомую фанатам «Твин Пикса» и Alan Wake атмосферу тихого провинциального городка со множеством тайн. В Басвуде, опять же, очень хотелось бы провести больше времени — игра заканчивается как раз в тот момент, когда ты окончательно ловишь настроение американской глуши, — но и за те пять часов, что уйдут на прохождение, Басвуд и его жители вам наверняка запомнятся.