16 мая 2019Игры
Обновлено 16.05.2019

Рецензия на Total War: Three Kingdoms

Прошло четыре года с релиза предыдущей крупной исторической части Total War. За это время The Creative Assembly создала две потрясающие игры по фэнтезийному «Вархаммеру» и один спорный спин-офф под брендом Saga, про Британские острова, а также запустила и закрыла Total war: Arena, но все это была совершенно другая история. Three Kingdoms — игра, которая наконец-то продолжила то, на чем разработчики остановились в 2015-м. И сделала это очень хорошо.
Прошло четыре года с релиза предыдущей крупной исторической части Total War. За это время The Creative Assembly создала две потрясающие игры по фэнтезийному «Вархаммеру» и один спорный спин-офф под брендом Saga, про Британские острова, а также запустила и закрыла Total war: Arena, но все это была совершенно другая история. Three Kingdoms — игра, которая наконец-то продолжила то, на чем разработчики остановились в 2015-м. И сделала это очень хорошо.

В истории Китая было много периодов, когда государство делилось на царства или в соответствии с одной из нескольких династий. Но, пожалуй, ни один из них не романтизирован так, как «Троецарствие». Он совпал с окончанием правления некогда могущественной династии Хань — династии, существовавшей дольше, чем любая другая, больше четырех веков она удерживала власть в Китае.

Но всему рано или поздно приходит конец, и ко второй половине II века нашей эры единой Поднебесной империи уже не было. На престол последовательно всходили дети, которых контролировали евнухи и самопровозглашенные регенты. В это же время вспыхивали крестьянские мятежи: самым проблемным было Восстание Желтых повязок, охватившее большинство регионов страны. Центральная власть была слабой, и ее стали подавлять местные аристократы, которые за счет военной добычи и передела владений смогли достигнуть небывалого могущества. И, как это часто бывает, после того как им удалось подавить бунты, они обратили внимание друг на друга, устроив междоусобную войну и начав по кусочкам растаскивать старую империю. Одним из самых жестоких военачальников был Дун Чжо: он захватил власть в столице Лоян, став единоличным правителем при юном императоре. Проиграл, впрочем, несколько сражений другим претендентам на престол и потому вынужден был сжечь столицу вместе с населением в тысячи человек и отступить в горные районы.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 1

На этом моменте вы и начинаете игру. Этот краткий экскурс в историю может показаться ненужным, но он критически важен для того, чтобы разобраться в происходящем. Старая империя в руинах, и вам предстоит встать на сторону одного из аристократов, претендующих на звание нового императора. И если вы вдруг не читали один из ключевых романов в китайской культуре, «Троецарствие», то перед запуском Total War: Three Kingdoms не помешает хотя бы разобраться, кто такие Цао Цао, Люй Бу и Юань Шао. Выбирать надо будет между этими парнями, которые сформировали коалицию, старыми китайскими губернаторами, преступниками из северных районов и тираном Дун Чжо — он откроется после первого прохождения кампании.

Учитывая не слишком большое количество достоверных исторических источников, The Creative Assembly с чистой совестью использовала именно «Троецарствие» в качестве базы для игрового таймлайна. Дун Чжо здесь — ультимативное зло, хотя его убийство служит лишь промежуточной целью. Есть благородные разбойники — та же королева бандитов Чжэн Цзян или повелитель Черной горы Чжан Ян. И, конечно, все главные действующие лица из аристократии, которые сформируют царства и продолжат борьбу за власть. Все они предстают этакими титанами своего времени, такими, как их изобразил автор «Троецарствия» — Ло Гуаньчжун. Сам он списал их с исторических хроник, но придал их образам эмоциональные оценки.

Не трагедия, если эти имена вам ничего не говорят, но без знания контекста будет трудно погрузиться в атмосферу гражданской войны. К тому же Three Kingdoms концентрируется на легендарных героях больше, чем любая другая часть серии. По сути, история с героями — это эволюция механики лордов из Warhammer, только здесь они перестали быть опциональной подмогой для ваших отрядов.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 2

Теперь в каждой армии нужны три генерала. Дело в том, что каждый предводитель может набрать под свое командование лишь шесть отрядов. Никакого управления многотысячной военной силой одним человеком — вам нужны верные помощники, которые возьмут на себя условное крыло и будут отвечать за свою дружину. Все-таки это феодализм, хоть и в китайском обличьи.

Впрочем, лимит в трех полководцев на армию — не повод для беспокойства. Все еще можно вывести значительную военную силу на поле боя, просто новая система управления — это способ мотивировать вас не ограничиваться одним генералом и усилить потребность в микроконтроле. Нужно вовремя прожимать умения полководцев и следить, чтобы они не умерли, ведь это может привести к бегству отрядов, за которые герои и отвечали. Кроме того, ваши генералы могут вступать в поединки с генералами врага. Если у вас более опытный командующий, это хороший способ убрать опасного противника, не подставив под удар солдат. При этом бегство или удар в спину во время драки генералов подорвет мораль и доверие к вам, так что с этим нужно осторожно.

Если вам не нравится такой подход, есть дополнительный режим, в котором генералы играют меньшую роль, не разбрасывают толпы врагов одним взмахом меча и в целом ведут себя не как герои романа. Так что переживать за достоверность не стоит.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 3

Вообще, в сражениях новой Total War и кроется ключевое изменение. За всю историю серии бои не меняли настолько кардинально. Так, в Three Kingdoms под командование позволят взять несколько типов генералов, и у каждого есть не только уникальные способности, но и набор отрядов, которые можно завербовать. Скажем, у подчиненных, специализирующихся на пехоте, есть возможность взять лишь кавалерийское ополчение. Другие выставят на поле боя мощных воинов с цзы (это вариация алебарды) или универсальные отряды с гуан дао и мощными луками. Еще у генералов разные функции на поле боя: воины лучше всего дерутся с вражескими генералами, стражи — отлично штурмуют крепости, есть и очень уязвимые «чиновники», которые служат поддержкой и снижают характеристики врага.

От правильно подбора военачальников в армию теперь зависит гораздо больше, чем просто эффективность одного отряда, — это целая экосистема, в которой очень важно добиться синергии. Играет роль даже то, кто будет главнокомандующим, а кто будет в его подчинении — это влияет на, какие пассивные бонусы получит армия.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 4

Несколько изменилась и политическая система. Так, с расширением государства и ростом населения вы получаете новые титулы, от которых зависит количество советников. Можно назначить кого-то из аристократов на должности верховного советника, первого министра, казначея или управляющего в один из регионов. Важно также определить, кто будет наследовать престол в случае гибели главы фракции. Конечно, при лучших раскладах можно закончить игру и без перехода власти, все события происходят в течении пары десятков лет, но готовым нужно быть ко всему. Особенно учитывая, что Китай того времени — это жестокое и хаотичное государство, где все ведут войну против всех, изредка заключая временные альянсы.

Достигнув высоких титулов, вы сможете сформировать совет, который будет выдавать задания на экономическое развитие или военную подготовку. За их выполнение можно получить временные бонусы для всей страны.

В то же время следует помнить, что чем ближе вы будете подбираться к императорскому титулу, тем сильнее вас будут ненавидеть все остальные. Начнут считать все большей угрозой, из-за чего неизбежно испортятся отношения с соседями. Единственный способ противостоять им — положиться на верных вассалов, которые поразительно лояльны к вам, хотя и редко приходят на помощь там, где это действительно нужно.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 5

Впрочем, ИИ в Three Kingdoms моментами стал несколько умнее, чем в Warhammer. Отряды врага стараются эффективно взаимодействовать друг с другом на глобальной карте, по заветам Сунь-цзы нападают при значительном количественном превосходстве и штурмуют крепости, только будучи уверенными в собственной победе. А еще сами определяют стратегическую важность населенных пунктов, которые можно захватить, и могут более или менее удачно маневрировать.

Увы, в боях армии врага не показывают такой гибкости, используя несколько эффективных, но очень уж простых тактик. Например, кавалерия противника очень любит атаковать с флангов, но почему-то забывает о подходе с тыла. Так что выстраивать каре вам не понадобится, а вот копейщики по краям построения очень пригодятся. Еще враг зачастую оставляет своих стрелков без прикрытия, что уже радует вашу кавалерию, размещенную в засаде.

В Three Kingdoms куда более позиционная кампания, чем в предыдущих играх, — большую часть времени вы проведет в осадах. У генералов часто одинаковая дальность передвижения, лишь изредка попадаются артефакты, увеличивающие ее, поэтому догнать кого-то на глобальной карте, если он того не хочет, невероятно сложно. Да и незачем: при захвате городов вы лишаете врага экономической базы, а стоит только казне уйти в минус — войска сами начинают разбегаться.

Самих городов много, они довольно неплохо укреплены, и даже в отдаленных деревнях может стоять серьезный гарнизон, способный дать отпор среднего размера армии. Правда, в основном он состоит из ополчения, но большая часть армий в вашем Китае тоже будет состоять из простых мужиков в холщовых рубахах, которым только вчера дали оружие. Дело в том, что профессиональную армию содержать очень дорого, за стоимость двух отрядов опытных солдат можно снарядить два десятка посредственных, но вполне подходящих для войны бойцов. Three Kingdoms доказывает, что количество лучше качества, хотя парочку дорогих и опытных воинов в армии все же стоит держать. Кому-то ведь нужно держать центр вашего построения.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 6

Плохо, что Three Kingdoms во многом стала заложником собственного сеттинга. Китай большой, но это все еще одно государство, поэтому разнообразия солдат не ждите. Фракциям не хватает уникальности. Да, у каждой есть своя специфика, пара своих отрядов и одна линейка зданий, заменяющих базовую. Трудно было рассчитывать на что-то другое, но вскоре это все сливается перед глазами, и отличить Люй Бу от Лю Бэя становится очень непросто. Тем более что порой названия фракций отличаются одной буквой или не отличаются вовсе — просто потому, что одни стали условными сепаратистами. Штандарты в идентификации фракций тоже не помогают, они мало чем отличаются друг от друга. Видимо, чтобы хоть как-то сгладить это, разработчики сделали так, что перейти на стратегическую карту можно, лишь прокрутив колесико мыши, — и уже там разобраться в общей картине. Можно понять The Creative Assembly, которой пришлось добиваться удобства в рамках, заданных историческим источником. Впрочем, то же самое было и в Total War Saga: Thrones of Britannia.

Видимо, из-за того, что стороны не отличаются особой уникальностью, изображения отрядов в панели армии решили не прорисовывать, ограничились только силуэтом в доспехах. Будто авторы поняли, что Three Kingdoms не о столкновении разных военных подходов, а о том, кто при одинаковой базе окажется самым эффективным и займет трон. Может, конечно, это особенность ревью-версии, но я сомневаюсь. Ход, впрочем, не особенно удачный — ассоциировать воинов с их изображениями трудно, чтобы понять, на кого ты смотришь, надо потратить время.

Смущает и ограниченное количество портретов у генералов — постоянно приходится вспоминать, что это за полководцы и что они могут. Хорошо хоть их можно снаряжать, как лордов в Warhammer, и тогда картинка будет меняться, но этого мало.

Вообще, главные претензии к Three Kingdoms касаются скорее визуального дизайна и сопутствующего удобства, а не геймплея, хорошо отработанного в предыдущих частях.

Например, города, осады которых чуть ли не важнейший элемент Three Kingdoms, выглядят так, будто дизайнерам было на них плевать. Никаких изысков — максимально простые здания, которые можно представить еще в Shogun 2. Явно не этого ждешь от великой китайской цивилизации, возводившей великолепные храмы в то время, когда римляне еще жили в сараях. Хорошо хоть, горит все это забавно, при желании можно поджечь даже лес. Зачем-то добавили и десяток случайно бродящих по улицам моделей местных жителей, которые выглядят так себе. Понятно, что Total War не про графику, но лучше бы обошлись пустыми улицами, чем вот так. Войска тоже не хочется рассматривать: они все почти одинаковые, да и блестящих доспехов на них не увидеть.

Повезло только глобальной карте. Горы выглядят потрясающе, пустыни Внутренней Монголии — это реально пустыни, а на южных холмах вполне могут быть чайные плантации. Даже шахты штурмовать здорово — в узких проходах на склонах чувствуешь себя так, будто отыгрываешь китайских триста спартанцев, не меньше.

Рецензия на Total War: Three Kingdoms - фото 7

Total War: Three Kingdoms, как и любая часть серии, невероятно комплексная, написать все о ней просто невозможно, да и не нужно — вам стоит самим исследовать мир «Троецарствия». Тем более что критических недостатков нет, все отлажено.

И радует, что The Creative Assembly не боится экспериментировать: Three Kingdoms при всех знакомых базовых механиках чувствуется по-настоящему новой Total War, пропускать которую ни в коем случае нельзя.

Больше о Total War: Three Kingdoms

Комментарии 25
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII

А тут будет ныть @Billionyx, что ему её не подарили... и может быть его будет троллить @inpwbusina ради рофлов и лулзов!

MiddleEast
MiddleEast

-> цивилизации, возводившей великолепные храмы в то время, когда римляне еще жили в сараях

Так говорите, как будто у римлян не было храмов, а у китайцев - сараев.