Рецензия на The World Ends with You: Final Remix
В мире есть очень мало игр, в которых достигнута синергия всех элементов, — и арт-дизайна, и музыки, и тематики, и в первую очередь, конечно, сюжета с геймплеем. В жанре японских RPG таких и вовсе днем с огнем не сыщешь: на ум приходят разве что Xenoblade Chronicles и, наверное, Persona 5. Как правило, внутренней гармонии лучше всего добиваются игры минималистичные (вроде Portal или лучших симуляторов ходьбы), но The World Ends with You совсем не такая. Она перенасыщена идеями механиками — и они каким-то невероятным образом в ней прекрасно уживаются, дополняя друг друга.
The World Ends with You — это игра про игру.
Это само по себе служит оправданием практически всех возможных условностей. Ее герои мертвы, и второй шанс на жизнь они могут заслужить, лишь участвуя в Игре таинственного Композитора, этакого скучающего полубога. Правил у Игры много, но суть проста: надо продержаться до конца недели, каждый день выполняя по умеренно простому заданию. Мешают этому Жнецы — противостоящие Игрокам наемные работники Композитора. Они сами не нападают, но расставляют невидимые стены, требуя для прохода выполнения тех или иных заданий, или охотятся на Игроков, натравляя на них Шумы — монстров, выглядящих тут как помесь животных с татуировками. Закавыка тут в том, что Шумы существуют сразу на двух слоях реальности, отчего в одиночку с ними не справиться.
The World Ends with You — это игра про сотрудничество.
В битвах с Шумами могут выжить только Игроки в парах — заставляя их объединяться, Композитор проверяет их личностные качества. В версии для Nintendo DS бои велись сразу на двух экранах: главный герой, Неку, управлялся стилусом на тачскрине, а его напарник — крестовиной на верхнем экране. Это делало боевую систему абсолютно уникальной: приходилось вести сразу два сражения с разными механиками! Для тех, кому это казалось слишком сложным, предусматривалась возможность оставить напарника под управлением AI, но интереснее всего, конечно, было играть двумя героями одновременно, переключая внимание с одного на другого.
Во всем, что касается сражений, TWEWY поражает глубиной кастомизации. Значков (и умений) в игре сотни, и выбирать можно любые, формируя свой стиль боя. Способы их активации — самые разные: ткнуть во врага или в пустое место, держать на нужной точке стилус, перечеркнуть или потянуть в сторону противника или героя и так далее. Значки прокачиваются — как в боях, так и в перерывах между вашими игровыми сессиями — и по-разному эволюционируют. Уровни сложности различаются не только характеристиками, но и лутом — и есть удобная таблица, показывающая, что на какой сложности с какого монстра падает. Можно в любой момент рискнуть и временно откатиться на сколько угодно уровней назад, чтобы увеличить шанс дропа. Для этого же можно вместо одного боя ввязаться в несколько подряд, делая монстров все сильнее. Вместо привычных и банальных рандомных боев TWEWY предлагает новаторский, гибкий и очень удобный подход к сражениям, оставляя широкие просторы для гринда, но никогда его не требуя. В ней огромное количество опционального контента, но при желании можно и просто пробежать по сюжету без особых проблем, получив уйму удовольствия.
The World Ends with You — это игра про моду.
Свои умения, будь то телекинез, пирокинез или что-то еще, Неку черпает из значков. Повышение характеристик при помощи шмоток — стандарт для любой RPG, но в TWEWY шмотки все брендовые! И значки тоже. И сила их умений зависит от того, насколько популярен их бренд в конкретном районе. А популярность прокачивается, если носить одежду и значки нужного бренда в боях! При этом чтобы надеть более крутые шмотки, надо иметь немалую храбрость — и это еще одна характеристика, которую тут можно улучшать. А еще у каждой вещи есть какая-то скрытая особенность, которую можно узнать от продавца, если подружиться с ним, наведываясь в его магазин и щедро тратясь на покупки.
Все это звучит максимально логично и естественно — и список таких механик, которые идеально вписываются в сеттинг и тематику игры, можно продолжать очень долго. Например, Неку может использовать свой статус бестелесного Игрока, чтобы незаметно подслушивать разговоры людей вокруг и подспудно подталкивать их к тем или иным решениям, нашептывая им на ушко «мемы» (десять лет назад это слово еще можно было использовать в его первоначальном значении!). Призрачные Шумы же часто затуманивают мышление людей, заставляя их фиксироваться на негативном, — справившись с врагами, Неку поможет людям отбросить отягощающие их мысли и начать решать свои проблемы. И это резонирует с еще одной центральной темой игры — расширением собственных горизонтов. Само название The World Ends with You призывает героя перестать смотреть исключительно внутрь себя. Ведь во внешнем мире немало интересного.
The World Ends with You — это игра про Сибую, один из самых оживленных и молодежных районов Токио.
Сибуя живет хайпом, и в игре это находит свое отражение. Граффити и уличные арт-инсталляции, всевозможные забегаловки и бутики, блоги и популярная среди детей игра в значки… Не хватает только соцсетей и смартфонов: в 2007-м в Японии все ходили с мобильниками-«раскладушками», и именно на мобильники героям приходят миссии и сообщения. Это тот уникальный случай, когда разработчики JRPG не стали придумывать сеттинг, а взяли то, что им самим было близко и придумали, как в соседнем районе можно развернуть действие увлекательной игры. Их любовь к Сибуе заразительна.
The World Ends with You — это игра про подростков.
В отличие от остальных JRPG, подростки тут настоящие, не приукрашенные, и тот факт, что они в потустороннем мире бьются с олицетворениями негативных эмоций населения Сибуи, не делает их менее правдоподобными. Невероятные ситуации, в которых они оказываются, становятся лишь поводом раскрыть их с новых сторон, помочь им вырасти над собой. Герои TWEWY много рассуждают, занимаются самокопанием, разбираются в себе. Даже когда они порой ведут себя нерационально, этому находится объяснение. Неку в частности и вовсе формирует свое мировоззрение в многочисленных диалогах — ярких, эмоциональных, живых. А в то время, что игра не занимается внутренними терзаниями героев, она сыпет шутками налево и направо. Сценарий TWEWY выполнен на невероятном, недостижимом уровне, это золотой стандарт, на который стоит ориентироваться многочисленным японским произведениям про современность.
The World Ends with You — это игра невероятной красоты.
Она вышла на платформе, крайне слабой технически, и все равно выглядела замечательно. Восхитительный арт-дизайн дополняет саундтрек, состоящий из зажигательных и очень приставучих песен — рэпа, рока и попсы, исполненных на смеси японского и английского. Такехару Исимото (Crisis Core: Final Fantasy VII, Final Fantasy Type-0) написал музыку, крайне нетипичную для жанра и вместе с тем идеально подходящую модно-молодежной тематике игры. То, что такая графика с заставками, с озвучкой, с саундтреком в виде песен влезла на 64 мегабайта DS-картриджа — настоящее чудо.
С The World Ends with You Square Enix показала всему миру, как надо делать игры.
Она полностью использовала все возможности Nintendo DS и умело обошла стороной ее слабые стороны, отказавшись от трехмерной графики. Она создала оригинальную, глубокую, полную нюансов и вместе с тем простую для понимания боевую систему. Она избавилась от практически всего, кроме сражений и беготни по району, одой которому вся игра и являлась. Она рассказала интригующую, полную поворотов и клиффхэнгеров и почти лишенную противоречий историю. Она схлестнула в противостоянии ярких персонажей, пространно дискутирующих друг с другом. Она создала игру, оригинальную и превосходную во всех своих аспектах.
А потом она начала эту игру портировать на другие платформы.
Первой ласточкой стал iOS-порт, озаглавленный The World Ends with You: Solo Remix. «Соло» — потому что экран один, а значит, и герой один. Одна из ключевых особенностей оригинала была полностью утрачена: напарник Неку из полноценного играбельного бойца переквалифицировался в подобие значка. Он появлялся бок о бок с Неку при введении соответствующей команды, например, «ткнуть во врага» (что, само собой, мешало использовать умения, активирующиеся тем же образом). Это сделало игру заметно легче: атаки врагов по напарнику больше не проходили, а урон он продолжал наносить. Правда, это и испортило прохождение некоторых боссов, рассчитанных на двух персонажей, находящихся в разных местах.
Большим плюсом мобильной версии стала HD-графика — все (кроме спрайтов горожан-статистов) перерисовали так, что прям загляденье. Саундтрек тоже подтянули — в DS-версии звучали укороченные версии композиций, в «Ремиксе» — полные. Увы, ради этого пришлось пожертвовать управлением. DS-версия использовала стилус, с которым «айфоны» не дружат принципиально. А играть в TWEWY пальцами — сущая пытка. Это экшен-RPG с огромным количеством действий в секунду, и эти действия активируются жестами на тачскрине и требуют точности, которой пальцы никогда не смогут предоставить. А после сложных боев можно будет приветствовать мозоли.
Я так много говорю о версии для смартфонов, потому что в портативном режиме Final Remix ей соответствует полностью. Совсем полностью. То есть если в DS-версии можно было бегать по Сибуе крестовиной и входить в меню кнопкой Start, то Final Remix не позволяет даже этого — только тачскрин.
Добрый вечер, у Switch есть кнопки, и мы не боимся их использовать!
Но играть в The World Ends with You: Final Remix на большом экране ЕЩЕ неудобнее. В этом случае для активации умений надо водить по экрану не пальцем, а прицелом. Но только вот у Switch нет никакого аналога лазерной указки, как у Wii/Wii U, и прицел по экрану надо перемещать наклонами джойкона.
Вы только осознайте это. В хардкорной экшен-RPG, где нужно с точностью выполнять по нескольку действий в секунду, все надо делать курсором, передвигающимся наклоном контроллера.
Да, тут есть кнопка «вернуть прицел в центр». Нет, она совершенно не помогает. Даже в теории — чтобы на DS перечеркнуть врага, нужно было сделать очень короткое и простое движение — сродни тому, что мы делаем, ставя тире при письме. Противников можно было «чесать», нанося по пять ударов в секунду. На телевизоре же надо (обрезетив прицел) подвести курсор к нужной точке, зажать «А», пододвинуть курсор, отпустить «А». Для каждого удара. Это не только утомительно, но и ЕЩЕ менее точно, чем на маленьком экране. Тач-управление хоть и заставляет стирать пальцы в кровь, но хотя бы позволяет эффективно проводить много атак подряд.
Одно из нововведений Final Mix — возможность играть вдвоем за большим экраном. В этом случае первый игрок контролирует Неку, второй — его напарника, у которого есть три приема-значка. Это, без сомнения, интересный опыт, но ввиду кривизны управления рекомендовать его не получается.
Второе, чем пытается завлечь игроков Switch-версия — это дополнительный сценарий A New Day, еще один день (длиной примерно в три обычных), который Неку должен провести в Игре вместе с девочкой Коко, которая, в отличие от героев из 2007-го, живет уже в 2017-м, судя по ее манере речи.
New Day также вводит новые модификаторы для боев. У Неку постоянно отнимается здоровье, лечиться можно убийствами Шумов, сами враги постоянно делятся надвое, заполоняя весь экран, а еще по нему летают наносящие урон шары. Это все отдельные модификаторы, но очень быстро они начинают применяться в каждом бою и все сразу — что ни сражение, то мясорубка с участием 10-20 Шумов, килотонны опыта и лута, убитый баланс.
Низкое качество геймдизайна нового сценария очень сильно бросается в глаза.
В самой TWEWY тоже были несколько провисающие сегменты с множеством боев (особенно ближе к финалу), но создатели A New Day словно из кожи вон лезли, чтобы сделать продолжительность сценария как можно больше при минимуме трудозатрат. Новых врагов тут нет (только перекрашенные старые), новых значков — всего пара штук, новых локаций нет, а по сюжету A New Day — это просто очень толстый тизер сиквела, который совершенно не был нужен. TWEWY была замечательна не в последнюю очередь тем, что это была игра совершенно новая, во всем оригинальная.
То, что нам показывают в финале A New Day, иначе как паразитированием назвать нельзя.
Убитое управление и ненужный дополнительный сценарий не портят впечатление от The World Ends with You: Final Mix совсем уж сильно — вне боев она все еще одна из лучших JRPG всех времен. Но если у вас есть DS или 3DS, то пожалейте себя и пройдите TWEWY там. Пожертвовав качеством графики и музыки, вы получите удобное управление и оригинальную версию игры, ощущающуюся именно так, как она и должна.
Сама TWEWY, без сомнения, игра на 10 из 10.
Но ее Switch-версия достойна лишь…
нет
Спасибо за рецензию. Если не ошибаюсь то The World Ends with You: получила в свое время GOTY от СИ.