Рецензия на The Witcher 3: Wild Hunt - Blood and Wine
Больше года прошло после выхода The Witcher 3: Wild Hunt, и за это время CD Projekt RED собрала все мыслимые премии и награды. Не потому, что игра идеальна. Придраться можно и к затянутому Велену, и к однотипным NPC, и вообще к чему угодно, вплоть до недостатка людей с другим цветом кожи. Но «Ведьмак» перебивает все свои минусы. Потому что хочется время от времени навещать запутанные улочки Новиграда и отправляться с Геральтом в Велен, учинять геноцид очередному гнезду накеров или вылавливать бочки с контрабандным хламом у побережья Ард Скеллиге. Просто потому, что с миром «Ведьмака» не хочется расставаться.
Но попрощаться с убийцей чудовищ все же придется, и CDPR постарались сделать так, чтобы никто не ушел обиженным. История Геральта из Ривии началась в 90-х на страницах книг польского писателя Анджея Сапковского. Начинается цикл с небольших рассказов-притч, но во второй половине приключенческие зарисовки уступают место мрачному партийному эпосу.
В книгах кончается все совсем плохо – Сапковский хладнокровно убил почти всех полюбившихся читателям героев, включая и самого Геральта. Еще есть рассказ «Что-то кончается, а что-то начинается», в котором все живы и собираются на свадьбе Геральта и Йеннифэр, который он написал еще до реальной концовки, мол, хотели розовых соплей – получите.
Так что если ваше прохождение «Дикой охоты» кончилось плохо, – можете считать, что получили самый каноничный из возможных финалов, а «Кровь и вино» это как раз такой вот жизнерадостный этюд-утешение. Для всех остальных путешествие в беззаботное княжество Туссент станет расслабляющим финальным путешествием, в котором вам в последний раз позволят насладиться охотой на чудовищ, прежде чем Геральта наконец отпустят на заслуженный покой.
У меня язык не поворачивается назвать «Кровь и вино» дополнением и, тем более, пренебрежительной аббревиатурой «DLC». Это не россыпь нового оружия и не дополнительная миссия. Это полноценный, я бы сказал, эталонный сюжетный аддон, который дополняет оригинальную историю и приводит ее в завершенный вид.
Причем здесь я говорю не столько о сюжете «Дикой охоты», у игры и так замечательный финал. «Кровь и вино» ставит мечтательную точку в жизнеописании ведьмака в целом – приключение в Туссенте возвращает атмосферу первых рассказов Сапковского, в которых схватки с опасными чудовищами соседствуют с ироничным юмором и рассуждениями о том, что люди порой бывают куда страшнее любых монстров.
При этом сюжет не только на пострадал от понижения ставок, а наоборот, лишь приобрел в целостности и логике. Лично мне раньше было немного совестно за то, что Цири где-то там, возможно, отчаянно нуждается в моей помощи, а я тут трачу время на поиски сковородок, государственные перевороты и игру в гвинт с каждым встречным.
Не раскрывая подробностей, скажу лишь, что история «Крови и вина» вышла простой, но весьма захватывающей. На пути к финалу Геральту придется пройти через множество интересных и необычных мест и ситуаций – разнообразия Туссенту не занимать. Причем проработкой и оригинальностью удивляют не только сюжетные, но и дополнительные квесты. Цепочка с проклятием и рыцарским турниром заняла меня часа на два, а потрясающее задание в банке, в котором ведьмак противостоит бюрократической системе, добавляет игре юмора. А вот говорящую Плотву (показывали в ролике на 1 апреля) я так и не встретил, хотя, возможно, просто еще не нашел нужный квест.
Миссия в банке, кстати, практически дословно цитирует один из лучших эпизодов «Астерикса и Обеликса», даже внешность девушек в окошке передали очень похоже. Аддон вообще щедр на фансервис, от которого на душе любителей фэнтези обязательно потеплеет. Разумеется, помимо разнообразных пасхалок к популярным и не очень произведениям литературы и кинематографа, «Кровь и вино» изобилует и прямыми отсылками к персонажам и событиям из книг Сапковского.
Немаловажную роль на этот раз сыграет Эмиэль Регис, один из самых колоритных и обаятельных персонажей книг, смерть которого многие фанаты оплакивали больше всего. Я очень рад, что он выкарабкался. Несмотря на то, что игра то и дело ссылается на прошлый визит ведьмака в Туссент, незнакомым с этой историей игрокам не стоит беспокоиться на этот счет, ничего существенного вы не упустите.
Изменился не только тон истории и цветовая палитра окружающего ландшафта, нововведения не обошли стороной и игровой процесс. Во многом улучшения связаны с пересмотренным интерфейсом: новые книги и документы можно читать сразу, не заходя в инвентарь, предметы в быстрых слотах для бомб и арбалетных болтов удобно перелистываются, а в самом инвентаре появилась удобная система сортировки.
Также в игру добавили бонусы за комплекты брони – причем особые свойства проявляются у практически всех вещей, а не только у ведьмачьего снаряжения. Причем у комплектов ведьмачьих доспехов бонусы доступны только для комплектов нового максимального, гроссмейстерского уровня. Все соответствующие чертежи можно разыскать там же, не выезжая из Туссента. Признаюсь, я собрал только один комплект, да и то не полностью – даже с чертежами у меня не хватило денег и ингредиентов для оплаты кузнецу.
Заработать денег в Туссенте не так уж трудно, но и расходятся они моментально, ведь теперь у Геральта есть собственное небольшое поместье с виноградником, ремонт которого требует капитальных вложений. Обветшавшим домом и запущенным подворьем можно, конечно, и не заниматься, но после стольких лет наблюдения за скитаниями Геральта я просто не мог отказать ему в удобной кровати, а Плотве – в комфортабельной конюшне.
Несмотря на видимое умиротворение, Туссент таит в себе множество опасностей. Среди гор и виноградников можно повстречать десятки разных монстров, причем среди них есть и те, что не встречались в основной игре. Например, CD Projekt RED вернула призрачных псов баргестов, хищные растения архипоры и гиганских сороконожек из оригинальной The Witcher (а еще авторы по традиции расширили и без того богатый ассортимент трупоедов).
Отдельно хочется упомянуть боссов – их довольно много, и в боях с ними вам придется комбинировать эликсиры и знаки в поисках наиболее эффективной тактики. Финальная схватка разделена аж на три усложняющихся фазы. Это вам не летаргическое аард-удар-кувырок из битвы с Эреддином в конце «Дикой охоты».
На центральный квест и треть второстепенных заданий (не считая десятка «вопросов» на карте) у меня ушло чуть меньше 18 часов. Я обязательно выполню все оставшиеся задания – но не в ближайшее время. Геральту теперь некуда торопиться, так что и мне тоже нет необходимости гнать лошадей – буду иногда заглядывать, выполнять пару заказов. Как бы нам ни хотелось, до конца этого десятилетия на продолжение можно не надеяться, но это и к лучшему – все хорошее когда-нибудь заканчивается, только так оно не превращается в рутину.