Рецензия на The Walking Dead: Season Two Finale No Going Back
Торжество злости, страха и беспринципности имело место и в оригинале Киркмана, и все же ближайший ориентир здесь — комикс The Crossed. В зомби-саге Гарта Энниса героев часто пускали в расход так, что от отвращения хотелось быстрее перевернуть страницу.
No Going Back производит похожий эффект. Отличие лишь в том, что вся агрессия здесь — на уровне отношений персонажей: монстры к пятому эпизоду выступают уже не столько основной угрозой, сколько катализатором разлада среди выживших. Это особенно четко видно в сцене на льду, о содержании которой мы умолчим.
Минимум кровавых подробностей — есть вещи гораздо страшнее. Нравственный компас некоторых героев давно сбился, и дело уже не в том, смогут ли они найти верную дорогу. Вопрос в другом: под влиянием каких обстоятельств — появления на горизонте зомби или пустяковой ссоры из-за бытовых проблем — их настигнет полная моральная деформация, превращение в без малого таких же чудовищ, как и их враги.
Лейтмотив всей истории, становление девочки-подростка в аду апокалипсиса, отдельно подчеркивает здешний психологизм. Весь сезон Клементина занималась выживанием: зашивала собственные раны, училась проводить подсечки. Но куда важнее в итоге оказались вещи иного порядка — стойкость духа и умение быстро принять судьбоносное решение.
В отличие от первого сезона, предлагавшего скорее иллюзию выбора, тут целых три полноценных финала. Два из них — с вариациями. Определиться будет чуть сложнее, чем в очередной раз выбрать куда и чем ударить надсадно хрипящего мертвяка.
На месте зомби здесь, что не секрет, могла быть любая другая угроза. Киркман (а вслед за ним и Telltale Games) сочинял драму о людях, а не о гниющей плоти. Однако во втором сезоне этот посыл вышел на первый план почему-то только к финалу.
До этого сюжет неуверенно метался между экшен-эпизодами, внезапными встречами и довольно нудными остановками героев; в плане драматургии сезон выглядел откровенно слабее первого.
Ярких моментов вроде беседы тет-а-тет Клементины с Карвером вспомнить получается немного, а вот неаккуратно раскрытых образов и странных сцен (взять хотя бы четвертый эпизод) накопилось достаточно. Развивалась в общем забавная, но не очень внятная хоррор-мелодрама.
В No Going Back весь этот грузный шар — мешанину ситуаций, разноплановых персонажей и их отношений — наконец-то столкнули с горы. Не самый изящный прием, но он отлично сработал — едва ли можно было удачнее завершить не самый ровный сезон. Часть героев навсегда исчезла с экрана, другие вероятно дадут о себе знать в дальнейшем. Туманной осталась разве что роль Бонни: стоило ли посвящать ей отдельную The Walking Dead: 400 Days — все еще вопрос.
Многие критиковали прошлые эпизоды за технические нюансы, дескать, геймплея толком нет, стилистика несерьезная, а заявленная авторами вариативность — не более чем фикция. Со временем все эти претензии отпали — просто потому, что все свыклись с подходом Telltale. С повествовательной частью случилась диаметральная история: как только мы смирились с неубедительными конфликтами и рваным ритмом, авторы выпустили без скидок сильный эпизод. Выверенный, жестокий и с мертвецами лишь где-то на предпоследнем плане; именно что The Walking Dead, а не бюджетный триллер вечернего эфира ТВ3. Третий сезон, о котором уже объявили на Comic-Con, стартует с безусловно любопытных событий.