Рецензия на The Talos Principle
Ко всеобщему удивлению студия Croteam, известная по серии безбашенных карикатурных шутеров Serious Sam, создала игру, у которой нет ничего общего с тем, что принесло разработчикам успех. И, разумеется, никто не верил, что такой резкий скачок из одного жанра в другой приведет получится. Вернее как — люди не верили, но ждали. После анонса The Talos Principle ей заинтересовались многие: не только крупные игровые сайты и журналы, но и обычные игроки. Видимо, сыграл необычный концепт.
Согласитесь, научно-философская фантастическая головоломка — звучит не только странно, но и завораживающе. И это от людей, которые раньше создавали боссов с пятиэтажный дом!
Все начинается с пробуждения в незнакомом фантастическом мире, сочетающем в себе черты древней цивилизации и современных технологий. Суть игры проще всего описать через сравнение: если в той же Portal на помещение накладывали картинку, то в The Talos Principle делают ровно наоборот — на реальный мир накладывают помещения, как бы это странно ни звучало.
Сразу после появления вас приветствует таинственные голос, называющий себя Элохимом. Он разговаривает с вами как со своим творением и объясняет правила жизни в этом мире. Становится понятно, что ваша задача — прохождение различных испытаний: от простейших головоломок, решить которые можно за пару минут, до таких, которые вы и за несколько часов не одолеете.
Цель всех испытаний — добраться до сигила, а затем, собрав определенное количество символов, сыграть в мини-игру, открывающую новые гаджеты или путь в другой мир. Мешать будут силовые поля, взрывающиеся роботы, автоматические пулеметы, включенные вентиляторы, а порой и вы сами — и много чего еще.
Но и герой пришел в этот мир не с пустыми руками. В его распоряжении — специальные блокираторы, которые могут выключить тот или иной гаджет, отражатели, соединяющие лучи друг с другом, вентиляторы, помогающие переместить нужный предмет в определенную точку или самим переместиться туда и множество других «примочек», которые вы будете открывать по мере прохождения уровней.
Игра требует от вас постоянного внимания и соблюдения законов логики. Даже самая мелкая деталь может изменить все. К примеру, вместо того, чтобы проходить через 10 роботов и пулеметов достаточно будет просто запрыгнуть на камешек, с него на другой и — вот так просто! — вы у цели. Как было сказано ранее, уровни бывают как очень простыми, доходящими до примитивности, так и очень сложными.
В дополнение к огромному количеству головоломок в The Talos Principle присутствует и масса пасхалок, секретов, а также специальных призовых звезд, которые можно найти в каждом мире. Иногда охота всего за одной звездой может занять столько же времени, сколько вам понадобилось бы для прохождения всей игры от начала до конца. Иногда они просто спрятаны в укромных местах, до которых легко добраться — достаточно внимательно посмотреть по сторонам. А иногда авторы располагают их на видном месте, но чтобы их собрать придется так поломать голову, что потом диву даешься — как и кто их вообще собирает!
Я уверен: эти звезды — главная особенность игры. Ведь охота за ними заставляет игрока думать глобально, выходить за рамки привычной логики и смотреть на уже знакомые локации под новым углом. Ну и, конечно, никогда не лишним будет прибегнуть к «методу тыка».
Но The Talos Principle — это не просто очередная головоломка. В игре есть и сюжет, суть которого понятна уже с первых минут. Мир, в котором вы находитесь — подобие Рая, вы в нем — Адам. Точнее, не только вы, но и еще несколько тысяч других роботов. И весь смысл эксперимента состоит в наблюдении за вашими действиями, шагами и мыслями. Перед нами попытка превратить робота в человека.
Есть даже некое подобие общения с другими героями. На каждом уровне вы будете натыкаться на QR-коды — это записки, наблюдения или советы от других роботов-экспериментов. Это может быть подсказка, иногда — путанные мысли в слух в духе «Кто мы такие», «Что здесь происходит» или «Лягушки — тоже люди». А иногда можно наткнуться на полноценный диалог, как будто вырванный из какого-то чата. Все это делает мир живым.
Более того: вам также будет дана возможность оставить свои сообщения «потомкам». И не думайте, что они будут бесполезны. В The Talos Principle действительно присутствует частичка кооператива, и все послания будут видны вашим друзьям в Steam, купившим игру.
Но все же вернемся к сюжету. Раз мы находимся в Раю, а герой — это Адам, то где же тогда змей-искуситель? Как ни странно, змей — это компьютер. В игре вы обнаружите компьютеры, в которых содержатся различные файлы: вырезки из личного дневника, резюме, переписка, логи чата. Некоторые связаны с окружающим миром, а некоторые просто снабжают игрока интересной информацией.
Но иногда, примерно один раз за уровень, с вами будет общаться робот-помощник, который задает различные вопросы — многие связаны с проверкой ваших знаний и тестом на человечность. Этот помощник также рассказывает вам о мире, Элохиме и побуждает войти в некую башню, единственное запретное мест в игре.
Поэтому существует два пути: слушать бога, быть «свободным» и исследовать миры, а второй — съесть запретный плод, то есть войти в башню, в которой таятся секреты и ответы на все ваши вопросы. Думаю, вы уже выбрали свой путь.
The Talos Principle — умная и, в каком-то смысле, хардкорная игра. В ней все построено на логике и внимательности. Она разнообразна и богата идеями, которые редко увидишь в других играх. Что важно для любителей головоломок: любую задачу можно выполнить массой разных способов — от самых простых и банальных до сложных и запутанных. Это и делает игру шедевром в своем жанре.