Рецензия на The Order: 1886
Есть здесь и доля правды. Да, The Order: 1886 в первую очередь кино, и только потом – игра. Вы либо шагаете вперед, либо дятлом выстукиваете QTE. Иногда дают пострелять. Иногда балуют мини-играми. Но чаще развлекают длинными-предлинными кат-сценами. Многого от вас не требуют: тут вы сидите и наблюдаете, а тут лениво жмете на кнопочки, спасая главного героя от лап клыкастого ликантропа. Словом, кино – без мыла и уже не за две пятьсот.
Но «Орден» в принципе про другие материи. Игра Ready at Dawn сделана без оглядки на остальную индустрию, и это прекрасно. Пока одни команды жалуются, что аудитории плевать на детальность уровней (ничего не замечают, наши старания впустую!), студия Sony берет и делает все с точностью до наоборот, насыщая окружение необязательными мелочами.
Виртуальный Лондон богат на детали, он удивительно красив и подробен. The Order напоминает, почему далеко не всем играм нужны вышки и открытый мир.
О кино
Виртуальный Лондон богат на детали, он удивительно красив и подробен. The Order напоминает, почему далеко не всем играм нужны вышки и открытый мир. Такой внимательной работы с кадром и звуком, столь насыщенной, живой картинки я не видел ни в GTA, ни уж тем более в Assassin’s Creed (чьи достоинства я не умаляю).
Вот выходишь ты на балкон, а там по серо-туманному небу неспешно ползут дирижабли, пролетают беспокойные птицы, мимо проносятся электропоезда, автомобили. Где-то внизу суетятся люди. Трубы удушливо задымляют горизонт, подпираемый заостренными крышами высоток. Все это сопровождается аккомпанементом из ржания лошадей, цокота копыт, звуков паровозного гудка и рева моторов. И все ради локации, которую вы покинете спустя пять минут.
Через окружение Ready at Dawn и задает тон. Когда попадаешь в заброшенный лондонский госпиталь, по коже идет холодок – из-за тех самых необязательных деталей. Чем больше всматриваешься в темноту, тем неуютнее становится. В коридорах больницы царит угрожающий полумрак, и свет тусклого, мигающего фонаря то и дело выхватывает жуткое: заспиртованные головы, человеческие мозги, детенышей кенгуру. Все в баночках. Идешь дальше и снова хватаешься за голову – к доске прибиты отрубленные руки, ладони, подсушенные лица взрослых и младенцев. Для медицинских нужд, очевидно.
Снова продвигаешься вперед – к камерам, где жили пациенты. Всюду грязь, пыль. Палаты как пыточные. Во главе угла подобие кресла для БДСМ-фетишистов – с кандалами, ремнями и дыркой в сиденье. И вроде бы ничего особенного, ну стул и стул, вот только на полу – глубокие борозды от ногтей. Кого бы тут ни держали, он явно не горел желанием проходить эти процедуры снова и снова. В следующей камере на стене обнаруживается нацарапанный «смайлик», столь неуместный среди хаотичных цифр и другого горячечного бреда. Рядом – скрюченный труп безымянного художника.
Ready at Dawn вообще очень по-умному работает с environmental storytelling и его визуализацией. Их подход не кричащий, часто неочевидный. Это особенно заметно на примере Уайтчепел, одного из самых грязных и бедных районов Лондона. Вы можете пробежать эту главу, заметив лишь ключевые кат-сцены: оборванцев, избивающих должника, проститутку, трясущую голой грудью перед нищеватым мужиком, девушку, отбивающуюся от насильника.
Но на атмосферу, опять же, работают истории менее заметные. Небольшое помещение, полное то ли деревянных ящиков, то ли карликовых гробов. Мимо пройти проще простого, останавливаться-то незачем. Но если оглядеться внимательнее, вы увидите бедняков, которые зачем-то в эти ящики залезают – ложатся и спят. Можно подойти к столу и взять оттуда неприметную рекламную листовку. Похоже, «гробы» эти за гроши сдают бездомным, тем ведь тоже не хочется спать на улице. В этой сцене Уайтчепел предстает во всей своей безобразной, кривомордой красе.
Неудивительно, что люди, проглотившие игру за 5 часов, пропустили подобные истории. Это как приехать в реальный Лондон и весь отпуск просычевать взаперти. Вроде и в «зэ кэпитал оф Грейт Британ» побывал, а вроде и не видел ничего. Так, от аэропорта до такси прошелся.
Но даже если не изучать викторианский Лондон, The Order: 1886 все равно остается отличным развлекательным кино. Мир «Ордена» донельзя мрачен и суров, и в этом заключается его особая притягательность. Ready at Dawn придумала оригинальную вселенную, о которой уже сейчас хочется узнать больше – через книги, комиксы, веб-сериалы.
За обрывками фраз и крупицами информации, добытыми из газет, чувствуется долгая и богатая на события история. Как появились полукровки? Где король Артур нашел Черную Воду, продлевающую жизнь Рыцарям Круглого стола (главному герою, например, уже 600 лет)? Какие монстры (помимо вампиров и ликантропов) существуют? Что стоит за политическими дрязгами внутри Ордена? Увы, пока можно лишь догадываться. «1886» – это только начало, впереди нас ждет нечто по-настоящему масштабное. Sony на наших глазах строит вселенную, которая может стать новым символом PlayStation.
Оценка: 9,0
Об игре
Впрочем, фильмы-фильмами, а как игра «Орден» разочаровывает – типичный экшен с укрытиями, даже красные взрывающиеся бочки на месте. И проблема не в том, что боевая система тут «как у всех». В этом как раз ничего плохого, я люблю и укрытия, и перекаты. Другое дело, что боевик из «Ордена» никакой: враги сидят по углам и нехотя огрызаются, почти не пробуют обойти и услужливо подставляют головы. Зато противников всегда много. Я от души смеялся, глядя на то, как из точки «спавна», расположенной на втором этаже старого дома, один за другим выскакивали вооруженные повстанцы – совсем как клоуны из маленького автомобиля.
Но бояться нечего. Всю перестрелку можно просидеть за одним укрытием, даже не сдвинувшись с места – убивают быстро, так чего вообще подставляться? Если сразу расстрелять гренадеров, то и выкурить вас будет некому – неприятели стесняются и робеют подойти ближе. Ну а непробиваемых мужиков в броне, которые идут напролом, легко успокоить при помощи аналога Dead Eye из Red Dead Redemption – замедляете время и выпускаете в здоровяка всю обойму.
Бои с монстрами, к слову, также получились предельно неловкими. Вас запирают в комнате с ликантропами, и те начинают атаковать. Тактика у полукровок всегда одна – легонько цапнуть и отбежать, после чего вернуться и повторить. Ничего сложного – зажимаетесь в угол, расстреливаете оборотней, затем подбегаете и добиваете ножом. Мохнатые твари не могут вас даже толком поранить – при их приближении высвечивается кнопка «Х». По нажатию главный герой сам отскакивает от разгневанного ликана, и тот снова убегает.
С боссами-полукровками получилось еще глупее. Битва с «древним» из четвертой главы (существом, которое изначально родилось мутантом) ничем не отличается от сражения с финальным боссом из последней, шестнадцатой главы. То есть вообще ничем. В обоих случаях бои проходят во время интерактивной кат-сцены: отстукиваете QTE, уклоняетесь от атак чудовища, жмете L1 и R1, чтобы полоснуть по нему ножом, в какой-то момент подбираете с земли оружие, повторяете… Неужели нельзя было придумать что-нибудь уникальное для каждого босса?
Стелс вышел еще более странным. Вы попадаете на локацию, которую нужно зачистить без лишнего шума. И поначалу это даже занятно – у вас нет радара, неизвестно, сколько противников бродит по уровню. Зоркие патрульные не станут медлить – увидят и сразу застрелят, хватит и одной пули. Казалось бы, неплохой челлендж, но – когда задание приходится переигрывать с самого начала только из-за одной ошибки в QTE, это уже не челлендж, а дурной тон.
Впрочем, экшен перестает быть скучным, когда в ваших руках оказывается дуговой разрядник или, допустим, магнитная пушка, стреляющая энергетическими зарядами. Главный герой залезает на мост и начинает устраивать массовый геноцид британцев – от легкого попадания людей буквально разрывает в клочья.
Враги стайками перебегают от укрытия к укрытию, отстреливаются и все равно не могут ничего сделать – пушка разносит в щепки кареты, деревянные укрытия, «расщепляет» самих противников, причем оптом – сразу по трое. Бедняги истошно вопят: «Сделайте что-нибудь с этой пушкой!» И тут же взрываются кровавым облаком. Жаль, что подобных моментов в игре не так много.
Оценка: 6,0
О продукте
Понятно, что сейчас многие пойдут злорадствовать – Sony не выпустила шедевра, снова QTE! Да, не выпустила. The Order понравится любителям красивого кино и викторианской эпохи: тут потрясающе детальный Лондон, увлекательный сюжет, грамотная режиссура и умелая работа с кадром.
При этом «Орден» расстроит тех, кто пришел сюда за, собственно, геймплеем: скучные перестрелки, глуповатые враги, утомительный стелс. И ходьба – очень много медленной, неспешной ходьбы. А еще QTE и длинные ролики, которые нельзя пропустить!
Определитесь, чего от The Order хотите именно вы, хорошего кино или хорошей игры, и решайте – стоит ли тратить на нее 4 тысячи. Ну а как продукт «Орден» получает от нас 8 баллов – невылизанным его уж точно не назовешь.