Рецензия на The Binding of Isaac: Rebirth
The Binding of Isaac начинался как проект для game jam (соревнование, в котором разработчики за короткий срок делают оригинальные игры с нуля). За одну неделю Эдмунд Макмиллан, подаривший миру Super Meat Boy, на пару со своим давним коллегой Флорианом Химслом сделали «рогалик» с запоминающейся стилистикой и провокационным взглядом на библейские мотивы.
Естественно, столь скромный срок разработки вылился в некоторые технические недоработки игры, да и банально снизил ее качество. Но это не помешало «Исааку» стать хитом даже для людей, прежде не знакомых с roguelike жанром. Спустя три года разработчики всё же выпустили сильно улучшенный и доработанный оригинал с подзаголовком Rebirth, что как раз и означает «Перерождение».
Как и в оригинале, сюжет игры основывается на библейской истории про Авраама и Исаака, богобоязненного родителя и его чадо. Исаак жил с мамой, которая общению с сыном предпочитала просмотр христианских телешоу, прочтение Библии и другие способы сближения с Иисусом. Вот только этого Господу показалось мало: в качестве доказательства истинной веры он потребовал принести жертву, которой должен стать никто иной, как Исаак. Но в отличие от оригинальной истории, мальчик осознает опасность раньше, чем бог сказал «стоп», и сбегает в подвал через удачно подвернувшийся люк в полу.
Вот только какое из двух зол, обезумевшая мамаша с кухонным ножом или полный опасностей подвал, меньшее — еще неизвестно. Хоть всевозможные чудовища, шипы, фекалии и прочие нечистоты и выглядят довольно мило (как и Мясной Парень из Super Meat Boy от того же автора, представляющий из себя кусок фарша с глазками), каждый из них может довести Исаака до слез или вовсе убить.
Но слезы в The Binding of Isaac: Rebirth — не слабость, а смертоносное оружие. Избавившись от Flash в качестве движка, «Перерождение» научилось составлять еще более безумные сочетания из различных предметов. Сделать из плачущего малыша терминатора с самонаводящимися отравляющими лазерами из обоих глаз — пожалуйста. Превратить голову мертвого кота в катализатор фонтанов крови, за одно применение уничтожающих всё живое в комнате — и такое возможно, всё зависит от везения на необходимые апгрейды.
Играется Rebirth заметно комфортнее предшественника — сказывается переход к 60 кадрам в секунду и отсутствие так раздражавших в оригинале «тормозов». Кроме того, в игре появилась нативная поддержка геймпада —в оригинале предлагалось воспользоваться сторонним инструментом. Подвал стал заметно краше: по умолчанию игра выглядит пикселизированно (за это отвечает появившейся фильтр, который можно в любой момент выключить), при этом объекты комнаты стали детализированее, а на стенах можно заметить отражения от воды или другие декоративные украшательства.
Самым крупным нововведением оказался локальный кооператив. Возможности второго игрока, правда, едва ли можно назвать впечатляющими: появившись в виде случайного трупа брата или сестрички Исаака вроде тех, которых можно подобрать в одиночной игре, напарник сможет помогать с изничтожением неприятелей. При этом помощник может летать, игнорируя пропасти и препятствия, но не имеет возможности подбирать предметы — таким образом разработчики сохранили баланс и сложность уровней.
Другая возможность разделить радость одного и того же прохождения с другими игроками – поделиться «сидом», специальным кодом, который можно найти в меню паузы. Любой, кто введет его в своей игре, сможет пройти точно такие же уровни, какие были у вас. Так что теперь рассказ в духе «Ты не поверишь, что мне попалось во время того захода» можно дополнить, просто продиктовав восемь символов – ваш товарищ сможет увидеть всё своими глазами.
Заодно, поскольку каждый сид — это набор из восьми букв или цифр, можно предположить, что количество возможных уникальных комбинаций в игре стремится к 36^8, то есть около 2,8 триллионов. Кроме того, существуют специальные «сиды», влияющие на игру словно чит-коды. Например, с кодом «CAM0KIDD» Айзек превратится в собственную тень, сливающуюся с полом комнат, а после ввода «FARTSNDS» ваши слезы будут издавать совсем не такой приятный звук.
Игра всё так же заимствует концепцию оригинальной The Legend of Zelda с NES. Все локации представляют из себя комнаты, в которых случайным образом могут появиться или не появиться враги, двери, сундуки, пропасти и так далее. При этом на каждом условном «этаже» подвала обязательно найдется артефакт, а люк к следующему уровню будет охраняться боссом. Вот только Линку не приходилось захныкивать врагов до смерти, как это делает Исаак.
Поначалу удача будет вашим единственным союзником — если бывалые игроки, потратившие сотни часов на оригинальный The Binding of Isaac, смогут «пройти» игру с первой попытки, то новичкам остается лишь дать волю любопытству и экспериментировать с комбинациями предметов, попутно изучая повадки врагов. Последних, кстати, стало в разы больше: новые вариации старых монстров и столько же новых — некоторые даже научились ползать по стенам комнат. Каждая игровая сессия обязательно будет чем-то отличаться от предыдущей.
Как и прежде, умирать придется много — и каждый раз начинать заново с пустыми руками и без крутых предметов. Даже «пройдя» игру быстро, не забывайте, что настоящее прохождение можно засчитать лишь тогда, когда вы откроете всех боссов — для этого понадобится огромное количество успешных забегов. И даже после этого по-хорошему нужно заняться охотой за трофеями, выполнением испытаний (коих стало в два раза больше) и прохождением на высоком уровне сложности. Да и всё же «Исаак» не ориентирован на сюжет, а лишь предлагает расстаться с десятками часов свободного времени довольно увлекательным и затягивающим способом. Кстати, The Binding of Isaac: Rebirth на этот раз доступна не только для персональных компьютеров, но ещё и для PS4 и PS Vita. В будущем не исключены версии для 3DS (если Nintendo разрешит опубликовать игру на религиозную тему) и iOS (если Эдмунда устроит качество порта).
Если перспектива долгих битв против заблудших душ, оживших смертных грехов и всадников Апокалипсиса вам по душе, то теперь это стало возможным ещё и на диване и даже вне дома, при этом в шестидесяти кадрах в секунду и с океаном различных комбинаций предметов. Это действительно тот случай, когда обновленную версию оригинала стоит купить за полную цену. Если же хочется чего-то более осмысленного, а подписываться на потенциально бесконечную трату времени нет никакого желания — тогда «Жертвоприношение Исаака» явно не для вас.